Для собеседования на вступительных испытаниях
В МАГИСТРАТУРУ
1. Внутренние предпосылки и внешние факторы возникновения Древнерусского государства.
2. Современные оценки роли Избранной рады и сущности опричнины Ивана Грозного.
3. Смута начала XVII в. как внутриполитический кризис и как результат иностранного вмешательства
4. XVIII век в истории России: Россия – империя нового времени.
5. Реформы 1860-х – 1870-х гг. их историческая обусловленность и внутренняя взаимосвязь.
6. Основные черты российской экономики второй половины XIX – начала XX вв.
7. Актуальные проблемы истории Первой русской революции.
8. Программа реформ П.А.Столыпина и ее осуществление: цели, итоги, противоречия.
9. Революционный 1917 год: борьба альтернатив общественного развития. Октябрьская революция и приход к власти большевиков.
10. Социально-политические силы и политические партии в гражданской войне.
11. Нэп: становление, развитие, итоги и перспективы.
12. Индустриализация: задачи, практика, итоги.
13. Коллективизация: цели, методы и ее влияние на судьбу крестьянства.
14. Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Истоки и цена победы.
15. Кризис советского общества во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. Крах советской модели социализма.
16. Социально-экономические процессы в Российской Федерации в 1992-2011гг.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
44.04.01 Педагогическое образование
Программа подготовки: Историческое образование
1. Вступительные испытания оцениваются по 100-балльной системе.
Проведение конкурса и зачисление в состав студентов магистратуры на факультет истории, политологии и права проводится по большему количеству баллов, набранных абитуриентами на вступительных испытаниях.
2. При проведении вступительного испытания в форме устного собеседования абитуриенту экзаменационной комиссией могут быть дополнительно заданы вопросы:
а) теоретического и практического характера, основанные на вопросах экзаменационного билета;
б) о предполагаемом содержании и новизне будущего научного исследования в форме магистерской диссертации.
Количество заданных вопросов не ограничивается. Для приема экзамена от одного абитуриента отводится 30 минут.
3. Итоговый балл, выставляемый абитуриенту по результатам ответа на экзаменационные вопросы, формируется исходя из следующих критериев:
а) владение понятийно-категориальным аппаратом по выбранному направлению подготовки, а также всесторонность и глубина знаний по дисциплине;
б) общая грамотность речи, умение кратко и по существу ответить на теоретический вопрос, основанный на программах вступительных испытаний, способность доступно и ясно изложить мысли;
в) знания существующих в науке различных точек зрения по поставленным вопросам;
г) понимание неразрывной связи между теоретическими концепциями, идеями, представлениями и практической деятельностью;
д) умение вести дискуссию, в том числе понимание происходящих в России и мире процессов в соответствующей предметной области.
4. Критерии оценок знаний абитуриентов при сдаче экзамена:
85-100 баллов («отлично») – если абитуриент глубоко и прочно знает весь материал по направлению подготовки, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает с практикой в соответствующей предметной области, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с практическими вопросами, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал не допуская ошибок;
65-85 баллов («хорошо») – если абитуриент твердо знает материал по направлению подготовки, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при ответах на практические вопросы;
40-65 баллов («удовлетворительно») – если абитуриент знает только основной материал по направлению подготовки, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения при ответах на практические вопросы;
0-40 баллов («неудовлетворительно») – если абитуриент не знает значительной части программы по направлению подготовки, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями отвечает на практические вопросы.
5. На вступительных испытаниях должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка, позволяющая абитуриентам наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений. Во время проведения вступительного испытания должны быть отключены мобильные телефоны и другие средства связи.
6. В ходе проведения вступительных испытаний в аудитории присутствуют как минимум два члена предметной комиссии. Нахождение в аудитории при проведении вступительных испытаний других лиц, кроме экзаменующихся и членов предметной и приёмной комиссий, не допускается.
7. Допуск участников собеседования в аудиторию осуществляется в соответствии с установленным Приёмной комиссией университета списком поступающих и при наличии у них документов, удостоверяющих их личность.
8. До начала собеседования члены предметной комиссии проводят инструктаж абитуриентов, в том числе информируют о порядке проведения вступительных испытаний, порядке подачи апелляций, об удалении с собеседования в случае нарушения правил.
По завершении инструктажа и заполнения регистрационных бланков члены предметной комиссии объявляют вопросы для собеседования каждому поступающему.
9. Выход из аудитории во время проведения вступительных испытаний категорически запрещен.
10. Консультации с членами экзаменационной комиссии во время проведения вступительных испытаний допускаются только в части пояснения формулировки вопроса. При возникновении вопросов, связанных с проведением испытания, абитуриент поднятием руки обращается к экзаменатору и при его подходе задает вопрос, не отвлекая внимания других абитуриентов
11. Абитуриент обязан прибыть на вступительное испытание в строго указанное в расписании дату и время.
12. Продолжительность подготовки к вступительному экзамену составляет 30 минут.
13. Пользование какими-либо материалами, как-то: печатными, рукописными, электронными, категорически запрещается. Во время подготовки поступающие не имеют права общаться друг с другом и перемещаться по аудитории без разрешения членов предметной комиссии.
14. При опоздании к началу вступительных испытаний, проводимых в форме устного собеседования, менее чем на 30 минут абитуриент может быть допущен к испытанию, при этом время на выполнение задания ему не увеличивается, о чем абитуриент предупреждается заранее.
15. При опоздании абитуриента к началу испытания на 30 минут и более абитуриент считается не явившимся на вступительное испытание.
16. В аудитории каждый абитуриент сидит за отдельным столом. Каждому абитуриенту выдаются листы для ответа со штампами.
17. При нахождении в аудиториях во время проведения вступительных испытаний абитуриентам запрещается использовать мобильные телефоны, иные средства связи, электронно-вычислительной техники, а также каким либо иным способом нарушать установленную дисциплину.
18. При установлении случаев использования мобильных телефонов, иных средств связи, электронно-вычислительной техники, картографических и справочных материалов, а также при несоблюдении порядка проведения вступительных испытаний члены предметной комиссии удаляют поступающего из аудитории и лишают права участия в собеседовании.
19. В случае нарушения дисциплины абитуриентом во время проведения вступительных испытаний экзаменационная комиссия может принять решение об удалении его из аудитории, в которой проводится данное испытание, и выставляет в таком случае 0 баллов за соответствующее вступительное испытание.
Декан факультета истории,
политологии и права
д.и.н., профессор В.Э. Багдасарян