Правовая помощь по уголовным делам
Важной формой международного сотрудничества в борьбе с преступностью является оказание правовой помощи по уголовным делам. Правовой основой такого сотрудничества являются многосторонние (Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.), и двусторонние международные договоры (в частности, Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 17 июня 1999 г.), Согласно международным договорам правовая помощь представляет собой выполнение отдельных процессуальных действий на основании запроса иностранного правоохранительного органа в соответствии с международным договором или принципом взаимности.
Таким образом, юридическим основанием оказания правовой помощи может быть либо международный договор, либо принцип взаимности.
Договорная регламентация правовой помощи по уголовным делам осуществляется на универсальном, региональном и локальном уровнях. Универсальные конвенции по борьбе с отдельными видами международных и транснациональных преступлений, как правило, всегда содержат положения, регулирующие этот вопрос. Кроме того, наша страна имеет двусторонние соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам со многими государствами мирового сообщества.
Правовая помощь по уголовным делам включает в себя целый комплекс элементов, которые отдельно оговариваются при заключении договора.
Объем правовой помощи. В одних договорах четко очерчивается круг процессуальных действий, осуществляемых в порядке правовой помощи, но не ограничивается перечень уголовных дел, по которым такая помощь оказывается.
В других объем процессуальных действий расширен за счет иных действий, связанных со сбором доказательств. Третьи соглашения ограничивают и объем правовой помощи, и перечень деяний, в связи с производством по которым она оказывается.
• получение свидетельских показаний и заявлений от отдельных лиц либо содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний
• предоставление судебных документов
• проведение розысков и арестов имущества;
• обследование объектов и участков местности;
• предоставление информации и вещественных доказательств;
• предоставление оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 453 УПК РФ запрос о производстве процессуальных действий направляется через:
• Верховный Суд РФ — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;
• Министерство юстиции РФ — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;
• Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;
• Генеральную прокуратуру РФ — в остальных случаях.
Помимо УПК вопросы взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами регулируются в РФ и другими документами. Международные договоры, в которых участвует РФ, закрепляют несколько вариантов осуществления взаимодействия правоохранительных органов. Как правило, такое взаимодействие осуществляется через центральные правоохранительные органы, но могут быть и исключения. Например, некоторые договоры предусматривают единый для всех учреждений и всех категорий запросов порядок сношений — через Министерство иностранных дел, т.е. по дипломатическим каналам. Запросы об оказании правовой помощи могут также исполняться при посредничестве Интерпола или другой международной организации.
Отказ в правовой помощи. Исходя из особенностей национального законодательства и собственных интересов государства в договорах об оказании правовой помощи предусматривают основания для отказав ее исполнении. Следует различать общие и специальные основания отказа в правовой помощи.
Общие основания отказа относятся к любым действиям, в отношении которых поступила просьба о правовой помощи. Например, правовая помощь не оказывается, если ее оказание может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит основным принципам законодательства запрашиваемой стороны; если просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона рассматривает в качестве политического преступления; если расследование связано с религиозной, национальной, расовой или групповой принадлежностью лица; если выполнение просьбы может нарушить международно-правовые принципы уголовного процесса.
Специальные основания отказа в правовой помощи относятся к конкретным процессуальным действиям, в отношении которых поступил запрос.
23. Экстрадиция: основания, условия, процедура.
Экстради́ция (вы́дача) — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (для судебного разбирательства), либо лиц, уже осуждённых судебными органами этого другого государства (для исполнения приговора).
Как правило, выдача осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство. Примером такой конвенции является Европейская конвенция о выдаче 1957.
В принципе выдача может осуществляться и без договора, если это предусматривается законодательством запрашиваемой стороны.
Выдача преступников — право государства, но не его обязанность. Обязанностью она становится лишь при наличии двустороннего договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Выдача может осуществляться лишь в отношении определенных преступлений — как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т. п.) устанавливается в договоре. Традиционно должно соблюдаться правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым в законодательстве как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.
При этом договорами устанавливаются условия, которые позволяют отказать в выдаче. К ним относятся, главным образом, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам или что в случае выдачи, оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни.
Процедура выдачи начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса. Обычно предусматривается составление запроса либо на языке запрашиваемой стороны, либо на одном из языков международного общения (английский, французский — в зависимости от требования запрашиваемой стороны). Запросы передаются либо через министерства иностранных дел, либо напрямую через правоохранительные органы (министерства внутренних дел, юстиции, прокуратура и т. п.).
В случае задержания предполагаемого преступника в запрашиваемом государстве начинается судебная процедура. Роль суда — подтвердить юридическую обоснованность запроса и соблюдение всех соответствующих требований. Если суд отклоняет запрос, процедура прекращается. Если же суд подтверждает возможность выдачи, решение принимается административными органами.
Считается, что окончательное решение о выдаче лица носит политический характер.