Взаиморасположение головки относительно оси родовых путей
Содержание
1.0 Этапы родового акта....................………………………………………………….4
1.1 Физиологические роды.....................………………………………………………4
2. Примитивные рефлексы....................……………………………………………….9
2.1 Рефлекс паралича при страхе........……………………………………………….10
2.2 Поисковый рефлекс.......…………………………………………………………..11
2.3 Хоботковый рефлекс.......…………………………………………………………12
2.4 Сосательный рефлекс.. .......………………………………………………………13
2.4 Рефлекс Ландау.......……………………………………………………………….13
2.5 Ладонно-ротовой рефлекс….......………………………………………………...14
2.7 Рефлекс Робинзона.. .......…………………………………………………………15
2.8 Рефлекс Моро.. .......………………………………………………………………16
2.9 3ащитный рефлекс .........…………………………………………………………17
2.10 Асимметричный шейный тонический рефлекс……………………………….17
2.11 Симметричный шейно-тонический рефлекс при движении головы………...18
2.12 Рефлекс Галанта……………………………….………………………………...19
2.13 Рефлекс Переза……………………………….………………………………....19
2.14 Шаговый рефлекс или автоматическая походка. …………………………….20
2.15 Рефлекс опоры.. ……………………………….………………………………..21
2.16 Рефлекс ползанья Бауэра .. …………………………………………………….21
2.17 Нижний хватательный рефлекс.………………………………………………..21
3.0 Этапы осмотра новорождённого ………………………………………………..24
4.0 Дифференциально-диагностические признаки центрального и
периферического парезов …………………… …………………………………….26
5.0 Диагностика краниальных нарушений………………………………………….26
6.0 Патологические рефлексы………………………………………………………..27
7.0 Кранио-сакральная терапия у детей ………………………………………….....36
8.0 ВИСЦЕРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ У ДЕТЕЙ …………………………………………45
9.0 Прикладная кинезиология в диагностики висцеральных дисфункций………..52
10.0 Вертебрология……………………………………………………………………55
10.1 Рентгенодиагностика…………………………………………………………….55
10.2 Особенности формирования функциональных блоков……………………….59
10.3 Прикладная кинезиология в диагностике компрессионного синдрома……...66
11.0 Рефлексы, улучшающие кровообращение мышц……………………………..70
12.0 Методы коррекции дисфункций ЦНС..……………………...…………………71
Литература........................…………………………………………………………….76
Этапы родового акта
Физиологические роды.
Механизмом родов - совокупность всех движений головки вокруг различных осей во время периода изгнания.
Позиция положения плода определяется расположением спинки и затылка плода относительно тела матери (независимо от положения головки вверх или вниз)
1 -ая позиция - спинка и затылок обращены влево (встречается чаще),
2-ая позиция - спинка и затылок обращены вправо
Позиция определяет направление поворотов головки головы и сторону активизации темпорально-сфеноидальной линии (Рис.1)
Темпорально-сфеноидальная линия отражает взаиморасположение точек на голове, активация которых приводит к повышению тонуса определенных мышц, функциональным блокам ассоциативных суставов, дисфункции определенных органов.
Рис. 1
Варианты позиции
В каждой позиции различают 3 вида. При первой позиции:
Передний вид - спинка кпереди. Средний вид - спинка прямо, Задний вид - спинка кзади.
Например, 1-ая позиция: спинка и затылок слева и кпереди (рис. 2), слева и кзади (рис. 3) 2-ая позиция - справа и кпереди (рис. 4), справа и кзади (рис. 5) - реже в среднем положении, например, слева прямо.
Рис. 2 Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5
Второй период родов.
3. Внутренний поворот головки. Следует учитывать форму костного таза в норме, сопротивление мягких тканей и размеры головки плода, которые во взаимодействии определяют биомеханику движений головки, туловища
• Длинная задняя и короткая передняя стенка таза.
• Родовой канал изогнут.
• Во входе в таз поперечный размер шире, чем продольный
• В широкой и узкой частях косые размеры длиннее поперечных и прямых.
