Политически-правовые учения США в период борьбы за независимость
Конец 18 в.
Причины борьбы за независимость:
· Экономическая эксплуатация колоний
· Законы должны были отправляться в Лондон для одобрения
· Губернаторы назначались короной (имели право абсолютного законодательного вето)
Война за независимость => 13 колоний получают независимость => Декларация о независимости 1776 г. => Конфедерация с 1781 г.
Конфедерация – это «парад суверенитетов», пустая казна (т. к., нет прямого налогообложения + добровольные отчисления субъектов конфедерации) => необходима Федерация
1787 г. – Конституционный Конвент для пересмотра статей конфедерации (тайный пересмотр)
2 направления политико-правовой мысли:
демократическое (Томас Пэйн, Томас Джеферсон)
умеренное (федералисты – Гамильтон, Мэдиссон)
Американцы восприняли идеи античных мыслителей + европейских мыслителей 18 в.
Томас Пэйн
18 – 19 вв., активный участник французской революции, борьбы за независимость, умер в бедности в США.
Работа: «Права человека», «Серьезная мысль», «Здравый смысл»
Правовое учение:
· Спор с Бёрком по поводу Конституции: он сторонник писанной конституции в отличие от Бёрка
· «Конституция должна помещаться в кармане рубашки»
· Классификация прав человека:
- Естественные:
o Это права, существующие у людей и в естественном состоянии (даже у северо-американских индейцев)
o Их можно обеспечить, живя в обществе, не самостоятельно (ех.: право на защиту)
o право каждого на счастье, свобода слова и т.п.
- Гражданские
· Концепция прав поколений людей – коллективные права:
Каждое поколение равно в правах с предшествующими поколениями
· Виды права:
1) Законодательное:
- Лучшее право
2) Прецедентное:
- Одно решение никогда не бывает похоже во всех обстоятельствах на другое
- Прецедент может быть плохим, а он обязателен к применению
Учение о государстве:
· Договорная теория происхождения государства
· Суверенитет за народом
· Отделение от метрополия обосновано суверенитетом народа
· Он придумал название «США»
· Классификация форм государства (критерий – наличие института передачи власти по наследованию, т. к. пэры («аристократическая тирания») и король не зависят от народа):
- Старое
- Новое
· Безнаследственный однопалатный зак. орган, чтобы реализовать «чистую демократию»
· Против цензового избирательного права
· Необходимы ежегодные выборы парламента
Томас Джеферсон
18-19 вв., демократическое направление, автор проектной декларации, основатель Вирджинского университета, Президент США, гуманист, написал себе эпитафию.
Логическое основание: идеи Аристотеля, Локка, Монтескье
Работы: «Заметки о штате Вирджинии»
Учение о праве:
· Концепция равенства прав человека:
Творец наделяет нас естественными правами
· Идея счастья от Аристотеля
· Права человека неизменны, врожденны, неотменны, неотчуждаемы
· Свобода совести
· «Наши гражданские права не зависят от наших религиозных взглядов, также как они не зависят от наших взглядов в области физики и геометрии»
· Концепция коллективных прав человека:
- право на восстание
- право на смену существующей формы правления
Учение о государстве:
· Форма правления - Республика
· Форма гос. устройства – Федерация
· США – это «пирамида республик»:
- В каждом штате – местные республики (по 100 чел.) => республика на уровне штата => федеративная республика
- Местные республики – это гарантия против узурпации власти центральной властью
- Принцип личного участия каждого в принятии политических решений
- Образованные граждане в каждой республике => «крестовый поход» против невежества
- Принцип умеренного богатства (добродетельная республика)
· Разделение властей
· Был не согласен с Конституцией в части:
- пожизненного назначения судей («Наши судьи на столько же честны, как и другие люди и не больше»)
- отсутствия Билля о правах
- того, что она не ограничивает срок замещения должности Президента одним лицом
· Решение проблемы рабства - депортация рабов, т.к. если освободить их здесь, то:
- многие поколения негров будут помнить о рабском прошлом своих предков
- у белых останутся предрассудки в отношении негров
- произойдет деление на 2 лагеря и неизбежное уничтожение одного лагеря другим
Александр Гамильтон
18 – 19 вв., федералист, выпускник будущего Колумбийского университета, участвовал в войне за независимость, адъютант Вашингтона, министр финансов.
Логическое основание: идеи Монтескье.
Работы: 51 статья в «Федералисте».
Учение о государстве:
· Лучшая форма правления – представительная демократия:
- Сначала считал, что – конституционная монархия, потом – президентская республика
- глава государства = глава исп. власти
- Должность президента должна замещаться пожизненно
· Законодательная власть двухпалатная:
- Верхняя палата – Сенат (пожизненное членство)
- Нижняя палата – выборная (есть имущественный ценз)
· Судебная власть:
- Верховный суд – высший суд. орган
- Пожизненные судьи
- Судебный конституционный контроль: если законы противоречат Конституции
Учение о праве:
· Федерация => верховенство федеральных законов над законами субъектов федерации
· Против включения в текст Конституции Билля о правах, т.к. компетенция фед. власти уже определена
· Если принять Билль о правах, то это даст возможность расширительно толковать основной текст Конституции
· Создание Центрального Банка, т.к. в конституции есть подразумеваемые права
Джеймс Мэдисон
18-19 вв., «архитектор» конституции, основной автор Билля о правах, вдохновитель общеамериканского конвента, ректор Вирджинского университета, федералист.
Логическое основание: идеи Монтескье.
Работы: 15 статей в «Федералисте»
Учение:
· Федералист (Федерация – выход из конфедеративного тупика)
· Недостатки федерации:
- Федеральная власть может злоупотреблять своими полномочиями
· Решение проблем:
- Определение границ компетенции федерации и субъектов
- Двухпалатный законодательный орган (обе палаты - выборные)
- Кворум – 50%
- Ревизионный Совет (для соединения суд. и исп. власти; потом сам отказался от этой идеи)
· Модель президентской республики
· Разработчик 10 поправок в Билле о правах (свобода слова, свобода печати, свобода совести)
· Декларация независимости закрепляет 3 основных естественных права:
- Право на свободу
- Право на жизнь
- Право на счастье
· Институт конституционного контроля: конституционная законность судов на уровне штата или федерации
· Федерализм – разделение властей по вертикали