Исторические формы демократии.

Системы правления, предусматривающие участие в этом процессе значительного числа граждан, вначале возникли в Древней Греции и Древнем Риме около 500 г. до н. э., где сложилась классическая форма демократии. В Древних Афинах это была полисная демократия, возникшая на основе города-государства. Она осуществлялась в форме непосредственного общественного самоуправления, когда свободные граждане обсуждали, принимали решения и претворяли их в жизнь самостоятельно. Избранные должностные лица не имели больших полномочий, были полностью подотчетны народному собранию и подлежали быстрой ротации. Действовал принцип политического равенства, который позволял каждому гражданину реально участвовать в управлении городом-государством. Древнегреческая демократия была активистской и коллективистской. Она предусматривала полное подчинение отдельного лица гражданской общине, защиту прав полиса, а не прав человека. Полисная демократия обслуживала интересы очень узкой категории граждан, из которой исключались не только рабы, но и женщины и чужеземцы (метеки), даже в случае, если они долгое время жили в полисе.

В Древнем Риме система народного правления получила название«республики». На латыни «res» означает «дело», «publicus» – «общее», то есть нечто, принадлежащее народу. Первоначально право участия в управлении республикой принадлежало лишь патрициям, или аристократии. Однако в ходе развития общества и после ожесточенной борьбы простолюдины (плебс) добились для себя также такой возможности. Как и в Афинах, право политического участия предоставлялось только свободным мужчинам. В Древнем Риме была изобретена система разделения властей (власть консулов, власть сената, власть народных трибунов), сочетающая элементы монархии, аристократии и демократии. Это сделало народное правление здесь более устойчивым, чем в Афинах.

Зародившись поначалу в городе довольно скромных размеров, Римская республика путем аннексий и завоеваний распространилась далеко за его пределы и в результате стала править всей Италией и рядом других стран. Это породило коллизию, которая и привела в конечном итоге после 500-летней истории к гибели народовластия. Дело в том, что Рим никогда не мог в полной мере привести свои политические институты в соответствие с постоянно возрастающей численностью своих граждан и с фактом их географической удаленности от центра республики. Как следствие этого, все более увеличивающееся, а под конец подавляющее число граждан было практически лишено возможности участвовать в народных собраниях, местом проведения которых оставался римский Форум.


Следующий этап развития демократии – это республиканизм в средневековых городах Северной Италии(XI–XV вв.). Во Флоренции, Генуе, Венеции, Болонье, Падуе и ряде других городов сложилось устройство, напоминающее по форме то, которое существовало в Римской республике. К участию в работе органов власти городов-государств допускались первоначально только члены семейств аристократии. Но по прошествию времени горожане, стоявшие на низших ступенях социально-экономической иерархии, добились права на участие в управлении. Однако, в отличие от Рима и Афин, статус гражданина был сопряжен здесь с обладанием собственностью. В городах Северной Италии сложился средний класс, состоящий из купцов, ремесленников, банкиров. Он был не только многочисленным, но и хорошо организованным в гильдии, товарищества, церковные братства и т.п. Институциональная структура народовластия опиралась на власть городского Совета, подеста, избираемого на год и подотчетного Совету, а также Собрания горожан. Развитие республиканизма вызвало расцвет экономической и культурной жизни в Северной Италии. Однако, к несчастью для демократии, во второй половине XIV в. республики в некоторых крупнейших городах начали постепенно отступать под натиском извечных врагов народовластия: коррупции, олигархии, войн, территориальной экспансии, узурпации власти авторитарными правителями.

Параллельно с развитием республиканизма в Северной Италии шли процессы формирования системы народного представительства в Северной Европе. В 930 г. в Исландии сложился прообраз первого в мире национального парламента, так называемый альтинг, остававшийся источником законотворчества на протяжении более трех столетий. Эдуард I (1272–1307) под давлением знати и горожан узаконил парламент в Англии, который вырос из спорадически проводимых собраний сословий. В Швеции традиции народного участия в собраниях в XV в. породила предтечу современного парламента: король начал регулярно собирать представителей различных сословий шведского общества – аристократии, духовенства, бюргеров, простолюдинов.

В Нидерландах и Фландрии формированию представительных собраний содействовало развитие городского среднего класса, сосредоточившего в своих руках значительные экономические ресурсы. Правители, постоянно испытывавшие острую нужду в деньгах, не могли игнорировать этот социальный слой, а чтобы заручиться его поддержкой, им приходилось созывать собрания представителей городов и основных классов общества.

Однако ранняя представительная система была еще крайне несовершенной и не может отождествляться с представительной демократией. Даже в странах, дальше других продвинувшихся в развитии этих учреждений, существовало вопиющее неравенство, создававшее непреодолимые барьеры для народовластия. К тому же парламенты зачастую никак не могли выступать в качестве равноправного партнера монарха. Это случилось лишь столетия спустя, когда контроль над правительством перешел от короля к парламенту либо место короля занял президент. Представители «народа» далеко не в полной мере представляли весь народ. Даже в такой свободной стране, как Англия, в 1832 г. знаменитые избирательные реформы предоставили гражданские права только 5%, в 1886 – 28%, и лишь в 1921 г. – 74% жителей страны.

Таким образом, вплоть до XIX в мы не можем говорить о формировании современной демократии. Родиной новой демократии стали США, в которых в 20-е годы XIX в., впервые больше половины взрослого мужского населения получили право участвовать в президентских и парламентских выборах. Именно с этого момента начинается глобальный процесс перехода к демократии, охвативший в наше время всю планету.

Чем же отличается современная демократия от классической? Прежде всего она является формой правления, действующей в масштабах крупных национальных государств, а не городов-государств, или городов-республик.

Она является представительной системой, а не прямым самоуправлением сообщества граждан. Свой суверенитет граждане делегируют избираемым ими представителям, строго подотчетным избирателям. Одновременно граждане могут непосредственно участвовать в принятии политических решений, участвуя в национальных и локальных референдумах.

Современная демократия становится инклюзивной, то есть включающей в себя, а не эксклюзивной, как было прежде. Пассивное и активное избирательное право является доступным практически для всего взрослого населения и не обусловлено имущественным цензом. Широко действующими становятся принципы политического и правого равенства.

Демократия в развитых индустриальных государствах является конституционной. Демократические правительства действуют строго в рамках правового закона, который защищает права человека, права меньшинств, задает определенные рамки (а не предписания) для свободной деятельности граждан, групп интересов, организаций, политических партий, сдерживает правительство от любых посягательств на свободу граждан и ассоциаций.

Формы современной демократии зависят от формы правления, избирательной и партийной систем (см. подробнее Темы 10–12).

В зависимости от формы правления выделяются президентские, парламентские, президентско-парламентские и парламентско-президентские демократические системы.

В зависимости от типа избирательной системы выделяют мажоритаристские демократии и демократии с пропорциональной системой голосования.

В зависимости от типа партийной системы выделяются многопартийные, двухпартийные и коалиционно-мажоритаристские демократии.

Различные сочетания этих форм влияет на эффективность и стабильность демократии. Например, наиболее жизнеспособными являются комбинации президентского или парламентского правления с мажоритарной избирательной системой и двухпартийностью. Наименее же стабильным является сочетание президентской формы правления с пропорциональной избирательной системой и многопартийностью.

Наши рекомендации