Подготовьте материалы для рассылки и для участников пеших походов
Материалы для Ваших сотрудников должны обеспечить максимальные результаты без лишних затрат времени. Положите все материалы в специальные пакеты и подпишите ("материалы для программы"). Разложите эти пакеты в соответствии с важностью участков и в порядке расположения улиц. Постарайтесь напечатать только самые необходимые материалы, не надо ничего лишнего, чтобы не было пустой траты денег.
Постарайтесь организовать рассылку почты до и после похода и отправку ее в важнейшие для Вас участки в точном соответствии с Вашим планом. Рассылку почтовых открыток и писем осуществляйте в порядке посещения участков. Разработайте систему рассылки для каждого участка.
Отправка почтовых открыток и писем в массовом порядке сэкономит Вам деньги. Постарайтесь заранее узнать в местном отделении почты, как много открыток можно отправить по минимальной цене, если принести их на почту в рассортированном виде.
Подготовьте своих сотрудников
Перед первым походом организуйте специальную учебу сотрудников. Все они должны знать, что ожидают от них и каким инструкциям надо следовать. Предложите простой сценарий диалога с избирателем и контрольный список вопросов (пример приведен на следующих страницах).
Далеко не все участники программы "от двери к двери" должны принимать участие в самом походе. Такая программа требует соответствующего обеспечения. Можно привлечь людей, которые организуют деятельность на участках, координируют отправление почты, вводят информацию в компьютер, контролируют осуществление этих операций и готовят работников.
Каждый участник этой кампании должен видеть картину в целом, понимать, почему кампания "от двери к двери" очень важна и как она вписывается в общую картину. Это вдохновит их на работу.
Прежде чем приступить к сбору голосов, и кандидат, и добровольцы должны попрактиковаться, потренироваться. Очень полезно разыграть роли разных людей из тех, с кем они могут столкнуться, попытаться представить, что они будут говорить каждому из них. Допустим, Вы провели несколько программ, которые оказались неудачными. Выделите время для анализа и устранения причин срывов. Обычно для того, чтобы программа начала работать, требуется две недели.
ПОХОД
Сам поход - процедура очень простая и требует только здравого смысла. Кампания "от двери к двери" вдохновляет одних сотрудников и пугает других. Это работа из тех, про которые говорят: "Глаза боятся - руки делают". Важно привлечь людей, которые смогут работать на протяжении всей кампании. Такие небольшие хитрости, как образцы сценария и контрольные списки, помогут Вам провести кампанию.
Время
Лучшее время для сбора голосов - это часы, когда люди находятся дома. Чаще всего это вечерние часы рабочих дней и середина дня в субботу и воскресенье. Не опасайтесь нанести визит во время ужина. Это может оказаться единственной возможностью застать избирателей дома. Постарайтесь сделать визиты короткими, но сердечными. Извинитесь, если Вы прерываете чей-то ужин. Лучше проводить работу по сбору голосов до того, как стемнеет. Люди более дружелюбны, менее встревожены, да и тот, кто участвует в походе, чувствует себя увереннее.
Вас не должна останавливать плохая погода. Оденьтесь соответственно - и смело в путь. На людей произведет впечатление то, что Вы проводите поход в любую погоду.
Агитация
Разговоры, беседы на пороге дома в идеале должны продолжаться не более 30 секунд. Это правило действует и для кандидата, и для добровольцев. Ваша цель встретить избирателя, произвести на него хорошее впечатление и обменяться основной информацией. Это не место и не время кого-то поучать или читать лекцию. Постарайтесь быть краткими. У Вас очень мало времени для сбора голосов, не тратьте его попусту.
Никогда не спорьте. Постарайтесь смотреть каждому избирателю в глаза, обменяйтесь с ним рукопожатием, когда называете свое имя. Назовите имя Вашего кандидата и должность, на которую он баллотируется. Образец сценария такой встречи с кандидатом приводится ниже.
Образец сценария
"Здравствуйте, я Алексей Петров, Ваш сосед, кандидат в городской Совет. Я хочу быть избранным, потому что верю в себя и в то, что смогу помочь Вам. Могу я рассчитывать на Вашу поддержку в день выборов 2 ноября 1992 года?"
Приблизительный сценарий текста, который должен произнести доброволец, выглядит следующим образом: "Здравствуйте, я Петр Алексеев, Ваш сосед, я пришел к Вам, чтобы сказать о том, что Алексей Петров баллотируется в городской Совет. Он добивается избрания, потому что верит в то, что может помочь нам всем. Может ли Алексей Петров рассчитывать на Ваш голос в день выборов 2 ноября 1992 года?"
Ваш внешний вид
Ваша одежда должна произвести хорошее впечатление на аудиторию, с которой Вы встречаетесь. Не надевайте дорогую одежду или галстук, если идете в район, где живут рабочие. Независимо от того, что Вы наденете, постарайтесь выглядеть опрятно и невызывающе.
Возле двери
Постарайтесь узнать о людях, к которым Вы идете, как можно больше. Прежде чем постучать, Вы должны сверить по списку их имена.
