Общая характеристика издания
Информационное издание (ИИ) содержит систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых) либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках. Выпускается организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность, в т.ч. органами НТИ.
ИИ содержат систематизированную оперативную и краткую информацию о содержании тех или иных первичных документов в форме, удобной для быстрого с ними ознакомления.
Проблема классификации ИИ окончательно не решена. По характеру включенной информации они подразделяются на три подвида: библиографическое, реферативное и обзорное. Они могут быть непериодическими, периодическими или продолжающимися.
Библиографическое издание
Библиографическое издание (БИ) — информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей. БИ принято называть библиографическим пособием.
Задача БИ — сигнализировать о наличии документной информации, указывать на первичный документ, откуда могут быть получены необходимые сведения.
В БИ основной текст состоит из одной или множества упорядоченных библиографических записей— определенного набора сведений о первичных документах, объединенных по какому-либо признаку. Библиографическая запись состоит из определенных элементов: библиографического описания, аннотации или реферата, предметной рубрики, индекса классификации. Обязательным элементом библиографической записи является библиографическое описание — совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации. Библиографические сведения — это конкретные сведения о документе (автор, название, место и год издания, количество страниц и т.д.), помогающие распознать документ по его описанию.
Способы группировки библиографических записей в БИ могут быть формальными (алфавитный, хронологический, топографический и др.) или содержательными (систематический, тематический, предметный, смешанный), в зависимости от назначения пособия.
По назначению БИ делят на четыре вида: государственное, научно-вспомогательное, рекомендательноеипрофессионально-производственное.
Государственное БИ информирует об изданных в стране документах на основании их государственного учета. Целевое назначение данного вида — полный учет документов, изданных на территории России. Читательское назначение БИ — для работников книжного дела, библиотек, информационных центров.
Научно-вспомогательноеБИ предназначается в помощь научно-исследовательской деятельности. Читательское назначение: ученым, специалистам различных отраслей знания и производства. Оно характеризуется детальным справочным аппаратом. Вспомогательные указатели различного рода (именные, предметные, географические и пр.) обеспечивают быстрый поиск необходимой информации, т. к. отражают сведения о документах в ином аспекте, чем в основном тексте пособия с отсылкой к соответствующим библиографическим записям. Иногда эти БИ снабжаются аннотациями или рефератами.
Рекомендательное БИ предназначено в помощь общему и профессиональному образованию, самообразованию и пропаганде знаний. Оно создается с учетом целей чтения и уровня подготовки различных групп читателей и включает документы, достойные широкого распространения.
Профессионально-производственное БИ предназначено в помощь практической профессионально-производственной деятельности. Читательское назначение — специалистам разного уровня подготовки всех сфер практической деятельности. Три последних вида БИ составляют и издают крупные библиотеки и органы НТИ.
По форме организации библиографической информации выделяют следующие БИ: библиографический указатель, библиографический списокибиблиографический обзор.
Библиографический указатель — пособие со сложной структурой, предполагающей наличие вспомогательных указателей, предисловия, оглавления, списка сокращений и т.д.
Библиографический список - пособие с простой структурой.
Библиографический обзор — пособие, представляющее собой связное повествование о документах.
Реферативное издание
Реферативное (РИ) — это информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих рефераты.
Задача РИ — адекватное изложение сути первичного документа, рекомендация новой, ценной и полезной документной информации для ее оптимального использования во всех сферах человеческой деятельности. РИ — носитель реферативной информации (конкретные данные, сведения, факты).
РИ отличается от библиографического издания значительно большей полнотой сведений о первичном документе. В состав его текста, помимо библиографических описаний, входит реферат — краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом.
Единой классификации пока нет. Большинство специалистов делят РИ на такие виды: реферативный журнал, реферативный сборник, экспресс-информация, информационный листок.
Обзорное издание
Обзорное (ОИ) — это информационное издание, содержащее публикацию одного или нескольких обзоров, включающих результаты анализа и обобщения представленных в первичных документах сведений.
Обзор — это текст, в котором изложено в сжатой форме основное содержание первичных документов по какой-либо теме, появившихся за определенный период, либо сделано обобщение их содержания.
Задача ОИ — сбор и анализ большого числа первичных документов, переработка их в единый компактный и обобщенный документ. По характеру информации ОИ наиболее полно отражают содержание первичных документов, отличаются наибольшей сложностью и научной глубиной их переработки. Результатом переработки являются выводы и практические рекомендации, сделанные на базе анализа содержания первичных документов, критическая оценка их актуальности и перспективности. Обзоры выявляют тенденции, основные направления развития соответствующих областей науки и производства.
По характеру информации (степени свернутости первичной информации, методам анализа и характера обобщения) ОИ делятся на библиографические, реферативные, аналитическиеипрогностические.
Издание для досуга
Издание для досуга содержит общедоступные сведения по изготовлению или эксплуатации различных предметов в быту, по разнообразным формам самодеятельного творчества, увлечений. Они близки к производственно-практическим и научно-популярным изданиям. Однако отличаются от них своим целевым назначением.
Цель изданий для досуга — содействовать рациональному использованию читателями свободного времени, развитию любительского творчества и т.п. В то же время эти издания имеют гедоническую направленность, они развлекательные, помогающие приятно, весело, занимательно провести время.
По характеру информации издания для досуга подразделяются на два вида: практические издания для любителей, развлекательные издания.
Практические издания для любителей призваны дать определенную сумму знаний и помочь выработать необходимые умения и навыки в непрофессиональной деятельности с целью получить тот или иной практический результат. К ним относятся: книги в помощь молодой семье, в помощь молодой матери, по домоводству, садоводству, фото- и киносъемке, шитью, вязанию, спортивной гимнастике, косметике и т.п. Это могут быть практические пособия и руководства, буклеты, буклеты-определители, рабочие таблицы.
Развлекательные издания представлены спортивными, компьютерными и другими интеллектуальными играми, кроссвордами, гороскопами, гаданиями, сборниками песен, стихов к различным праздничным датам и др.
Характерной особенностью оформления изданий данного вида является большое количество иллюстраций, часто многокрасочных. Среди них много изданий, в которых большую часть объема занимают изображения.
Рекламное издание
Рекламное издание содержит изложенные в привлекательной форме сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них. Оно содержит краткую информацию о потребительских свойствах товаров и разных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них, а также сведения о лице, организации, произведениях искусства, литературно-художественном издании и т.п. в целях их популяризации.
Целевое назначение рекламного издания — способствовать реализации товаров и услуг, создать спрос на них. Оно может быть рассчитано на массового потребителя и на специалиста.
Специфика информации, зафиксированной в рекламном издании, состоит в том, что здесь сочетается популярный, справочный и оценочно-рекламный текст. Большинство этих изданий выпускается в виде каталогов, проспектовиафиш.
Каталог содержит систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг.
Проспект содержит перечень предметов и услуг, планируемых к выпуску, продаже или экспонированию.
Афиша — издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки (концертная афиша).
Значительное место среди рекламных изданий занимают буклеты — издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два сгиба или более.
Оформляются рекламные издания красочно. Текст в них сопровождается большим количеством иллюстраций, часто многокрасочных. Большую группу составляют издания, в которых преобладают изображения, а текст выполняет вспомогательную функцию.