Какой тип легитимности власти в современной Беларуси?
а) легальный;
б) харизматический;
в) традиционный;
г) политическая власть в Беларуси сочетает признаки указанных типов легитимности.
8. Определите важнейшее средство легитимации политической власти:
а) пропаганда политического курса;
б) манипулирование общественным сознанием;
в) социальная эффективность власти;
г) предупреждение актов общественного протеста;
д) применение методов принуждения.
9. Легальность власти – это:
а) принятие власти населением;
б) научное и техническое обеспечение политического курса;
в) юридическое обоснование власти;
г) оправдание власти с помощью идеологии;
д) использование методов убеждения и внушения.
10. Эффективность власти – это:
а) законность власти;
б) ее результативность;
в) право на принуждение;
г) использование методов убеждения и внушения.
11. Теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную создал:
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Макиавелли;
г) Монтескье;
д) Т. Парсонс;
е) Г. Алмонд;
ж) К. Маркс;
з) А. Токвиль;
и) М. Вебер.
R Контрольные вопросы
1. В чем сущность власти? Может ли человеческое общество обойтись без власти?
2. Существует множество подходов к определению власти. Какому из них Вы отдаете предпочтение и почему?
3. Каковы источники власти? Какие из них боле всего проявляются в современной политической жизни?
4. Почему государственную власть не верно отождествлять с политической властью?
5. Что такое легитимность власти, чем и как она обеспечивается?
6. Каково соотношение понятий «легитимность власти» и «легальность власти»?
¨Темы докладов и рефератов
1. Власть как социальный феномен.
2. Власть и право.
3. Легитимность и легальность политической власти.
4. Власть и личность.
5. Разделение властей.
6. Политическая власть в Республике Беларусь.
Тема 5. Политическая система общества
В наш лексикон раньше, чем все другие понятия политологии, вошло понятие «политическая система». Оно имеет два значения. Эта категория, во-первых, применима к любому политическому образованию: партии, государству, профсоюзу, политической культуре и т.д. Во втором значении политическая система рассматривается как механизм формирования и функционирования власти в обществе.
Цель: рассмотреть сущность политической системы, ее функции и типы.
План
1. Сущность и структура политической системы.
2. Функции политической системы и ее особенности.
3. Типология политических систем. Особенности политической системы Республики Беларусь.
1. Сущность и структура политической системы. Понятие «система» мы часто употребляем в жизни: система образования, система здравоохранения, система упражнений, система производства и т.д. Система – это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и в связях друг с другом.Любая система от самой простой до самой сложной характеризуется следующими признаками. Она имеет: - несколько составляющих элементов; - определенный принцип связи между элементами; - границу, отделяющую ее от среды. | ||||
Нас окружает множество подобных систем. Шариковая ручка, стол, здание и т.д. состоят из элементов, собранных в определенной последовательности. Соедините их детали иначе, и вы получите груду бесполезных предметов. Понятие «система» появилось в общественных науках в начале ХХ в. и было позаимствовано из биологической теории. Первое фундаментальное исследование по теории систем | Приведите примеры различных систем и докажите, что это система. | |||
принадлежит американскому философу Т. Парсонсу. Он выделил в обществе четыре системы: 1. Экономическую систему (выполняет функцию адаптации | ||||
человека с внешним миром), 2. Государство(выполняет функцию целеполагания и целедостижения); 3. Гражданское общество (выполняет функцию интеграции) 4. Семья, школа, церковь (выполняет функцию воспроизводства структуры). | Какие 4 системы обычно сегодня выделяются в обществе? | |||
Теория политических систем была создана в 50-е годы ХХ века. Понятие «политическая система»ввел американский политолог Д. Истон. Большой вклад в развитие теории политических систем также внесли политологи Г. Алмонд, Р. Даль, К. Дойч и др. Существуют различные подходы к определению политической системы: 1. Функциональный подход: политическая система – механизм принятия решений (Уорд, Лапьер, Дойч.) 2. Ролевой подход: политическая система – система политических ролей (Парсонс, Алмонд). 3. Коммуникативный подход: политическая система – система отношений и взаимодействий (Даль). 4. Институциональный подход: политическая система система политических институтов. Политическая система общества – это совокупность государственных и негосударственных институтов, норм и механизмов, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Политическая система представляет собой целостное образование, состоящее из ряда элементов, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, обеспечивают функционирование политической власти. В структуру политической системы входят следующие элементы: Институциональная подсистема. Она состоит из различных общественно-политических институтов. Ведущим политическим институтом является государство. Среди негосударственных организаций наибольшую роль играют политические партии, которые сплачивают наиболее активную и организованную часть тех или иных социальных общностей и ведут активную борьбу за власть. Общественные организации и дви - | ||||
