Какова основная причина политических конфликтов?

а) несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов;

б) борьба политических лидеров за власть в обществе;

в) острые разногласия в оценках действий государственных институтов;

г) личная неприязнь участников политического процесса.

3. Назовите признаки политического конфликта:

а) наличие не менее двух противоборствующих субъектов;

б) неудовлетворенность избирательным законодательством государства;

в) критика политических лидеров;

г) несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов; их неудовлетворенность своей ролью и влиянием в политической системе;

д) непредсказуемое, агрессивное поведение участников конфликта.

4. Определите источники политических конфликтов (интересов, ценностей, идентификации) по их внешним проявлениям и содержанию:

а) общественные объединения публично заявляют об ущемлении или неадекватном удовлетворении государственной властью интересов тех или иных социальных групп, организуют массовые политические акции;

б) субъекты политики выражают несогласие с политическим курсом государства, осуществляемой программой социальных преобразований, критикуют политический режим в независимых СМИ, на митингах и демонстрациях;

в) оппозиция не удовлетворена ролевыми функциями в политической системе, характером взаимоотношений с государственной властью и прибегает к различным формам протестных действий.

5. Каковы пути и средства разрешения политических конфликтов:

а) замалчивание конфликтов, предмета спора и сущности позиций политических субъектов;

б) устранение причин конфликтов;

в) достижение компромисса между соперниками;

г) выявление источников политического напряжения в обществе, разработка технологических моделей поведения лидеров, правительств и других субъектов управления конфликтами;

д) обострение конфликта с целью создания ситуации, выгодной одной из конфликтующих сторон;

е) применение властью репрессивных мер, ужесточение требований к конфликтующим сторонам.

6. Получение достоверной информации - это главная задача на этапе:

а) возникновения конфликта;

б) развития конфликта;

в) окончания конфликта.

7. Международный кризис означает:

а) невыполнение распоряжений правительства;

б) усиление противоречий между государствами и угроза их перерастания в открытый конфликт;

в) кризис власти, когда она не способна управлять страной.

г) фактическое прекращение действия основного закона страны.

R Контрольные вопросы

1. Что Вы понимаете под политическим конфликтом и как соотносятся понятия «политический конфликт», «противоречие», «конкуренция», «кризис»?

2. Какие Вы знаете основные точки зрения на роль конфликтов в общественном развитии? Какая из них более предпочтительна? Аргументируйте ответ.

3. Каковы основные причины (источники) политических конфликтов?

4. Для чего выделяют типы конфликтов, и по каким критериям их можно типологизировать?

5. Каковы основные этапы разрешения конфликтной ситуации в политике?

6. Какие Вы знаете подходы и технологии разрешения политических конфликтов?

7. Что такое «компромисс», «консенсус» в политике?

8. Можно ли создать общество, в котором не будут возникать политические конфликты? Аргументируйте ответ.

¨ Темы докладов и рефератов

1. Специфика политического конфликта.

2. Основные концепции конфликта.

3. Конфликт и противоречие.

4. Конфликт и конкуренция.

5. Конфликт и кризис.

6. Условия возникновения и этапы развития политических конфликтов.

7. Причины и поводы возникновения политических конфликтов.

8. Методы урегулирования и разрешения политических конфликтов.

9. Технология ведения политических переговоров.

10. Этнополитические конфликты.

11. Международные конфликты.

Тема 13. Политическая модернизация

С анализом политического процесса связана проблема политического развития. С 60-х годов понятие «политическое развитие» стало применяться для характеристики процессов перехода от примитивных политических систем к традиционным и современным. В 50-60-е годы возникают теории модернизации как перехода к современным обществам.

Цель: раскрыть сущность теории политической модернизации и ее современное значение.

План

1. Сущность политической модернизации.

2. Основные направления теории политической модернизации: либеральное и консервативное.

3. Кризисы модернизации.

4. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Политическая модернизация в Беларуси.

