Принципы и основания международно-правовой ответственности. Обстоятельства, исключающие ответственность.
В гл. 1 ч. I Статей сформулированы 3 базовых принципа международно-правовой ответственности государств:
1) всякое международно-противоправное деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства (ст.1);
2) как международно-противоправное деяние рассматривается действие либо бездействие, которое может согласно международному праву присваиваться государству, и которое представляет собой нарушение международного обязательства этого государства (ст.2);
3) деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании норм международного права. На такую квалификацию не может влиять то, что это деяние рассматривается как правомерное согласно внутреннему праву государств (ст.3).
В соответствии со ст.2 одно из существенно важных условий международной ответственности государства состоит в возможности присвоенияему того или иного поведения по международному праву. Цель присвоения – определить, что речь идет о деянии государства. В гл. 2 Статей определяются условия, при которых такое присвоение оправдано, т.е. когда поведение, состоящее в каком-то действии или бездействии, серии действий или актов бездействия, должно считаться поведением этого государства.
Согласно гл. II Статей государство несет ответственность за действия его органов и должностных лиц, нарушивших международное обязательство государства. Государство несет ответственность за действия любых своих органов, независимо от положения, которое орган занимает в системе государства, какие функции он осуществляет, является ли он органом центральной власти или административно-территориальной единицы государства (ст.4).
Государство не несет ответственности за действия юридических и физических лиц. Но если будет установлено, что физическое лицо (группа лиц) или юридическое лицо действовали под руководством или контролем государства, или если указанные лица фактически осуществляли функции государственной власти в отсутствие или при несостоятельности официальных властей, то тогда поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства по международному праву (ст.8,9).
Государство несет ответственность за действия своих органов и должностных лиц, даже если они превышают свои полномочия, установленные внутренним правом (ст.7). Но если официальный орган государства, не действуя в пределах своей компетенции, нарушает его международное обязательство, государство не будет нести ответственность.
Обстоятельства, исключающие ответственность государства:
1) Государство не будет нести ответственность за противоправные деяния своего органа, нарушившего международное обязательство, затрагивающее интересы другого государства, если эти деяния были совершены с согласия этого другого государства (ст. 20 Проекта).
2) Государство не будет нести ответственность за совершение деяния, нарушающее его международное обязательство, если оно явилось контрмерой (ответной мерой) на нарушение международного обязательства со стороны другого государства (ст. 22 Проекта, ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).
3) Государство не несет ответственности за совершение деяния, нарушающее его международное обязательство, если нарушение вызвано появлением непреодолимой силы, не контролируемой государством – форс-мажор (ст. 23 Проекта).
4) Государство не несет ответственности за действия лица, нарушившего международное обязательство, если действия этого лица были обусловлены состоянием крайней необходимости, и нарушение международного обязательства было единственным способом спасти свою жизнь или жизнь вверенных ему других лиц (ст.24 Проекта).
5) Не допускаются ссылки на состояние необходимости как на основание освобождения от ответственности, кроме случаев когда деяние явилось единственным средством защиты существенных интересов государств от большой и неминуемой опасности и не нанесло серьезного ущерба существенному интересу государства (государств) или международного сообщества в целом (ст.25 Проекта).
6) Если государство действует в пределах самообороны в соответствии с положениями Устава ООН (ст.51), то противоправность его деяний исключается. Право на самооборону возникает в случае, если на государство совершено нападение или осуществлен акт агрессии (а не угроза), а также, если эти противоправные акты совершены в отношении другого государства, находящегося в договорных отношениях с ним (ст.21 Проекта).