жения отличаются от партий тем, что объединяют самые широкие слои населения и не имеют сугубо политического характера. К институциональной подсистеме относят также средства массовой информации, которые оказывают значительное влияние посредством формирования общественного мнения на функционирование системы, ее совершенствование или деста - | Назовите политические институты в Республики Беларусь. | |||
билизацию. Немаловажную роль в политической системе многих стран играет церковь. Она оказывает значительное влияние на сознание людей. И хотя в большинстве стран церковь не занимается политикой, она может серьезно влиять на ход политических событий. В некоторых странах (Ватикан, Исламская Республика Иран, Саудовская Аравия и др.) церковь имеет неограниченную власть и образует центральное звено политической системы. Политические институты и организации делят на: - собственно политические организации (государство, политические партии и некоторые общественные движения и организации); - не собственно политические объединения (профсоюзы, творческие союзы и др.); - неполитические (церковь, объединения филателистов, нумизматов и др.) | ||||
Нормативная (регулятивная) подсистема. Она выступает в виде политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы. Политические нормы – это правила поведения для субъектов политики.Одни политические нормы могут быть зафиксированы на бумаге и называются правовыми актами (конституция, свод законов, указ и т.д.). Другие существуют в форме так называемого «неписаного закона» (традиции, обычаи.) Коммуникативная подсистема. Сюда относится политические отношения и политический режим. Политические | Назовите примеры политико-правовых норм, которые определены в Конституции Республики Беларусь | |||
отношения - это различные формы взаимодействия внутри по- | ||||
литической системы, а также между политическими системами различных стран (сотрудничество, борьба, конкуренция и т.д.). Политический режим – это способы и методы осуществления политической власти в обществе. Режимы бывают тоталитарные, авторитарные, демократические и либерально-демократические (переходные). Культурно-идеологическая подсистема. Она включает в себя политическое сознание и политическую культуру. Политическое сознание – это совокупность политических идей, идеалов, ценностей, которые присутствуют в созна - | Какие вы знаете, белорусские обычаи и традиции, которые существуют и в политической системе? | |||
нии людей (личности, коллектива, социальной группы), живущих в данном обществе. В политическом сознании значительную роль играет политическая идеология– система, которая выражает коренные интересы социальных общностей. К формам проявления политической идеологии относятся политические взгляды, идеи, концепции. Определенную роль играет и политическая психология. Это эмоции, настроения, чувства по отношению к власти, политике и т.д. Известно, что политическая идея, овладев умами социальной группы, лидера или всего общества, может стать грозной силой, подчиняющей себе все другие компоненты политической системы. Так, идея диктатуры пролетариата в свое время обусловила принятие таких юридических норм и такой конституции, в которой утверждался приоритет рабочего класса по отношению к другим классам и слоям общества. В соответст - | ||||
вии с этой идеей создавались и политические институты: государство диктатуры, пролетариата, партия, называвшая себя партией рабочего класса, профсоюзы, комсомол, объявившие себя помощниками партии. Характер нынешней политической системы в нашей стране также во многом складывается под влиянием идеи перехода к рынку. Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых представлений, убеждений, установок, позиций оценок, моделей поведения, проявляющихся в способах и результатах деятельности субъектов политики. | Приведите конкретные примеры, какие юридические нормы и институты возникли под влиянием рыночных идей. | |||
С помощью политической системы в обществе осуществляется политическая власть. Политическая система – это механизм политического властвования. Как же действует этот механизм? 2. Функции политической системы и ее особенности. Механизм функционирования политической системы рассмотри на модели Д. Истона. Работа этого механизма похожа на работу любой системы, которая получает импульсы от окружающей среды, перерабатывает их и выдает конечный продукт. Схематически это можно изобразить следующим образом: | ||||
С Х Е М А 1. Механизм функционирования политической системы. | ||||
На конкретном примере объясните механизм действия политической системы. | ||||
Люди, живущие в обществе, посылают политической системе определенные импульсы в виде требований, поддержки, протеста и т. д. В политической системе они изучаются, оцениваются. Здесь формируется конечный продукт – определенная политика. Эта политика облекается в форму законов, указов, планов и программ. Их осуществление в реальной жизни вызывает новые потребности и запросы, т.е. все те же импульсы, которые опять поступают в политическую систему, и весь цикл ее работы повторяется заново. Назовем функции политической системы: - выявление и согласование интересов социальных общностей; | ||||