Головка помимо поступательного совершает вращательные движения вокруг продольной и поперечной оси. Линия поступательного движения изображена ниже
Варианты деформации костей черепа при прохождении родовых путей на этапе 3-х моментов (а, в, с)
Рис. 13
Варианты деформации костей черепа при прохождении родовых путей
Рис. 14 (А,Б,В,Г)
Примитивные рефлексы
Структурные нарушения
Функциональные блоки костей черепа (нижняя челюсть, верхняя челюсть, височные кости, затылочная кость, основная кость) и верхних шейных сегментов позвоночника сформировавшиеся в результате родового процесса.
Функциональные блоки, сопровождающие дисфункцию висцеральных органов (почки С0-1, репродуктивные органы С1-2, желчный пузырь С3-4).
Биохимические нарушения
Нарушение метаболизма нервной ткани (аминокислоты, ПНЖК)
Нарушение метаболизма соединительной ткани (К, Са, Mg, вит. С, витамины группы В1,2,12, фолиевая кислота)
Нарушение метаболизма внутренних органов (почки, репродуктивные органы, эндокринная система, желчный пузырь). Интоксикации во время беременности и родов
Эмоциональные нарушения
Эмоции матери во время зачатия, беременности и родов. Эмоции ребенка во время родов (страх), дальнейшей жизни (гнев, радость)
Поисковый рефлекс
Значение для ребенка: Этот рефлекс поворачивает голову к пище, открывает рот для сосания. У взрослых является основой для развития речи. Прослежена взаимосвязь между сосанием и развитием кисти
Методика вызывания рефлекса у новорожденного: поглаживание в области угла рта
вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы и разгибание головы. Если тоже раздражение приложить к середине нижней губы, то губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение.
Методика вызывания рефлекса у взрослого: раздражение кисточкой или пальцем кожи в области рта по направлению от носа к наружному углу рта
Рефлекторная дуга: афферентный путь - волокна тройничного нерва, эфферентный - варолиев мост, продолговатый мозг, верхние шейные сегменты спинного мозга (VII,IX,XII пары ЧМН).
Сроки появления: 28 недель внутриутробного развития
Сроки исчезновения: к 3-месячному возрасту.
Определение причины снижения рефлекса (общие для всех рефлексов, дуга которых замыкается в стволе головного мозга)
Клинические проявления при патологической активности:
- нейрологическая дезорганизация: мозга: нарушение навыков координации точных движений, привычка сосать палец, тянуть предметы в рот, привычка к курению.
- вегетативная дисфункция: затруднённость в жевании и глотании твёрдой пищей, избыток слюноотделения, пузыри у рта. Некоторые при работе свистят или двигают языком. Прослежена связь с некоторыми видами храпа.
- гормональный дисбаланс: склонность к ваго-инсулярным кризам
Определение причины его патологической активности
Химические проблемы: - дефицит витаминов: В-б, В-3, В-12, фолиевой кислоты, С
микроэлементов: Сu, Ge (коферментов адреналина) нейротрансмиттеров: (адреналин)
нервной системы.
Хоботковый рефлекс.
Значение для ребенка:
принимает участие в сосании, у взрослых является основой для развития речи.
Методика вызывания рефлекса у новорожденного: вызывается постукиванием пальца или молоточка по верхней губе - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры (губы складываются в виде хоботка).
Методика вызывания рефлекса у взрослого: (рефлекс Бехтерева)
1. механическая провокация: раздражение пальцем или кистью от нижнего края носа к углам рта, затем по четвертям рта
2.химическая провокация/расположение ампулы адреналина на теле пациента
формирует функциональную слабость индикаторной мышцы
Рефлекторная дуга: афферентный путь - волокна тройничного нерва,
эфферентный - варолиев мост, продолговатый мозг, VII,IX,XII пары ЧМН.
Сроки появления: 28 недель внутриутробного развития
Сроки исчезновения: к 3-х, 4-х месячному возрасту.
Сосательный рефлекс
Значение для ребенка: основной рефлекс для сосания (утрата не совместима с жизнью), у взрослых является основой для развития речи.