1. Сущность политической модернизации. Во второй половине ХХ века в научную литературу вошло понятие «политическое развитие» и применяется оно для отражения процесса изменения политических систем. Данным понятием обозначается процесс возрастания способности политической системы постоянно адаптироваться к усложняющимся социальным условиям. Ученые выделяют различные критерии политического развития. Г.Алмонд, например, выделяет три типа или степени развитости политических систем: - примитивные, характеризующиеся слабой (ограниченной) структурной дифференциацией власти и внутренней замкнутостью; - традиционные, которые обладают явно выраженной дифференциацией институтов власти и определенной культурой властвующего субъекта; - современные или модернизированные политические системы, характеризующиеся высокой степенью дифференциации политических институтов и активным участием граждан в политической жизни.  
Существуют различные способы адаптации политической системы к новым социальным потребностям: реформы и революции. Реформа (от лат. "reforme" – преобразовываю) означает изменение каких-либо сторон социальной жизни (порядков, Что дают реформы общественному развитию?
институтов и учреждений), не уничтожающее основ существующего общественно-политического строя.  
Революция (от лат. "revolutio" – поворот, переворот) означает глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. Социальная революция – резкий, скачкообразный переход от одной общественно-политической системы к другой. Приведите примеры известных Вам социальных революций.
Одной из разновидностей реформ является политическая модернизация. Слово «модернизация» в переводе с французского ("moderne" – современный) означает изменение чего-либо соответственно требованиям современности. Политическая модернизация – это преобразование, совершенствование политической системы, всесторонняя демократизация общественных отношений. Понятие «политическая модернизация» имеет и более широкий смысл, чем просто придание политической системе общества современного вида. Оно является синонимом понятия «модернизация общества». Что же представляет собой модернизация общества? Модернизация общества - это переход от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному, а в последние десятилетия и к постиндустриальному обществу.  
Традиционное общество понимается как аграрное, основанное на аграрном хозяйстве, простом воспроизводстве и отличающееся закрытой социальной структурой (сословной), низким индивидуальным статусом гражданина, жестким государственным правлением Современное общество трактуется как индустриальное (постиндустриальное), базирующееся на машинной техноло - Объясните, что собой представляет традиционное (аграрное) общество.
гии производства, открытости социальной структуры, рациональной организации власти. Считается, что термин «индустриальное общество» ввел в научный оборот. А. Сен-Симон. Но основоположником концепции индустриального общества яв -  
ляется французский философ и социолог Огюст Конт. Своего наивысшего развития концепция индустриального общества достигла в 50-60-е годы ХХ в. после появления трудов французского философа Раймона Арона и американского экономиста и политолога Уолта Ростоу. Первым идеи постиндустриализма стал формулировать в середине ХХ в. Французский со - Чем индустриальное общество отличается от аграрного?
циолог Ален Турен, но всестороннюю разработку теории постиндустриального общества дал американский социолог Даниел Белл. Теории постиндустриального (информационного) общества посвящены также работы американских ученых Дж. Гэлбрейта, З. Бжезинского и др. Термин «модернизация» означает одновременно и стадию (состояние) общественных преобразований, и процесс перехода к современным обществам. Процесс модернизации западных стран, прежде всего Западной Европы, США и Канады, начался в XVIII в. и охватывал эпоху первой промышленной революции, разрушения наследственных сословных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, становления институтов представительной демократии. В настоящее время понятие модернизации общества употребляется применительно к странам, которые еще не осуществили или не завершили переход от традиционного к современному индустриальному обществу. Практически это все страны незападной части мира. В 50-60-е годы ХХ в. среди авторов теории модернизации господствовала идея однолинейности общественного развития. Считалось, что одни страны отстают в своем развитии от других, но все они должны будут пройти один и тот же по своему содержанию путь модернизации. Суть модернизации незападных стран первоначально понималась как их вестернизация (от англ. "west" - запад), т.е. как процесс перенесения в развивающиеся страны западных устоев и ценностей. Модернизация политической системы рассматривалась как утверждение в этих странах форм политической жизни также по западному образцу, т.е. как процесс демократизации. В 70-90-е годы ХХ века ученые стали приходить к убеждению, что при сохранении универсальных критериев и целей  