- разрешение социальных конфликтов; - постановка целей и задач общественного развития, или иначе – руководство обществом; - мобилизация ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей (природных ресурсов, материальных, интеллектуальных, моральных и т.д.); - объединение людей, живущих в данном обществе, координация их действий; распределение материальных и духовных ценностей; - разрешение социальных конфликтов; - поддержание преемственности, политических структур и культуры участия граждан в политике посредством политической социализации; - издание законов и контроль за их исполнением. Известный ученый Г. Алмонд различает функции на «входе» в политическую систему и на «выходе». Функции на «входе» в политическую систему: | ||||
- политическая социализация и рекрутирование. Политическая социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности. Политическое рекрутирование – это выполнение личностями определенных политиче- | ||||
ских ролей – избирателя, депутата, министра, судьи и т.д. - артикуляция (выражение) интересов. Это процесс, посредством которого выражаются требования. Разные участники по - | Объясните функции на «входе» | |||
литической системы (акторы) имеют определенные интересы, которые формируются и выдвигаются через деятельность групп и ассоциаций (политические партии, профсоюзы, объединения молодежи, женщин и т.д.); - агрегирование (обобщение) интересов - сбор, накопление, оформление их в политические программы, заявления, законы и т.д.; - политическая коммуникация - связь между элементами политической системы, а также ею и средой. Функции политической системы на «выходе»: | ||||
- нормотворчество (процесс разработки законов, принятие решений); - применение правил и норм (реализация решения); | Объясните функции на «выходе». | |||
- контроль за соблюдением правил и норм. Политическая система отличается от других систем общества (экономической, социальной, духовной) рядом специфическихособенностей: - ей принадлежит верховенствосреди других систем, поскольку решения, принимаемые ею, распространяются на все обще - | ||||
ство и обязательны во всех сферах общественной жизни; - это единственная среди других систем общественной жизни, которая имеет право наказывать, принуждать, подчинять, при этом даже используя силу; | Конкретизируйте данные особенности. | |||
- она имеет четкую структуру. Политические институты оформляют ее организационно. В других системах тоже существуют определенные организационные формы, но именно в политической системе эти формы можно считать наиболее устойчивыми. 3. Типология политических систем. Существует несколько способов классификации политических систем. С марксистской (классовой) точки зрения, типологизация осуществляется по формационному признаку, т.е. различают политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического обществ. По национально-государственному признаку выделяются политические системы Великобритании, Франции, Германии, Российской Федерации, Республики Беларусь. | ||||
и т.д. Сторонники системного подхода (Г. Голдмен, Д. Миллер и др.) предлагают делить политические системы на открытые, имеющие динамическую структуру и широкие взаимосвязи со средой и закрытые– с жестко фиксированной структурой и ограниченными связями со средой. Некоторые исследователи выделяюттри основныемо - | Назовите страны с открытой и закрытой политической системой. | |||
дели политической системы:командную, соревновательную и консоциональную, или социопримирительную. Основной признак первой системы – командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение. Главный показатель второй – политическое противостояние, противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе. Третья модель политической системы характеризуется поисками компромисса и консенсуса. Г. Алмонд на основе таких критериев, как политическая культура и режим, выделят англо-американскую, континентально-европейскую тоталитарную и доиндустриальнуюполитические системы. Англо-американская политическая система характеризуется однородностью политической культуры, многообразием политических ролей и функций негосударственных структур. Здесь преобладают, провозглашены и гарантированы такие ценности, как свобода личности, индивидуализм, благосостояние и безопасность. Обществу характерны прагматизм и рационализм отношений к органам власти. Для континентально-европейской политической системы характерна фрагментарность политической культуры, наличие сильных этнических, конфессиональных и региональных субкультур, что порождает такие явления, как правительственные и парламентские кризисы. Тоталитарный тип (фашистская Италия, нацистская Германия, бывшие социалистические страны) характеризуется чрезмерной централизацией власти, высокой степенью насилия, всеобъемлющим контролем над личностью и обществом, отсутствием независимых групп интересов, политической