Методика вызывания рефлекса у новорожденного: если поместить указательный палец исследующего в рот ребенка на глубину 2-3 см., то новорожденный совершает ритмичные сосательные движения. Наиболее выражен этот рефлекс через 2 часа после кормления ребенка.
Методика вызывания рефлекса у взрослого:
1. механическая провокация: раздражение кисточкой или пальцем кожи в области рта по направлению от носа к наружному углу рта
2. химическая провокация: расположение ампулы адреналина на теле пациента
Рефлекторная дуга: взаимодействие 5-ти пар черепно-мозговых нервов (V, VII, X, XI, XII).
Сроки появления: 28 недель внутриутробного развития
Сроки исчезновения: к 6-9 месячному возрасту.
Клинические проявления при патологической активности:
- нейрологическая дезорганизация мозга нарушение координации тонких и точных движений, плохой почерк.
- вегетативная дисфункция затруднённость в жевании и глотании твёрдой пищей, избыточное слюноотделение, пузыри у рта. Некоторые при работе свистят или двигают языком. Прослежена связь с некоторыми видами храпа. Привычка сосать палец, всё тянуть в рот. При работе двигает языком во рту, свистит.
-гормональный дисбаланс: возможен дефицит адреналина
Рефлекс Ландау
Значение для ребенка: вместе с рефлексами коррекции положения головы вызывает
экстензию шеи и тела при положении на животе.
Методика вызывания рефлекса у новорожденного: врач укладывает ребенка на живот на свою ладонь и анализирует реакцию тонуса мышц конечностей и спины. В норме: от 1 до 6 недель ноги свободно свисают (полное расслабление), от 7 недель до 3 месяцев возникает легкое сгибание в суставах (повышается тонус в конечностях), от 3-х до 6-ти месяцев производит полное сгибание в суставах ног и разгибает спину (повышается тонус в конечностях и разгибателях спины).
Методика вызывания рефлекса у взрослого:
механическая провокация: в положении на животе пациент 1 раз отжимается руками от пола и фиксирует это положение
химическая провокация: ацетилхолин устраняет функциональную слабость мышцы, вызванную механической провокацией
Рефлекторная дуга: сегменты спинного мозга по всему его длиннику.
Сроки появления: момент рождения. Сроки исчезновения: к 3-м годам
Клинические проявления при патологической активности:
- нейрологическая дезорганизация мозга: нарушен тонусно-силовой баланс мышц
конечностей ограничено разгибание в суставах ног, сложно прыгать на одной или двух
ногах, - гормональный дисбаланс: дефицит ацетилхолина, недостаток веществ, расщепляющих норадреналин: Zn, Mn, Vitt Е, В-5, В-1, холин.
Ладонно-ротовой рефлекс
Значение для ребенка: на его базе формируются различные ладонно-ротовые реакции, особенно активизируется перед кормлением
Методика вызывания рефлекса у новорожденного: при давлении на ладонь ребенка пальцем, открывается рот. В некоторых случаях сгибается голова.
Методика вызывания рефлекса у взрослого: (рефлекс Маринеску-Радовичи)
Механическая провокация: штриховое раздражение кисти приводит к сокращению жевательной мускулатуры
Рефлекторная дуга: VII, X, XI, XII пары ЧМН, срединный нерв, C7-T1,
Сроки появления: 12 недель внутриутробного развития.
Сроки исчезновения: к 3-х месячному возрасту
Определение причины снижения рефлекса (общие для всех рефлексов, дуга которых замыкается в стволе головного мозга)
Биохимические нарушения
метаболизма нервной ткани (аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты) метаболизма соединительной ткани (К, Са, Mg, вит. С, вит. группы В)
внутренних органов (почки, репродуктивные органы, эндокринная система, желчный пузырь, легкие).
Интоксикация во время беременности и родов.
Эмоциональные нарушения
Эмоции матери во время зачатия, беременности и родов.
Эмоции ребенка во время родов (страх, гнев, радость, печаль)
Эмоции ребенка (гнев, радость, печаль, страх)
Хватательный рефлекс
Значение для ребенка: движения кисти очень важны для человека (часть рефлекса при захвате пищи и поднесение ко рту), поэтому тренировка начинается на ранних этапах развития. Прослежена взаимосвязь между развитием кисти и развитием речи.