модернизации афро-азиатским, латиноамериканским и другим странам необходимо учитывать национальные особенности, и упор стал делаться на национальную форму их реализации. Переход от традиционного общества к современному включает целый ряд процессов в экономической, социальной, культурной и политической сферах. Экономическая модернизация означает развитие и применение технологий, основанных на научном знании, высокоэффективных источников энергии, углубление общественного и технического разделения труда. В процессе экономической модернизации появляются и расширяются вторичный (промышленность и торговля) и третичный (сфера услуг) сектор народного хозяйства, сокращается доля первичного (аграрного) сектора при его технологическом совершенствовании. Трудоемкие производства сменяются капиталоемкими, а затем наукоемкими. Почему в последней трети ХХ века ученые пришли к выводу о том, что при модернизации незападных стран надо учитывать их национальные особенности?
В отличие от марксизма, стоявшего на позициях экономического детерминизма, теория модернизации исходит из  
принципа технологического детерминизма, связывающего структуру общества и его основные характеристики с технологическим способом производства. В соответствии с таким подходом выделяют несколько типов социально-экономической модернизации. Первый тип – доиндустриальная модернизация. Как Вы понимаете экономическую модернизацию?
Характеризуется переходом к общественным производительным силам, т. е таким, которые используются людьми только сообща. Технологический способ производства олицетворяет мануфактура. Второй тип – раннеиндустриальная модернизация. Характеризуется переходом от ремесленного и мануфактурного производства к фабрично-заводскому. Третий тип – позднеиндустриальная модернизация. Характеризуется переходом от фабрично-заводского к поточно-конвейерному производству. Четвертый тип – постиндустриальная или постмодернизация – вызван к жизни современной технологической революцией и осуществляется в странах, где идет переход к постиндустриальному обществу. В начале 60-х годов свою типологию этапов экономической модернизации предложил американский экономист У. Ростоу, сформулировавший концепцию пяти стадий роста, через которые должны проходить все страны. Первая стадия – традиционное общество с преобладанием примитивной аграрной технологии. Вторая стадия – переходное общество, в котором формируется элита, готовая к осуществлению модернизации, обосновывается ее необходимость. Третья стадия – стадия взлета. Это начало интенсивной индустриализации. Четвертая – стадия зрелости – в экономике имеются все базовые отрасли промышленности. Пятая – общество массового потребления. Возрастает роль сферы услуг и отраслей, выпускающих сложные потребительские товары. Большинство населения получает доступ к таким материальным благам, которые ранее считались предметами роскоши или вовсе не существовали (См. Политология. Проблемы теории. СПб. 2000. – С.321-322). В социальной сфере модернизация означает изменение социально-классовой, демографической и территориальной структуры населения. Преодолеваются элементы сословности  
в общественных отношениях, усиливается специализация профессиональной деятельности людей, успех в которой зависит от квалификации, уровня образования и отношения к ней. Модернизация в культурной сфере предполагает развитие системы образования и научных учреждений, становление Назовите задачи социальной модернизации?
идейного плюрализма, развитие средств массовой информа -  
ции, и коммуникации, приобщение все большей части населения к дос тижениям культуры. Модернизация в политической сфере – образование и развитие централизованных государств, возрастание роли и значения права, реализация принципа разделения властей, развитие местного самоуправления, расширение участия широких масс в политике. Как Вы думаете, какую роль в развитии модернизации играют СМИ?
В политологической литературе выделяют три типа модернизации:«первичную», «вторичную», «глобальную». Первичная модернизация» (Западная Европа, США, Канада) охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и про-  
возглашения равных гражданских прав. «Вторичная модернизация» - «вдогонку» (Россия, Беларусь, Турция, Бразилия и другие страны). Эта модернизация обусловлена неравномерностью экономического и политического развития стран, их национальными особенностями. Она Что означает политическая модернизация?
осуществляется противоречиво, носит циклический, непоследовательный характер и недостаточно эффективна по результатам.  