активности граждан. Доиндустриальная политическая система или частично индустриальная (страны Азии, Африки и Латинской Америки) характеризуется смешанной политической культурой: здесь переплетаются западные ценности и этнические и религиозные традиции. Для них присущи личный авторитаризм, власть одной партии, высокий уровень насилия. на это решение гражданское общество должно реагировать. В демократическойсистеме действуют меры контроля граждан за властью, сферы действия которой ограничены. Для тоталитарнойполитической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц при сохранении определенной автономии общества и личности во внеполитических сферах. Российский ученый Александр Сергеевич Панарин, характеризуя политические системы современности, выделяет такие типы, как классический либеральный тип, или представительский; модернистский и постмодернистский. В политической системе классического либеральноого типа (модель Д. Истона) общество формирует «входы» в политическую систему, которая реагирует на них своими решениями. В модернисткой политической системе, наоборот, политическая система сначала принимает решение, преобразующее общество по заранее принятому плану, и решения лишь защищают корпоративные интересы тех, кто устроился во власти и использует ее во имя своих частных интересов (См. подробнее: А.С.Панарин. Политология. Учебник. М., 2003, разд. 2.) Постмодернистская политическая система тоже принимает решения, направляя их обществу, но эти Широко распространено деление политических систем на демократические, тоталитарные и авторитарные, основанное на характере политического режима. Особенности политической системы Республики Беларусь. Современную политическую систему Республики Беларусь можно определить как трансформирующуюся систему, где наряду с новыми существует ряд элементов предшествовавшей советской политической системы. После краха политической системы СССР в Республике Беларусь началась реформа политической системы. В 1994 г. принята Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) Утверждаются новые политические нормы, новые политические институты, в частности, институт президентства, двухпалатный парламент, Конституционный суд, многопартийная система и т.д. Качественно изменились цели и задачи ранее существовавших органов власти и управления. В статье 1 отмечается, что Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство. Утверждается идеология политического плюрализма. Судебно-правовая реформа направлена на укрепление конституционного режима в стране, обновление законодательства и демократизацию законодательного процесса. Изменяется деятельность таких структур государства, как органы госбезопасности, армия и милиция. В политической системе государства заложена база для достижения высокоорганизованного процесса социализации всех слоев населения, т.е. более полного включения членов общества в политическую жизнь, при этом самыми разнообразными средствами. Получили развитие ассоциативные формы политической жизни – сформировались различные группы единомышленников, союзы, общественные организации. Расширяются для выражения общественного мнения, и участия граждан в политической жизни. В выдвижении кандидатов на государственные должности могут участвовать политические партии и общественные организации. Произошло реформирование избирательной системы. Процесс демократизации всех звеньев политической системы осуществляется в направлении развития правового государства, гражданского общества, гармоничного сочетания прав и обязанностей, выдвижения на первое место личности (раздел 2. Конституции так и озаглавлен «Личность, общество, государство»). Человек и его права, свободы и гарантии их реализации становятся, в соответствии с Конституцией, высшей ценностью общества и государства. В политической системе предусмотрена реорганизация отношений власти и народа, переход от командно-приказных отношений сверху вниз, к договорным, конституционным, основанным на равенстве перед законом народа и власти, уважении их прав и взаимной ответственности. Государственная власть стала осуществляться на принципах разделения властей, верховенства права, плюрализма и гласности, решительного преодоления проявлений бюрократизма. Вместе с тем, на этапе трансформации предстоит решить ряд задач в целях совершенствования политической системы, | ||||
поскольку ей сегодня присущи такие черты как определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов государственной власти; недостаточная развитость и активность системы местного самоуправления; отсутствие авторитетных политических партий; слабость конструктивного компонента в деятельности политической оппозиции; фрагментарность политической культуры, что сказывается на деятельности субъектов политики. | Объясните данные особенности политической системы Республики Беларусь. | |||
& Литература
1. Истон Д. Категории системного анализа политики. // Антология мировой политической мысли. Т.2., М., 1997.
2. Кабаченко А.П. Политический процесс и политическая система. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2000, №3.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Мн., 1998.
