Культура россии в 30-50 гг. Xviii в.

------------------------------------------------

План.

1. Образование и просвещение. Роль Российской академии в развитии научной мысли.

1. Становление исторической науки. Роль петровских реформ в развитии исторических знаний. Историческая концепция В.Н. Татищева.

2. Литература, искусство и зодчество в середине века. А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, В.В. Растрелли и др.

3. