Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры
Идейной основной культуры Возрождения стал гуманизм (от латинского – человеческий, человечный). Гуманизм означает не только признание за человеком высшей ценности, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Эта черта гуманизма была выражена в эпоху античности устами Протагора: «Человек есть мера всех вещей».
Возникновение и утверждение нового ренессансного мировоззрения началось с вызова схоластике, основанной на формально-терминологическом методе. В противовес традиционному комплексу studia divinitatis – познанию божественного – гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – studia humanitatis – познание человеческого, включающий грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику, этику (моральную философию). Гуманистами в эпоху Возрождения называли тех, кто посвящал себя изучению, преподаванию этих дисциплин. Сам термин имел не только профессиональное, но и мировоззренческое содержание: гуманисты были носителями и творцами новой системы знаний, в центре которой стоял человек, его земное предназначение.
Первым гуманистом эпохи Ренессанса называют Франческо Петрарку (1304–1374). Он был «именно тем человеком, – писал Леонардо Бруни, – который воскресил к жизни преданные забвению studia humanitatis и открыл путь к обновлению нашей культуры ... »[6].Флавио Биондо видел в Петрарке основоположника нового литературного стиля. Столетия спустя Франческо Патрицы подчеркнул роль Петрарки, возродившего в итальянских республиках риторику, погребённую в эпоху тысячелетнего варварства.
Франческо Петрарка заложил основы новой гуманистической этике, главный принцип который – достижения нравственного идеала через самопознания, активную добродетель, образование. В трактате «О средствах против счастливой и несчастливой фортуны» он ставит под сомнение традиционное понимание благородства, отказываясь видеть основу знатности в происхождении и титулах. Только в активном проявлении добрых начал своей натуры человек может обрести подлинное благородство. Петрарка сформулировал черты, присущие новому типу личности: индивидуализм, осознание собственной ценности, активность и вера в собственные силы, стремление к свободе. Тем не менее, на всем его творчестве лежит печать двойственности. Воспитанный в христианской религии Франческо искал компромисс между ней и языческой философией, между верой и знанием, он был убежден, что путь к небесному блаженству не требует отказа от всего мирского.
Последователями Петрарки стали Колюччо Салютати (1331–1406), Леонардо Бруни (1370–1440), Маттео Пальмиери (1406–1475), Лоренцо Балла (1407–1457), Леон Батист Альберти (1404–1472) и другие выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения. Все они внесли заметный вклад в разработку гуманистической этики, в развитие идей гармонии человека и природы. Человек в их учениях вступает активной преобразующей силой. Путь к пробуждению и развитию природных способностей человека открывает знание. «Знание возвышает человека над собой и над другими...». Но цель человеческого бытия, счастья не только в том, чтобы открыть истину, но и в том, «чтобы сделать ее руководством к действию»[7]. Совершение добрых дел, доблестных и праведных – это путь к достижению земного счастья. «Только разум, добродетель и труд в их неразрывном единстве, создают основу для подлинно человеческой жизни[8]». Богатству принадлежит последнее место в иерархии земных благ.
Идея гармонии, ставшая одним из определяющих принципов мировоззрения гуманистов эпохи Ренессанса, предполагала стремление человека к совершенству. Важное место в достижении этой цели отводилось образованию, нравственному и физическому воспитанию.
Глубокая образованность предполагала изучение комплекса гуманитарных дисциплин, преподавание которых велось как в университетах, так и в частных гуманистических школах. Создавались различного рода сообщества академии, кружки, товарищества, объединяющие представителей различных социальных кругов и профессий на почве гуманистических идей. В них в атмосфере свободной дискуссии переводили и читали древних авторов, собственные сочинения. Так, широкую известность в Италии приобрела Платоновская академия во Флоренции, возглавляемая с 1462 г. выдающимся гуманистом – философом Марсилио Фичино (1433–1499). Членами ее были не только известные гуманисты, но и юристы, медики, художники, предприниматели, политические деятели. С этой академией связано новое направление гуманизма – неоплатонизм.
Эпоха Возрождения это не просто эпоха провозглашения гармоничной личности, не просто стремление к идеалу, но и его реальное воплощение. Эта эпоха дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих всесторонней образованностью, ярким талантом, целеустремленностью, работоспособностью, огромной энергией. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Альбрехт Дюрер, Николо Макиавелли, Мартин Лютер – вот только несколько имен из числа титанов Возрождения. Тогда не было почти ни одного выдающегося человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером. «Он знал и умел все, что знало и умело его время, кроме этого он мог еще предугадывать многое, о чем еще и не помышляли»[9]. Так он обдумал конструкцию летательного аппарата и пришел к идее геликоптера. Кроме того, по свидетельству современников, он был прекрасен собой, пропорционально сложен, изящен и обворожителен в беседе[10]. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором и ... изобрел систему фортификационных сооружений.
Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать основные принципы ренессансного гуманизма. Это освобождение культуры от церковной опеки, отречение от схоластики, раскрепощения человека и утверждение его земного предназначения, разрушение сословно-корпоративных рамок, возвышение человеческой личности, стремление к идеалу и гармонии.
Представления о человеке как об истинном творце всего сущего нашли наиболее полное воплощение в искусстве. Сам художник становится подлинным homo universal. Ему доступно все многообразие мира. Он один может подобно Богу «создавать из ничего нечто». Эстетический идеал Ренессанса – образ земного, реального, деятельного человека, гармонически и всесторонне развитого.