4. Пантин В.И., Лапкин В.В. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии и исследования// Полис. 2002. №2.
5. Парсонс Т. О социальных системах. / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белинского. М., 2002.
6. Политическая система США. Актуальные измерения. М., 2000.
7. Смирнов В. Политическая система России на пороге ХХ1 века. // Власть 2000. №2.
8. Эндрейн Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем. М., 2000.
Глоссарий
Понятие | Его содержание |
Агрегирование интересов | Сбор, накопление, оформление их в политические программы, заявления законы и т.д. |
Артикуляция интересов | Процесс, посредством которого выражаются требования |
Политическая коммуникация | Связь между элементами политической системы, а также ею и средой |
Политическое рекрутирование | Выполнение личностями определенных политических ролей. |
Политическая система | Совокупность государственных и негосударственных институтов, норм и механизмов, посредством которых реализуются политико-властные отношения |
Система | Целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. |
ТЕСТ
1. Каково содержание понятия «политическая система»?
а) форма государственного правления;
б) политическая организация общества;
в) совокупность политических институтов, норм, политических отношений;
режима, политического сознания, политической культуры;
г) политический режим;
д) политический курс государства;
е) форма государственного устройства;
ж) система взаимоотношений государства с гражданами.
2. Авторами теории политической системы являются:
а) Истон;
б) Алмонд;
в) Парсонс;
г) Вебер;
д) Дойч;
е) Пауэлл;
ж) Вятр;
з) Верба.
3.Выделите структурные элементы политической системы:
а) политические институты;
б) семья;
в) политические нормы;
г) политический режим;
д) субъект и объект власти;
е) глобальный и частный политический процесс;
ж) политические отношения;
з) политическое сознание и политическая культура;
и) принцип подчинения меньшинства большинству при принятии и реализации решений;
к) избирательная система.
4. Укажите функции, выполняемые политической системой на «входе»:
а) нормотворчество;
б) изменение правил и норм;
в) политическая коммуникация;
г) политическая социализация;
д) контроль за исполнением законов;
е) распределение ценностей и благ;
ж) рекрутирование;
з) артикуляция и агрегирование интересов.
5. Укажите функции, выполняемые политической системой на «выходе»:
а) политическая социализация и рекрутирование;
б) политическая коммуникация;
в) контроль за исполнением законов;
г) нормотворчество;
д) артикуляция интересов;
е) применение правил и норм.
6. Функции политической системы на «входе» и на «выходе» выделил:
а) Истон;
б) Вебер;
в) Парсонс;
г) Алмонд;
д) Милль;
е) Токвиль.
7. Критерии классификации политических систем:
а) политический режим;
б) избирательная система;
в) политическая культура;
г) политическая субкультура;
д) формационный признак;
е) тип легитимности власти;
ж) национально-государственный признак;
з) тип лидерства.
8. Основной критерий «разграничения» демократических, авторитарных и тоталитарных политических систем:
а) гуманность законов государства;
б) демократичность отношений государства с обществом и личностью, социальная эффективность государственной власти;
в) уровень политической культуры общества;
г) влияние политической системы на международные отношения;
д) структура и взаимосвязь со средой.
R Контрольные вопросы
1. Какие существуют подходы к политической системе?
2. Что такое политическая система общества?
3. Что отличает политическую систему от других систем общества?
4. Каковы структурные элементы политической системы?
5. Какой из институциональных элементов политической системы является главным? Почему?
6. Какие функции в обществе выполняет политическая система?
7. Как определяет функции политической системы Алмонд?
8. На основании каких критериев можно классифицировать политические системы?
9. Назовите основные типы политических систем.
10. Какие новые признаки характерны для политической системы республики Беларусь? Чем они обусловлены?
¨Темы докладов и рефератов
1. Конституция Республики Беларусь о политической системе.
2. Основные типы современных политических систем.
3. Политическая система и политический режим.
4. Стабильность и изменчивость в политических системах.
5. Г.Алмонд и Д. Истон о политической системе.
6. Сравнительный анализ политических систем Республики Беларусь и Англии, Франции, Германии, Швейцарии.
Тема 6. Политические режимы
Политические системы отличаются друг от друга по такому критерию, как политический режим. Понятие «политический режим» появилось в научном обороте во второй половине ХХ в. Анализ политического режима позволяет выявить подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами.