«Глобальная модернизация» – процесс совершенствования всех современных обществ. В будущем человечество, вероятно, придет к единой модели постиндустриального общества. 2. Основные направления теории политической модернизации: либеральное и консервативное. В процессе изучения механизмов и закономерностей модернизации в западной политологии сформировалась два направления по вопросу путей политической модернизации – либеральное и консервативное. По мнению политологов либерального направления (Г. Алмонд, Р. Даль, Л. Пай и др.), основным условием успешного осуществления политической модернизации является наличие в обществе конкурирующих элит и широкое вовлечение рядовых граждан в политику. Теоретическая концепция, показывающая оптимальный путь политической модернизации была предложена американским политологомР. Далем. Он выдвинул теорию полиархии. Полиархия – это реальная политическая система, кото -  
рая обеспечивает политическое участие широких масс и свободную конкуренцию лидеров и элит. Даль выделил условия, влияющие на движение стран к полиархии: - последовательность в осуществлении политических реформ; - установление сильной исполнительной власти для социально-экономических преобразований в обществе; -достижение определенного уровня социально-экономического развития, позволяющего проводить структурные преобразования в государстве; - установление определенных отношений равенства – неравенства; - субкультурное разнообразие, наличие интенсивной иностранной помощи (международного контроля); Какое условие считали главным для осуществления политической модернизации сторонники либерального направления?
- демократические убеждения лидеров и активистов. По мнению Даля, переход к полиархии должен быть постепенным, эволюционным, избегающим скачкообразных движений. Он выступает против авторитаризма, который может негативно сказаться на достижении целей модернизации. В целом идеи либерально ориентированных ученых более адекватно отразили характер переходных преобразований в последней трети ХХ в. И самым ярким подтверждением этому стала так называемая третья волна демократизации, развернувшаяся с 1974г. - года установления демократического режима в Португалии. Представители консервативного направления придерживаются иной точки зрения на процесс модернизации. Главную опасность для процессов модернизации они видят в политической нестабильности. По их мнению, главным источником модернизации является конфликт между включенностью населения в политическую жизнь и наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. Но неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти способствует дестабилизации режима правления и его коррумпированности. Порядок и развитие, по их мнению, может обеспечить авторитарный режим. Модернизация политических институтов связана не с уровнем их демократизации, а с их прочностью и организованностью.  
Видным представителем консервативного направления является американский политолог Самюэль Хантингтон. Он допускает возможность осуществления социально- экономической модернизации«сверху», в рамках старых политических институтов и под руководством традиционной элиты. Правящая элита должна осуществить экономическую модернизацию, а затем политическую, включающую как процесс приспособления традиционных институтов к изменившимся условиям, так и процесс создания новых, связанных с происходящими переменами. Вероятно, нет однозначного подхода к проблеме характера и - Какой путь достижения целей модернизации предлагают сторонники консервативного направления?
путей политической модернизации. Скорее всего, не существу ет какого-то единственно правильного решения, применимого ко всем вставшим на путь модернизации странам. Руководству каждой страны необходимо учитывать исходный уровень ее исторического развития, национальные особенности и культурное своеобразие, используя опыт индустриально развитых стран. 3. Кризисы модернизации. Раскрывая пути развития переходных систем, теория модернизации выделяет специфические кризисы, которые обусловливают исполнение субъектами политики своих функций в отношениях власти. Этими кризисами являются: 1. Кризис идентичности. Кризис идентичности наступает тогда, когда распад прежних идеалов и ценностей заставляет людей искать новые духовные ориентиры для осознания своего места в обществе и своих связей с государством. Люди пересматривают отношения к прошлому, к традициям, господствовавшей идеологии и т.д. Перед ними встают сложные вопросы в связи с пониманием их общности с классами, нациями, конфессиональными группами, государством и т.д. Прежде всего люди осознают свою принадлежность к нации, что проявляется в различных формах: от роста потребности в освоении культурных ценностей своего народа до отрицания равных прав представителей других наций в данном государстве (например, в странах Балтии - прав русских).  