Методика вызывания рефлекса у новорожденного: при штриховом раздражении ладони происходит сгибание пальцев и захватывание предмета.
Методика вызывания рефлекса у взрослого: (рефлекс Янишевского)
механическая провокация: раздражение ладони вдоль и поперёк
химическая провокация: расположение ампулы ацетилхолина на теле пациента устраняет функциональную слабость индикаторной мышцы, которая появляется при раздражении ладони
Рефлекторная дуга: VI, VII, VIII ЧМН С i-з
Сроки появления: внутриутробноСроки исчезновения: 3-4-х месяц
Определение причины снижения рефлекса (общие для всех рефлексов, дуга которых замыкается в шейном отделе позвоночника)
Клинические проявления при патологической активности:
-нейрологическая дезорганизация мозга: нарушения речи письма и рисования, тонких и точных движений кисти
-гормональный дисбаланс: дефицит ацетилхолина
Опреление причины его патологической активности Химические проблемы: недостаток веществ, расщепляющих норадреналин: Zn, Mn, Vitt Е, В-5, В-1, холин,
Рефлекс Робинзона
Значение для ребенка: движения кисти очень важны для человека, поэтому тренировка начинается на ранних этапах развития. Прослежена взаимосвязь между развитием кисти и развитием речи.
Методика вызывания рефлекса у новорожденного: удерживаясь за палец исследующего, ребенок должен повиснуть в воздухе.
Рефлекторная дуга: VI, VII, VIII шейные сегменты спинного мозга.
Сроки появления: 12 недель внутриутробного развития Сроки исчезновения: к 3-х, 4-х месячному возрасту
Определение причины снижения рефлекса (общие для всех рефлексов, дуга которых замыкается в шейном отделе позвоночника)
Рефлекс Моро
Значение для ребенка: позволяет ребенку, при выходе из родовых путей, осуществить вдох
Методика вызывания рефлекса у новорожденного:
неожиданно ударяя руками по подушке, на которой лежит голова ребенка - при этом обе руки ребенка, полусогнутые в локтях, раздвигались, а пальцы, растопыривались.
Аналогичное движение в руках возникает при пассивном внезапном вытягивании ног новорожденного
- руки при этом отводятся в стороны (1-ая фаза рефлекса), а затем происходит их возвращение в исходное положение (2-ая фаза рефлекса).
Методика вызывания рефлекса у взрослого:
1. механическая провокация: пациент стоит, ноги вместе, руки вытянуты вперёд или в стороны, кисти опущены, голова в экстензии, глаза закрыты. Врач пассивно отклоняет больного назад и тестирует мышцу
2. химическая провокация: расположение ампулы норадреналина на теле пациента формирует функциональную слабость индикаторной мышцы, а ацетилхолин - её устраняет
Рефлекторная дуга: сегменты шейного утолщения и ствола мозга.
Сроки появления: появляется в 32 недели внутриутробного развития
Сроки исчезновения: к 2-3 месяцам
Клинические проявления при патологической активности:
- нейрологическая дезорганизация мозга: агрессивность, замыкание в себе, трудности в уживании с окружающими в быту, повышенная чувствительность, изобретательность, много работает развитое воображение, эмоции незрелые и гиперреактивные. Неохотное проявление привязанности. Ими легко манипулировать
- гормональный дисбаланс: избыток норадреналина, гипоадреноергия, снижена выработка кортизола (возврат крови к сердцу, депонирование крови)
- дисфункции висцеральных органов - дисфункция почек, надпочечников (постоянно стимулируются до истощения) тимуса (атрофия вследствии повышенной активности надпочечников)
- эмоциональный дисбаланс - постоянное напряжение, агрессивность, чувствительность, развитое воображение, но они незрелые и гиперреактивные, замыкание в себе. Неохотное проявление привязанности. Ими легко манипулировать
Клинические проявления при патологической активности:
Структурные проблемы: кранио-сакральная дисфункция, ФБ ПДС C-0-I, ФБм Thxi-xii
-химические проблемы: недостаток веществ, расщепляющих норадреналин: Zn, Mn, Vitt Е, В-5, В-1, холин эмоциональные проблемы: страх
Ащитный рефлекс
Значение для ребенка: участвует в родовой деятельности
Методика вызывания рефлекса у новорожденного: новорожденный располагается на животе и оценивается его реакция, в норме он должен повернуть голову в сторону и ее приподнять.