Цель: дать сравнительный анализ различных политических режимов.
План
1. Понятие политического режима. Классификация политических режимов.
2. Тоталитарный режим.
3. Характерные черты авторитарного режима.
4. Демократический политический режим.
5. Либерально-демократический политический режим.
1. Понятие политического режима. Классификация политических режимов. Политический режим – это совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется политическая власть. Политический режим выражает характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). Понятие политического режима включает в себя ряд критериев: - характер и мера осуществления власти; - взаимоотношения общества и власти; - роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур; - характер существующих в обществе запретов; - роль идеологии в жизни общества; - положение личности в обществе, которое определяется реальным объемом прав и свобод граждан; - положение средств массовой информации; | |
В политической литературе (Г.Т. Тавадов, А.А. Радугин, С.В.Решетников, В.А.Мельник) выделяются три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Тоталитарный режим – это режим всеобщего подав - | Объясните критерии политических режимов. |
ления. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. Демократический режим характеризуется соблюдением прав и свобод граждан, при этом источником власти является народ. Некоторые ученые (В.А. Гуторов, В.Д. Перевалов) называют два политических режима: демократический и антидемократический (тоталитарный и авторитарный). Иногда называют демократический и тоталитарный, а авторитарный рассматривают как промежуточный между двумя полярными режимами. (См. Г.В. Пушкарева. Политология Краткий курс лекций. М., 2002, - С. 63-68.) К.С. Гаджиев, С.В. Решетников особо выделяют либерально-демократические режимы (См. К.С. Гаджиев Политология. Учебник. М., 2003, - С. 194-202; Политология / Под ред. С.В. Решетникова Мн., 2000, - С.70) Это переходные режимы, которые сочетают элементы старого (предыдущего), и нового (будущего) режимов. 2. Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и « totalis» (весь, полный, целый). В политический лексикон это слово ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925г. Тоталитаризм - это политический режим, характеризуемый всеобъемлющим контролем над личностью и обществом, абсолютизацией насильственных средств и методов властвования. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма – работы Фридриха Хайека «Дорога к рабству» (1944г.) и Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951г.), а также совместный труд К.Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956г.) Отличительные признаки тоталитаризма: | |
– Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории все экономические и социальные процессы в обществе. Тоталитарная идеология заимствует у ряда религий идеи о счастливом завершении истории, достижении конечного смысла существования человека, которым может выступать коммунизм, тысячелетний рейх и т.д. Привлекательная утопия, рисующая манящий образ буду - | Что означает идеологизация всех сфер общественной жизни? |
щего строя, используется для оправдания огромных повседневных жертв народа. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. Для тоталитаризма характерна монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. - Тоталитарная политизация, гипертрофированное | |
развитие аппарата власти, ее проникновение во все поры социального организма. Ядром тоталитарной политической системы является предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия | Как понимать тоталитарную политизацию? |
срастается с государством и концентрирует в своих руках реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкции властей любых организаций. - Наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция, и т.п.), массовый террор, запугивание населения. Слепая вера и страх – главные ресурсы тоталитарного управления. Создается культ вождей. - Провозглашение превосходства определенного класса, нации или расы, деление всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг – буржуазия, империализм, евреи и т.п. Происходит массовая люмпенизация населения в процессе ликвидации или ограничения частной собственности. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого большинство людей не могут получить средств существования: работу, жилье и т.п. Личность попадает под тотальный контроль власти. Делается попытка сформировать «нового человека», чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела». Формируется новый номенклатурный господствующий класс – главная опора тоталитарного строя. Порождается глубокое социальное неравенство. - В экономике– устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции. Существует планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком. Основной принцип режима: запрещено все, кроме того, что приказано (разрешено). Существуют разновидности тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм. Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм выражает основные черты этого строя, т.к. предполагает полное устранение частной собственности, всякой автономии личности, абсолютную власть государства. Однако социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, в СССР резко повысился уровень образования народа, для него стали доступны достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивались экономика, резко сократился уровень преступности, на протяжении десятилетий система не прибегала к массовым репрессиям. Вторая разновидность тоталитаризма – фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Он возник в Германии в 1933г. Национал-социализм имеет родство с фашизмом, хотя очень много заимствует у советского коммун |