Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативно-правовых актов в пространстве показывает территорию, на которую распространяется действие нормативного акта.
По общему правилу, нормативно-правовой акт действует на всей территории, на которую распространяется власть государственного органа, издавшего этот акт. Так, акты федеральных органов власти (федеральные законы, указы президента, постановления правительства и др.) действуют на всей территории Российской Федерации, акты органов власти субъектов федерации (например, законы Думы Приморского края) действуют на территории данного субъекта федерации, акты органов местного самоуправления действуют только на территории данного административно-территориального образования и т.д.
Исключениямииз общего правила являются:
• акты, изданные специально для определенной территории (например, для районов Крайнего Севера);
• распространение действия акта за пределы территории государства (на территории посольств и консульств данного государства за рубежом, на территории военно-морских и воздушных судов и т. д.). это так называемый принцип экстерриториальности.
Для определения пространственного действия актов, распространяющихся на территорию государства, необходимо знать, что представляет собой с юридической точки зрения территория государства. Территория любого государства очерчена государственной границей,под которой понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.
Следовательно, территория государства включает:
• часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государства;
• внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль;
• воздушный столб над территорией государства (на высоте до 35 км);
• воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом государства;
• космические объекты, находящиеся под флагом и гербом государства;
• т. н. квазитерритория (территория посольств и консульств, пользующихся особым правовым режимом).
По общему правилу, нормативно-правовой акт распространяет свое действие на всех лиц, находящихся на территории, на которой действует нормативный акт. Исключениеиз общего правила составляют следующие случаи:
• нормативные акты, которые распространяют свое действие на отдельные категории лиц (например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах и т. д.);
• из-под действия нормативных актов данного государства выведены лица, обладающие дипломатическим иммунитетом.
Последнее означает, что лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за совершенное преступление или проступок на территории иностранного государства. Вопрос об ответственности этих лиц решается дипломатическим путем.
К лицам, находящимся на территории действия нормативно-правового акта, относятся:
• граждане государства,
• иностранные граждане (подданные),
• лица без гражданства (апатриды).
Акты толкования и их виды
Термин "акты толкования" относится только к актам официального толкования норм права, т. е. имеются в виду результаты государственно-властной деятельности по разъяснению норм права.
Акты официального толкования (интерпретационные акты -это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.
В общем, признаки актов толкования и их отличия от иных правовых актов уже были рассмотрены нами выше. В порядке обобщения можно указать следующие особенностиактов толкования:
• не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм;
• имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы;
• содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;
• обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственно-властных полномочий;
• адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.
Интерпретационные акты имеют следующие виды: По юридической значимости:
• акты нормативного толкования
• акты казуального толкования.
Это одна из основных классификаций интерпретационных актов. Акты нормативного (общего) толкования адресуются правоприменительным органам и содержат общие разъяснения правовых норм, которыми правоприменитель обязан руководствоваться во всех случаях, когда возникает необходимость применить разъясняемую норму права. Например, Постановление № 3/1 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5.02.98 г. «О некоторых вопросах применения ФЗ "О переводном и простом векселе"» является актом нормативного толкования.
Акты индивидуального толкования обязательны только в отношении конкретного юридического дела. Элементы индивидуального толкования содержатся в мотивировочной части судебных решений и приговоров, где суд разъясняет, какие именно нормы права и почему он считает нужным применить в этой ситуации. Примером актов индивидуального толкования могут служить определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, выносимые в результате рассмотрения конкретных дел высшей судебной инстанцией и содержащие подробные разъяснения правовых норм, касающихся данного юридического спора.
В зависимости от субъекта издания:
• акты аутентичного толкования
• акты легального толкования.
Акты аутентичного толкования издаются органами, которыми был издан и сам разъясняемый акт.
Акты легального толкования издаются органами, специально уполномоченными на дачу официальных разъяснений действующего законодательства. Наибольшую значимость среди актов легального толкования имеют постановления Конституционного Суда РФ, а также постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.
В зависимости о отраслей права акты толкования можно подразделить на:
• конституционно-правовые;
• уголовно-правовые;
• гражданско-правовые;
• другие.