Снизить остроту кризиса идентичности могут развитие демократии, системы образования, коммуникаций, поощрение вертикальных и горизонтальных политических связей населения и т.д. 2. Кризис распределения материальных и культурных Раскройте сущность кризиса идентичности.
благ. Поддержка или отрицание населением проводимых в стране реформ зависит от объема и характера потребляемых  
благ. Но в переходный период не всегда обеспечивается устойчивый рост материального благосостояния, а часто жизненный уровень снижается. Часть населения положительно относится к прежним принципам распределения материальных благ (ненапряженный труд, стабильность социального существования), но считает приемлемыми и новые стандарты и выступает за централизованные пути распределения благ, такие как эффективная система налогообложения, адресная социальная помощь, поощрение мелкого и среднего бизнеса и т.д.). 3. Кризис участия. Сторонником какого принципа распределения материальных благ Вы являетесь и почему?
Кризис участия обусловлен ломкой привычных форм и механизмов вовлечения граждан в политику. Увеличивается  
число стремящихся к участию в управлении, к доступу к власти. В этих условиях характер преобразований будет зависть от того, смогут ли власти обеспечить равенство различных групп населения, пресечь деятельность политических радикалов и террористов, поддержать идеалы и ценности, способные интегрировать общество и государство. 4. Кризис «проникновения». Объясните, в чем состоит кризис участия в условиях модернизации.
Суть его состоит в невозможности правящих сил (прежде всего высших органов государственной власти) реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни. На изменение характера принятых решений влияют местные элиты, оппозиция. Снижают их эффективность также разнородность позиций различных групп населения, отсутствие у граждан политического опыта и т.д. Поэтому решения властей не прони -  
кают в достаточной мере в социальные и политические отношения. Правящие круги должны формировать рациональную организацию власти: перераспределение полномочий между центром и местами, обеспечение контроля за деятельностью всех структур, задействованных в принятии и осуществлении решений; исключить попытки исправления положения любой ценой, силового «продавливания» необходимых решений, сползание к популизму и усиление теневых механизмов власти, ведущих к нарастанию коррупции и т.д. 5. Кризис легитимности. Он возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящих властей с представлениями основной части граждан о формах, средствах и нормах справедливого правле - Что на Ваш взгляд снижает эффективность реализации решений органов государственной власти Республики Беларусь?
ния. Несоответствие целей властей и массовых представлений ведет к падению легитимности и дестабилизации государства. Средством обеспечения легитимности правящего режима является способность элиты реализовать постепенное реформирование общества, достигать соглашения с политическими противниками, формировать позитивный образ лидеров в глазах населения.  
Главным средством легитимации режима правления является эффективность экономических преобразований. (См. подробнее: В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в политологию. М., 2003. - С. 438-444). 4. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Выделяют несколько образцов, моделей перехода к демократии различных стран. В чем состоит кризис легитимности и каковы пути его преодоления?
- Линейная демократизация. Классический пример – Великобритания. Суть этого варианта состоит в постепенном ограничении монархической власти, расширении прав граждан и парламента. - Циклическая модель демократизации (Боливия, Аргентина, Гана, Нигерия, Таиланд, некоторые страны Латинской Америки, Азии и Африки.) При этой модели авторитарные и демократические институты могут соседствовать друг с другом, например, существование парламента совмещается с закреплением особой роли военных в государстве. Переход к демократии обычно затяжной и трудный. - Диалектическая модель демократизации (Италия, Греция, Испания, Австрия, Чили, ряд республик бывшего СССР, в т.ч. Россия). Она характеризуется быстрым и внезапным крахом авторитарных режимов в силу того, что в этих странах уже достаточно созрели предпосылки перехода к демократии: индустриализация, многочисленный средний класс, высокий образовательный уровень граждан и т.