Никогда не заходите в дом. Когда Ваш избиратель подойдет к двери, сделайте шаг назад, чтобы Вам не угрожала ситуация, при которой Вы вынуждены будете войти в дом. Наоборот - Вы должны "вытянуть" своего избирателя наружу, на свою территорию. Постарайтесь быть искренним. Будьте обаятельным, обратите внимание на детей, если они есть, и Вы получите голоса этих родителей.
Собирайте информацию
Разговаривая с избирателем, Вы должны мысленно фиксировать основную информацию, которая нужна Вам для кампании, и заносить ее в карточки после визита. Наиболее важная информация - это предпочтение избирателей, т.е. с Вами они, против Вас или не определились.
Отметьте их позицию в специальном списке или в карточке избирателя. Это можно сделать, используя символы (например,"+" для тех, кто за Вас,"-" - для тех, кто против, и "о" - для тех, кто не решил; символы могут быть и другими, см. выше).
Те, кто участвует в походе, могут также выяснить, не хочет ли избиратель принять участие в Вашей кампании, будет ли он голосовать, нужна ли ему информация о том, где будут проходить выборы, не хочет ли он получить специальные материалы о Вашей кампании.
Добровольцы и кандидат могут спросить избирателей об их нуждах, тревогах, проблемах. Эти проблемы обычно распадаются на четыре или пять категорий: преступность, образование, безработица и т.д. Пометьте их на карточке или в списке. Позже можете подготовить письмо избирателям, в котором и обсудить именно эти проблемы.
Кандидат должен получить краткую информацию о местных проблемах, поскольку его могут спросить о них. Кандидату следует свести дискуссию к минимуму и в то же время быть вежливым и отвечать на вопросы и обращения.
Сохраните информацию, которая Вам нужна, в очень сжатом и систематизированном виде.
Прощание
Не покидайте дом просто так. Оставьте какую-нибудь почтовую открытку, значок, приглашение на встречу или дискуссию. Если никого нет дома, оставьте открытку со словами "извините, я Вас не застал".
Сопровождающие лица
Как уже упоминалось выше, необходимо иметь среди сопровождающих сотрудников, которые хорошо знают округ и придадут своим авторитетом дополнительный вес кандидату. Если Вас сопровождают люди, которые не знают соседей, они все равно могут быть полезны, помогая собирать информацию и придавая кампании солидность.
Добровольцы обычно чувствуют себя лучше, если совершают такой поход вдвоем. Они могут работать и командой, но заходить каждый в "свою" квартиру (например, на одной лестничной клетке).
Не все кандидаты могут позволить себе роскошь иметь сопровождающих. Но это не должно Вас смущать. В дополнение к тем подсказкам, которые мы Вамдали, приведем еще специальный контрольный лист для подготовки участников Вашего похода.
Контрольный лист для участников похода по сбору голосов:
⃟ Прежде чем Вы отправитесь в поход, проверьте, все ли материалы у Вас с собой, включая карту, литературу о кандидате, специальные карточки добровольцев, список избирателей.
⃟ Знаете ли Вы имена людей, в дом или квартиру которых входите? Проверьте имена перед тем, как позвоните в дверь, чтобы не допустить ошибки.
⃟Представьтесь. Будьте вежливы. Назовите имя Вашего кандидата и должность, на которую он баллотируется.
⃟ Попросите поддержки избирателя.
⃟ Предложите ему специальную литературу и любую другую информацию, подготовленную кампанией.
⃟ Ответьте на все вопросы, если сможете. Никогда не спорьте и не способствуйте какой-то конфронтации. В сложных случаях отсылайте избирателей к штабу кампании или обещайте связаться с ними позже и ответить на тот их вопрос, который вызвал у Вас замешательство.
⃟ Оцените намерения избирателя. Отметьте эту информацию в карточке или списке после того, как Вы уйдете, например, поставьте "+", если он Вас поддерживает, "-", если не поддерживает, и "о", если он не решил. Уходите так быстро, как это позволяет вежливость.
⃟ Работайте в этом духе, пока не встретитесь со всеми избирателями. Если кого-то не застанете, оставьте ему литературу и отметьте это в Вашем списке. Вам придется, возможно, нанести вторичный визит.
⃟ Не оставляйте избирателя без внимания. Если избиратель хочет получить дополнительную информацию и задает вопросы, на которые Вы не можете ответить, постарайтесь выяснить ответы на эти вопросы, вернуться и предоставить избирателю эту информацию.
⃟ Работайте систематически и методично.
Разновидности кампаний "от двери к двери"
Теперь, когда Вы уже ознакомлены с основными признаками организации и проведения такой кампании, мы предлагаем Вам несколько вариантов, которые Вы можете использовать в своей избирательной кампании. При этом можно следовать основным рекомендациям, которые были даны при обсуждении программ контактов с избирателями. Ниже мы обсудим преимущества, недостатки и особенности нескольких форм ведения кампании на улицах.