Рефлекторная дуга: сегменты шейного утолщения спинного мозга
Сроки появления: появляется в 32 недели внутриутробного развития
Сроки исчезновения: Сохраняется до полутора месяцев.
Определение причины снижения рефлекса (общие для всех рефлексов, дуга которых замыкается в шейном отделе позвоночника)
Биохимические нарушения
А. Нарушение метаболизма нервной ткани (аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты)
Б. Нарушение метаболизма соединительной ткани (К, Са, Mg, вит. С, вит. гр. В)
В. Нарушение метаболизма внутренних органов (толстый кишечник, тонкий кишечник, мочевой пузырь, почки, репродуктивные органы).
Г. Интоксикации во время беременности и родов
Эмоциональные нарушения
А. Эмоции матери во время зачатия, беременности и родов.
Б. Эмоции ребенка во время родов (страх, гнев, печаль, тревога).
В. Эмоции ребенка (гнев, тревога, печаль, страх).
Рефлекс Галанта
Значение для ребенка: Это фаза ползания, которую больной пропустил в своём развитии.
Методика вызывания рефлекса у новорожденного: производится раздражение кожи спины вдоль позвоночника. В норме, новорожденный описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя, нога на стороне раздражения разгибается во всех суставах.
Методика вызывания рефлекса у взрослого: пациент в коленно-локтевой позе, врач раздражает паравертебральные линии
Рефлекторная дуга: сегменты спинного мозга по всему его длиннику.
Сроки появления: Появляется в 12-13 недель внутриутробного развития
Сроки исчезновения: к 2-3 месяцам после рождения
Клинические проявления при патологической активности:
- нейрологическая дезорганизация мозга гиперподвижность, не любит тесную одежду, хромота; - вегетативная дисфункция: повышенное артериальное давление
- дисфункции висцеральных органов: функциональная слабость мочевого пузыря, энурез, нарушение кислотно-щелочного перехода в разных отделах тонкого кишечника
- эмоциональный дисбаланс: беспокойство
Рефлекс Переза
Значение для ребенка: раздражение околопозвоночных тканей в время прохождения по родовым путям, позволяет ребенку задержать дыхание (не наглотаться околоплодной жидкости), облегчает разгибание головы и крик
Методика вызывания рефлекса у новорожденного: ребенка укладывают лицом вниз на ладонь врача, исследующий слегка надавливая, проводит пальцем по позвоночнику ребенка от копчика до шеи. В ответ на это раздражение у ребенка » возникает кратковременное апноэ, резкий крик, лордоз позвоночника, разгибание рук и ног в сочетании с разгибанием головы, выпячивание ануса и мочеиспускание. Наиболее надежные компоненты - крик, разгибание конечностей, поднимание головы и таза.
Рефлекторная дуга: сегменты спинного мозга по всему его длиннику.
Сроки появления: 12-13 недель внутриутробного развития
Сроки исчезновения: от 1-го до 3-х месяцев.
Рефлекс ползанья Бауэра
Значение для ребенка: подготовка к нормальным шаговым движениям
Методика вызывания рефлекса у новорожденного: ребенок располагается на животе, врач слегка давит на подошвы - в ответ ребенок рефлекторно выполняет движение ползанья.
Рефлекторная дуга: поясничные сегменты спинного мозга.
Сроки появления: 20 недель внутриутробного развития
Сроки исчезновения: к 2-х месячному возрасту.
Нижний хватательный рефлекс
Значение для ребенка: подготовка к нормальным шаговым движениям
Методика вызывания рефлекса у новорожденного: легким нажимом кончиками пальцев на переднюю часть подошвы - в ответ возникает сгибание пальцев ног часто стопы.