д. Но демократические правительства, приходящие на смену авторитарным режимам, часто оказываются неспособными эффективно управлять страной и вновь сменяются авторитарными режимами. Однако они бывают недолговечны, не справляются со сложными задачами государственного управления и уступают место или свергаются демократическими силами. Устанавливается стабильная демократия. В 80 – 90-х годах стали выявляться новые факторы и тенденции в переходных преобразованиях, существенно повлиявшие на понимание путей и методов перехода к современности. В целом переход (транзит) к современности стал видеться более противоречивым и локально организованным процессам, чем ранее. Положения теории модернизации начали трансформироваться в положения транзитологии – отрасли знания, изучающей процессы перехода от тоталитарных и авторитарных политических систем к демократической. Транзитология тесно связана с теорией модернизации. Они близки в теоретико-методологическом плане (общностью категориального аппарата и методологических подходов). Но если теория политической модернизации ориентируется на проблематику развивающихся стран «третьего мира», в центре внимания транзитологии находятся политические процессы в таких государствах, где уже сложились основные структуры современного общества и в ряде случаев речь идет о повторной демократизации.Например, проблемы демократизации решались в послевоенные годы в Германии, Италии, Японии, но эти страны были уже индустриально развитыми, а в Германии и Ита -  
лии до прихода фашистов к власти были демократические политические режимы. Позже началось возвращение к демократическим принципам после периода авторитаризма в Испании, Португалии, Греции, а также после военных диктатур в странах Латинской Америки. В 80-90-е годы ХХ в. после распада СССР и ликвидации коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Что общего и в чем различие теории модернизации и транзитологии?
Европы начинается изучение процессов посткоммунистическо-го развития. Отмечаются особенности перехода этих стран от тоталитаризма и авторитаризма к демократии: речь идет не о возвращении к демократии, а о создании демократических институтов, в экономике рождается новая система – рыночная,  
существует высокая этническая неоднородность посткоммунистических стран; менее благоприятны (чем были для Германии и Италии) международные условия (посткоммунистические страны не получают должной помощи и поддержки). Ученые называют разные сроки и этапы переходного процесса в посткоммунистических странах. Американский политолог Шин,например, называет 4 этапа преобразований: разрушение тоталитарной системы; переход к демократии; утверждение демократической системы; окончательное совершенство - В чем особенности перехода к демократии посткоммунистических стран?
вание демократических институтов. З. Бжезинскийвыделяет три фазы процесса демократизации и создания рыночной экономики: 1. После падения коммунистического режима. Ее задачи – трансформация высших структур политической власти и первичная стабилизация экономики (от одного до пяти лет); 2. Функционирование демократической системы. Задачами этого периода являются: принятие новой конституции, утверждение новой избирательной системы, осуществление демонополизации и малой и средней.  
3. Устойчивое функционирование демократических институтов, стабильный рост экономики (от пяти до пятнадцати и более лет). (См. Политология. Проблемы теории. СПб - 2000, - С. 339). Внимание ученых привлекает также проблема соотношения экономики и политики в процессе трансформации постсоциалистического общества. С одной стороны предлагается метод шоковой терапии, который представляет собой быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца. По этому пути пошли практически все восточноевропейские страны, в том числе СССР. В тех из них, что были ближе и Западу по политической культуре, экономическим ук Как Вы оцениваете взгляд З. Бжезинского на процесс демократизации посткоммунистических стран?
ладам и т.д., демократизация и трансформация общества более или менее успешны, хотя и сопровождались падением произ -  
водства и рядом других негативных явлений. В государствах же, не имеющих традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, попытка реализовать либеральную модель демократии привела к разрушительным последствиям: ослаблению, криминализации, к политической и В чем сущность метода шоковой терапии?
экономической анархии, резкому спаду производства, росту преступности, падению уровня жизни большинства населения, к войнам, распаду государства и т.д. Особенно губительные последствия имело принятие модели шоковой терапии для СССР, что объясняется рядом обстоятельств: отсутствием рынка, гражданского общества, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей и т.д. Другой подход рекомендует избегать одновременного проведения политических и экономических реформ. Здесь возможны два варианта: 1) экономические реформы предшествуют демократизации; 2) сначала проводятся демократические реформы, потом рыночные преобразования. Некоторые ученые признают возможным успешное проведение рыночных преобразований при авторитарном режиме, а затем либерализации и демократизации этого режима. Так, в Китае была выработана собственная модель модернизации и реформирования тоталитарных политических структур, получившая название политики «нового авторитаризма». Суть этой модели состоит в сохранении сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ, предусматривающих развитие рыночной экономики. Коммунистический Китай демонстрирует успехи в создании рыночной экономики, обеспечив стране в среднем самые высокие в мире с 1979г. темпы экономического роста и непрерывное повышение благосостояния населения при сохранении общест -  
