Государственно-церковные отношения
Годы нэпа отличались бескомпромиссной борьбой большевистского государства против Русской Православной Церкви и священнослужителей, огульно зачисленных в стан контрреволюции. Пионеры и комсомольцы оказались наиболее отзывчивыми на призывы покончить с «поповским мракобесием». К 1922 г. было закрыто более двух третей из примерно 1200 православных монастырей, а в Москве — все домовые церкви, составлявшие около четверти общего числа столичных храмов. Началось планомерное разрушение церковных сооружений (в 1917 г. в Москве действовало 845 храмов различных конфессий). В голодном 1922 г. началась кампания по изъятию церковных ценностей, обернувшаяся дальнейшим разгромом культурно-исторического достояния страны.
В начале мая 1922 г. Политбюро дало директиву московскому трибуналу привлечь к суду патриарха Тихона (В. Белавин, канонизирован в 1989 г.). Патриарха арестовали и намеревались судить по обвинениям в антисоветских преступлениях. Однако до суда дело не дошло из-за опасения бурной реакции в зарубежных странах.
Созданные в СССР и издававшиеся с 1922 г. большими тиражами газета «Атеист», газета и журнал под одноименным названием «Безбожник», различные антицерковные семинары и кружки, с 1925 г. многочисленный «Союз воинствующих безбожников» вели целенаправленную работу по пропаганде атеизма среди верующих.
Стремясь ослабить Русскую Православную Церковь, власти поддерживали «обновленцев» — группировки духовенства, возглавлявшиеся протоиереем А. Введенским, священником В. Красницким, епископом Антонином (А. Грановский). Обновленцы заявляли о своей приверженности «христианскому социализму», отрицали патриаршество «как монархический и контрреволюционный способ руководства Церковью», требовали изменений в церковных обрядах, выступали за разрешение епископам вступать в брак, овдовевшим священникам жениться вторично. Среди «обновленцев» была «Свободная трудовая церковь», призывавшая к слиянию всех религий. В течение 1922–1923 гг. «обновленцы» захватили многие приходы, 37 из 73 епархиальных архиереев подчинились созданному в апреле 1923 г. обновленческому Высшему церковному управлению. Однако большинство верующих не пошли за «обновленцами».
Надеясь спасти Церковь от разгрома, патриарх Тихон в июне 1923 г. обратился в Верховный Суд РСФСР с письмом, которым подтверждал лояльность к установившейся в России власти, признал ошибочность ряда своих действий (в частности, выступлений против Брестского мира, изъятия церковных ценностей). После этого письма патриарха освободили из-под стражи, он получил возможность вернуться к руководству Церковью. Решения обновленческого собора были объявлены «неканоническими и раскольническими». Большинство «обновленцев» вернулось в патриаршую Церковь. К концу 1920-х годов неканоническое движение фактически прекратило свое существование, но официально «Обновленческая Церковь» существовала до послевоенных лет.
С прекращением судебного преследования патриарха гонения на церковь не прекратились. После смерти Тихона (1925) был арестован патриарший местоблюститель митрополит Петр (П. Полянский, расстрелян в 1937 г.). К 1926 г. 24 епископа были заключены в Соловецком лагере. Многие епископы были высланы из епархиальных городов на север, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В 1922 г. только по суду было расстреляно 3447 священнослужителей.
Реальным предстоятелем Русской православной церкви еще при жизни митрополита Петра стал заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (И. Н. Страгородский). 29 июля 1927 г., чтобы смягчить репрессии против церкви, он с группой архиереев обнародовал «Послание к пастырям и пастве» — декларацию, в которой заявлялось о безусловной лояльности церкви по отношению к государству.
Многие видные церковные иерархи поддержали декларацию как единственную возможность сохранения церкви. Однако она не была поддержана находившимся в ссылке митрополитом Петром и Русской православной зарубежной церковью, возглавляемой с 1921 г. митрополитом Антонием (А. Храповицкий). Состоявшийся в сентябре 1927 г. в сербском городе Сремски-Карловцы Собор русского заграничного духовенства отстаивал позицию бескомпромиссной борьбы с советской властью и заявил, что отныне «заграничная часть церкви должна управляться сама» (позже это событие стали называть «Карловацким расколом»). В 1933 г. от Московской патриархии отделились приходы Северной Америки, основавшие Американскую православную церковь (ее автокефалию РПЦ признала в 1970 г.). В самом СССР несогласные с июльским посланием Сергия образовали несколько групп под названием «катакомбная», или «Истинно православная церковь», продолжавших считать советскую власть «властью Антихриста». Вскоре почти все приверженцы «катакомбной» церкви оказались в ссылке и в лагерях, остававшиеся на свободе преследовались за антисоветскую деятельность вплоть до начала 1980-х гг.
Однако и декларация митрополита Сергия не остановила гонений на религию и церковь. Со сломом нэпа и переходом в деревне к «революции сверху» гонения усилились. Из 48 тыс. церковных приходов, существовавших в России в 1918 г., к 1930 г. осталось менее 30 тыс.