Методика вызывания рефлекса у взрослого:
механическая - раздражение подошвы вдоль и поперёк
химическая - расположение ампулы ацетилхолина на теле пациента устраняет функциональную слабость индикаторной мышцы, вызванной механической провокацией
Рефлекторная дуга: поясничные сегменты спинного мозга.
Сроки появления: 20 недель внутриутробного развития
Сроки исчезновения: к 2-х месячному возрасту.
Клинические проявления при патологической активности:
- нейрологическая дезорганизация мозга: чувствительность к щекотке, нарушения походки (шаткость)
- гормональный дисбаланс: возможен дефицит ацетилхолина
Определение причины его патологической активности
Химические проблемы: недостаток веществ расщепляющих норадреналин: Zn, Mn, Vitt Е, В-5, В-1, холин, треанин
Структурные изменения
кранио-сакральная дисфункция, функциональные блоки позвоночника и таза, дисфункция внутренних органа
Химические изменения
дефицит витаминов, микроэлементов, коферментов (холин, тирозин) нарушение баланса нейротрансмиттеров парасимпатической (ацетилхолин) и симапатической (норадреналин) нервной системы.
З. эмоциональные изменения
избыточная активность (эмоциональных точек - точек начала или конца меридианов на лице, возникающая при различных вариантах стрессовой ситуации)
Лечение
Патологические рефлексы
Рис. 15 Перелом основания черепа справа. Повреждение лицевого нерва по периферическому типу.
Рис. 16 Отвисание нижней челюсти справа у новорожденного с повреждением ядра троичного нерва.
Симптом короткой шеи
Уровень: C5-Th1
Клиника: шея у таких детей кажется очень короткой, голова как бы вставлена в плечи, это приводит к большому числу поперечных складок
Диагностика:
1. паралич Эрба-Дюшена
2. Дежерин-Клюмпке
3. тотальный паралич
Рис. 19 Симптом короткой шеи
Симптом «свисающей руки»
Уровень:С7 – Th1
Клиника: если положить новорожденного на ладонь врача лицом вниз, то паретичная рука свисает
Диагностика:
1. периферический парез
2. тотальный парез
Рис. 20 Симптом «свисающей руки»
Симптом «падающей головы»
Уровень: сегменты C5-Th1
Клиника: симптом напоминает таковой при спинальной форме клещевого энцефалита
Диагностика:
Встречается при поражении шейного утолщения спинного мозга
Рис. 22 Симптом «падающей головы» Рис. 23 Вялый парез рук. Симптом «тюленьих лапок»
Миатонический синдром
Уровень поражения: шейный отдел спинного мозга.
Патогенез: родовая травма шейных позвонков приводит к сдавлению позвоночной артерии (достаточно совсем небольшого компримирования) и вторично развивается ишемия ретикулярной формации с типичной для нее мышечной гипотонией.
Клиника: ребенок очень вял, «спокоен», малоподвижен. У большинства из них в первые дни жизни отмечаются те или иные бульбарные нарушения. Характерна грубая мышечная гипотония, рекурвация в локтевых суставах, коленных. Конечностям можно придавать различные нефизиологические положения, ножки легко складываются в «позу лягушки», но в отличие от нижнего вялого парапареза, в равной степени страдают и руки. Выраженная гипотония может приводить к вторичным паралитическим, атоническим вывихам крупных суставов.
Рис. 26 А, Б Миатонический синдром
Рис. 27А Парез мышц брюшной стенки справа у ребёнка с катальной травмой грудного отдела спинного мозга.
Рис. 27Б Колобкообразная форма грудной клетки (в сочетании с верхним вялым парапарезом и кривошеей) у ребёнка с катальной травмой шейного отдела спинного мозга
ПРИЧИНЫ
1. Искусственное вскармливание.
2. Патологические состояния, ведущие к нарушению грудного вскармливания.
3. Травматические деформации черепа.
ПБМИ ЧЕРЕПА
1 .Компрессии со смещением лямбдовидных и сагиттального швов.