венного порядка и личной безопасности граждан. Здесь создаются предпосылки демократии, расширяются права граждан. (См. В.П. Пугачев, А.И.Соловьев. Введение в политологию. М., 2003.- С.246). Следует отметить, что постсоциалистическим странам не следует как слепо следовать неадекватным их условиям за - Объясните политику «нового авторитаризма».
падным либеральным моделям, так и копировать опыт авторитарной модернизации. Необходим учет собственной специфики каждой страны и мирового опыта. Постсоциалистическое общество не может реформироваться стихийно, снизу (как переходили к рынку и демократии страны в прошлые эпохи). Главным инструментом его модернизации является государство, а также другие политические институты. Политическая модернизация в Беларуси. Республика Беларусь выработала стратегию своего социально-экономического и политического развития в ХХ1 веке. Эта стратегия учитывает исторические особенности страны и тенденции развития современного мира. Будущее нашей страны, как и западной цивилизации, находится на пути постиндустриальной модернизации. Стратегия постиндустриальной модернизации на той или иной стадии этого процесса ставит определенные задачи по ее реализации. На нынешнем историческом этапе к числу приоритетных задач модернизации белорусскогообщества относятся:  
- формирование наукоемкой, ресурсосберегающей и эколого-защитной экономики; - широкое внедрение информационных технологий во всех Как понимать эту задачу?
областях жизнедеятельности людей;  
- формирование человека, способного жить и действовать в условиях информационного общества – физически здорового, образованного, профессионально подготовленного, политически активного; - разработка и реализация комплекса мер по созданию условий для сочетания трудовой деятельности женщин с выполнением материнских обязанностей; - развитие сферы услуг в качестве преобладающего сектора экономики; Как решается проблема воспитания человека в процессе его обучения в ВУЗе?
- совершенствование системы социально - политических институтов, обеспечивающих участие граждан в управлении делами общества и государства; - сохранение и использование созданных ранее культурных цен -  
ностей и развитие культуры в процессе становления постиндустриального (информационного) общества. За время, пройденное с момента обретения независимости, в Беларуси произошли значительные изменения. Постепенно осуществляются преобразования в экономической, политической, социальной и духовно-идеологической сферах. В законодательстве закрепляются демократические принципы и нормы. Страна осуществляет системную трансформацию общества. Она первой из постсоветских государств преодолела кризисные тенденции в экономике, восстановила, а в 2001 году превзошла экономический и промышленный потенциал 1990 г. В сентябре 2000 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко констатировал, что наше государство завершает «постиндустриальный период своего развития, входит в совер - Какую роль играют молодежные организации Республики Беларусь в повышении участия студентов в политической жизни страны?
шенно новые экономические, технологические и общественные отношения». Складывающаяся на практике белорусская модель общественного развития будет характеризоваться активной регулирующей ролью государства; соблюдением принципа эволюционности преобразований; сильной и эффективной государственной властью; социально ориентированной многоукладной рыночной экономикой; четкой системой законодательства, обеспечивающей его строгое соблюдение в интересах государства и каждого гражданина в отдельности; сильной социальной политикой государства оптимальной и эффективной структурой управления; активными интеграционными процессами со странами СНГ, в первую очередь с Россией; бережным сохранением и развитием всего того позитивного, что было создано ранее, а не бездумным его разрушением. Главное – создание общества, в котором главная цель государства – создание условий для удовлетворения социальных потребностей граждан.  

& Литература

1. Брузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития. // Вопросы философии. 2002, №5.

2. Вишневский А.Г. Модернизация и контрмодернизация: чья возьмет? // Общественные науки и современность. 2004, №1.

3. Глинчикова А.Г. Капитализм, социализм, индустриальное общество – к вопросу о соотношении понятий. // Вопросы философии. 2001, №9.

4. Даль Р. О демократии М., 2000.

5. Даль Р. Предпосылки возникновения и утверждения полиархии. // Пол

Наши рекомендации