Шестопал Е.Б. Образы лидеров в массовом сознании
Методология:
· анализ данных рационального и бессознательного уровня, а затем сравнение их между собой
· соединили количественные и качественные методы, делая акцент на качественных методах
исследование:
в России,в разных регионах - проведение фокусированных интервью с предъявлением респонденту последовательно трех черно-белых фотографий политиков.
Использование фокусированного интервью обеспечивало максимально индивидуализированные ответы респонеднтов, на которых не оказывало давление групповое мнение.
Два типа вопросов:
первый– направлен на фиксацию рациональных оценок политиков - вопросы, выявляющие узнаваемость лидера, намерение голосовать за него, вопросы о том, что в нем нравиться и что не нравится, а также вопрос о том, зачем, по мнению респондента, данному политику нужна власть.
второй - фиксировал ассоциации с животным, цветом, запахом, литературным героем.
Обработка материалов велась как с помощью шкалирования оценок респондентами личностных качеств лидеров, так и с помощью политико-психологического анализа высказываний отдельных респондентов с последующим выделением рациональных и бессознательных уровней в их оценках властных фигур
1)По шкале привлекательность-непривлекательность - знак и соотношение положительных и отрицательных качеств, доля отрицательных и положительных оценок по отношению к общему числу названных качеств. По объекту оценок выделяются:
-внешность(одежда, манера поведения) и телесные характеристики (здоровье-болезнь, конституция, полнота-худощавость, вредные привычки, мускулинность-фемининность, возраст, темперамент, физическая привлекательность),
-морально-психологические особенности (характер, отдельные черты личности, речевые обороты, и этические оценки политика), чисто политические, профессиональные и деловые качества (политические ориентации, организаторские способности, лидерский потенциал).
2)По шкале сила-слабость выявляется доминирующая тенденция приписывания силы или\и слабости в отношении внешности, телесных характеристик, психологических особенностей, моральных качеств, политических и деловых качеств. Так же оцениваются и полученные бессознательные ассоциации.
3)Шкала активность- пассивность имеет отношение к исполнению властных полномочий, к внешним проявлениям, к тем образам, с которыми респонденты ассоциируют политика. Эта шкала применялась по такой же схеме, как и две предыдущих: ответы кодировались и подсчитывалось процентное их соотношение к числу всех ответов по данному политику.
После кодирования ответов респондентов и создания базы данных, результаты обрабатывались с помощью пакета статистической и социологической информации SPSS.
Объектом же исследования выступает не столько сам политик, сколько его публичный образ:
Применение пословиц и поговорок, из устойчивых словосочетаний и фразеологизмов.
Задача:
а) выявить в «рациональных» ответах содержащиеся в них скрытые сообщения о том, какие качества лидера замечаются респондентами, расцениваются как важные или второстепенные, положительные или отрицательные;
б) выявить в «ассоциативных» ответах скрытые сообщения о том, какие качества лидеров неосознанно отмечены респондентами и оценены ими;
в) сравнить результаты а) и б).
При интерпретации полученных данных мы исходим из следующих теоретических посылок:
1)оценки гражданами политиков дают нам материал как о политиках, так и о массовых ожиданиях в отношении лидеров, то есть о гражданах, формирующих тот идеальный прототип лидера.
2) позитивные чувства возникают у граждан тогда, когда процесс коммуникации между лидером и его последователями происходит достаточно гладко.
3)в высказываниях респондентов содержится многослойная информация об их отношении к политикам. Верхний слой составляют осознаваемые рациональные характеристики. Для их интерпретации мы используем простые шкалы, исходящие из осгудовской трехчленной структуры личности (Привлекательность. Сила. Активность). При этом привлекательность подразделяется на
1.оценки внешности, понимаемой прежде всего как манера поведения, стиль межличностных отношений,
2.оценки соматических характеристик,
3.оценки психологических качеств,
4.политических, деловых качеств и моральных аспектов образа.
Более глубокий слой в рациональных оценках также содержится. Его выявление требует текстуального анализа высказываний, чтобы выявить скрытые за ними неудовлетворенные потребности, пресуппозиции, идеальные прототипы, с которыми респонденты сопоставляют реального политика.
Бессознательные характеристики:
1)Ассоциация с животными - интерпретации подлежат лишь те ассоциации, которые связаны с метафорическими образами данной культуры
"Мифологический круг животных" объединяет протагонистов паремий, сказок, примет. Животные этого круга вписаны в сюжет, имеют свои постоянные, повторяющиеся от паремии к паремиироли, атрибуты и локус- "место действия", в сюжете они взаимодействуют с другими персонажами, также наделенными фиксированными ролями.
2)Цвет имеет 3 физических свойства:
1.Цветовой тон - определенная длина волны в пределах определенного участка спектра. Чистые цвета - красный, желтый. Зеленый, синий. Остальные - смешанные.
2.Яркость или светлость - интенсивность излучения в сравнении с другими.
3.Насыщенность или чистота (количество ахроматических (белого, черного. Серого), примешивающихся к основному цвету. Все природные цвета имеют эту примесь.
Для нашего исследования важна проблема психологического воздействия цветового спектра, а точнее словесного атрибутирования цветовых ассоциаций и их интерпретация, больше, чем собственно проблема восприятия цвета.
Ахроматические тона внеэмоциональны. Это абстрактные цвета времени и пространства.
Красно-желтая часть спектра вызывает ощущение тепла.
Сине-голубая - холода. Максимум тепла вызывают оранжевый, а не красный. Это чисто психологическая закономерность, а не физическая. Так как длина волны у красного - больше, чем у оранжевого. Красный воспринимается как самый активный. Возбуждающий. Фиолетовый - нарастает успокоение. Оранжево-желтый вызывает чувство радости, уменьшение агрессивности и активности.
Зеленый - равновесие. Сочетает в себе легкость и живость желтого со спокойствием и тяжестью синего. Активные цвета лучше запоминаются и кажутся более яркими.
Наибольшее чувство удаления от предмета, (то есть увеличение пространства) создают цвета сине-голубой части спектра. Время замедляется.
Оранжево-желтые дают эффект приближения к наблюдателю. Время ускоряется. Сине-голубые оттенки - тяжелые,, желтые - легкие.
Сине-голубые цвета не сексуальны. Сексуальность нарастает через фиолетовый к красному.
Яркие и светлые (теплые) цвета действуют возбуждающе, стимулирующе к общению, к деятельности. Холодные цвета вызывают торможение, рассудочность, рациональность.
Зеленый, зелено-желтый, оливковый-уравновешивающие, погружающие во внутренний мир.
Пастельные тона (розовый. салатный, лиловый) - скромность. Нежность. Ласка.
Черный и другие темные цвета - мрачность. угрюмость тоска, страх.
Пара - синий-желтый - напряжение, движение.
Красный-желтый - импульсивность. Жизнеутверждение.
Фиолетовый- желто-зеленый - скрытая сила, уровновешенная
3)Ассоциации с запахами дают дополнительную информацию о бессознательных реакциях наших респондентов. Прежде всего, обращает на себя внимание само наличие или отсутствие запаха. Отсутствие или неопределенность запаха свидетельствует о размытости образа, отсутствии его телесной наполненности. Смысловые оттенки названных запахов свидетельствуют о восприятии “мужественности”-”женственности: естественные и техногенные