2. Флексия затылочной кости, краниальное смещение по КЗС.
РЕАКТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОДС
1. Флексия крестца, флексия таза.
ТЕРАПИЯ
1. Положение рук врача. Мизинцы располагаются на верхней части затылочной чешуи, безымянные - латеральное лямбдовидного шва, средние - над скуловыми отростками, указательные - на передненижних углах теменных костей, перекрещенные большие пальцы - как можно ближе к области заднего родничка, в области задненижних углов теменных костей.
2. Движение. Во время фазы экстензии КРИ большие пальцы осуществляют тракцию теменных углов. В начале фазы флексии мизинцы стимулируют экстензию затылочной кости, а большие пальцы смещают задне-нижние углы теменных костей краниовентрально. Другие пальцы выводят теменные кости в наружное вращение.
СТРАНГУЛЯЦИОННАЯ БОРОЗДА
Начало вступления головки в малый таз сопровождается образованием пояса соприкосновения - места охвата головки стенками нижнего сегмента.
Рис. 34 Головка во входе таза. 1- пояс соприкосновения
Опущение предлежащей части (головки) в малый таз сопровождается ее соприкосновением со всех сторон с нижним сегментом матки и прижатием этой области матки ко входу в малый таз. Пояс соприкосновения проходит через:
1. Кости: затылочную, теменные, височные, лобную.
2. Соединения: лямбдовидные, венечные, теменно-сосцевидные, чешуйчатые.
В норме пояс соприкосновения не оставляет следов на черепе новорожденного. Как вариант патологии следы от пояса соприкосновения могут быть видны в виде странгуляционных борозд, формирующихся в отдельных его участках затылочно-височном, височно-теменном, лобно-височном.
ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАНГУЛЯЦИОННОЙ БОРОЗДЫ
1. Дискоординация родовой деятельности.
РЕАКТИВНЫЕ ПБМИ ЧЕРЕПА
1. Компрессия лямбдовидных, теменно-сосцевидных, венечных, чешуйчатых швов.
2. Фиксации височных, лобных, затылочной костей.
3. Деформации чешуйчатых частей вышеперечисленных костей.
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (зависят от региона)
1. Задержка физического развития.
2. Нарушения координации.
ТЕРАПИЯ
1. Декомпрессия соединений.
2. Тракция костей.
3. Моделирование чешуйчатых частей травмированных костей.
Пример диагноза: Странгуляционная борозда вдоль затылочно-теменного региона с компрессией лямбдовидных швов.
КЛИНОВИДНАЯ КОСТЬ
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
1. Пресфеноидальная часть (передняя часть тела и малые крылья).
2. Постсфеноидальная часть (задняя часть тела).
3. Комплекс большое крыло - крыловидные отростки (парное образование).
ПРИЧИНЫ (пренатальные)
1. ПБМИ крестцово-тазового региона матери.
2. Травмы матери (падения) в период беременности.
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
1 .Нарушения зрения (область перекреста зрительных нервов).
РЕАКТИВНЫЕ ПБМИ ЧЕРЕПА
1. Латеральное смещение или вертикальное смещение основания черепа.
РЕАКТИВНЫЕ ПБМИ ОДС
1. Поясничный отдел позвоночника.
ТЕРАПИЯ
1.1. Латеральное смещение.
Расположение рук. 1. Ладонь левой руки - на затылочной чешуе, II и III пальцы правой руки - в области надпереносья.
2. I и III пальцы левой руки располагаются на больших крыльях клиновидной кости, II и III пальцы правой руки - в области надпереносья справа и слева от срединной линии.
Движение. Оттяните затылочную кость и вместе с ней постсфеноидальную часть клиновидной кости (или большие крылья клиновидной кости) несколько кзади. Сместите глазничную пластинку и малое крыло клиновидной кости со стороны ее вентрального смещения дорзально до преднапряжения и удержите до релаксации.
1.2. Вертикальное смещение.
Расположение рук. 1. Ладонь левой руки располагается на чешуйчатой части затылочной
кости, II палец правой руки - на центральной части надпереносья, III-й - на межносовом шве.
2. I и III пальцы левой руки располагаются на больших крыльях клиновидной кости, II палец правой руки - на центральной части надпереносья, III-й - на межносовом шве.
Движение. Оттяните затылочную кость и вместе с ней постсфеноидальную часть клиновидной кости (или большие крылья клиновидной кости) дорзально (удержите ее) и сместите пресфеноидальную часть краниально III пальцем (во флексию) или каудально II пальцем в экстензию до преднапряжения и удержите до релаксации.
ПРИЧИНЫ
1. Операция наложения акушерских щипцов (несоответствие направления влечения механизму родов с неравномерной силой сжатия правой и левой ложкой щипцов).
2. Прямые лицевые травмы (преимущественно верхнего и среднего этажа), в том числе легкие до 1-2 лет.
3. Затылочная интранатальная травма с латеральным смещением по КЗС.
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
1. Травматическая нейропатия III, IV, V, VI ЧМН: косоглазие (сходящееся, расходящееся), эзофория, экзофория, экзотропия, спастический птоз.
РЕАКТИВНЫЕ ПБМИ ЧЕРЕПА
1. Экстензия (или избыточная флексия) височной кости со стороны сублюксации.
2. Торзия основания черепа.
РЕАКТИВНЫЕ ПБМИ ОДС 1. Экстензия (или избыточная флексия) тазовой кости со стороны сублюксации.
ТЕРАПИЯ
1. Расположение рук (для коррекции левой дисфункции). Указательный палец левой кисти располагается вдоль верхнего края глазницы, средний палец - вдоль ее нижнего края. Ладонь правой руки охватывает противоположный (правый) задний квадрант головы.
2. Движение. Поверните пальцы левой руки в сторону ограничения движения (по часовой стрелке или против часовой стрелки) до преднапряжения, направляя ток жидкости правой рукой от затылочного квадранта, и удержите до релаксации.
ВИСОЧНАЯ КОСТЬ
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
1. Каменистая часть.
2. Сосцевидная часть.
3. Чешуйчатая часть.
4. Барабанная часть.
ВНУТРИКОСТНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ
1. Сублюксации каменисто-барабанные.
2. Сублюксации каменисто-чешуйчатые.
3. Сублюксации чешуйчато-барабанные.
ПРИЧИНЫ
1. Акушерское пособие - выведение плечиков (удержание головки за височные области).
2. Операция наложения акушерских щипцов - низкое расположение, неадекватная сила сжатия.
3. Несоответствие размеров головки плода и таза матери (крупный плод).
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
1. Снижение остроты слуха.
2. Боль при пальпации козелка.
РЕАКТИВНЫЕ ПБМИ ЧЕРЕПА
1. Ангуляция КЗС в противоположную от пораженной височной кости сторону.
РЕАКТИВНЫЕ ПБМИ ОДС
1.1 или 2 категория таза.
ЗАТЫЛОЧНАЯ КОСТЬ
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
1. Базилярная часть.
2. Мыщелковая часть (парное образование).
3. Чешуйчатая часть (межтеменная и собственно-затылочные части).
ВНУТРИКОСТНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ
1. Мыщелково-базилярный синхондроз (парное образование) до 7-8 лет, затем синостоз.
2. Мыщелково-чешуйчатый синхондроз (парное образование) до 3-5 лет, затем синостоз.
2. Внутричешуйчатые синхондрозы - до 3-4 мес. внутриутробного развития, затем синостозы
Рис. 37 Составные части и внутрикостные соединения затылочной кости
1. ВНУТРИКОСТНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ
1. Сублюксации чешуйчатой части затылочной кости (латерофлексия, ротация, экстензия, флексия) относительно мыщелковых частей.
2. Сублюксации затылочных мыщелков.
Желудок
Клиника.
Структурные изменения
- мышечный дисбаланс расслабление ключичной порции большой грудной - укорочение надостной мышцы, укорочение малой грудной расслабление коротких флексоров шеи и укорочение коротких экстензоров
- связочный дисбаланс - болезненность в V межреберье слева - укорочение кардио-диафрагмальной связки
- позвоночник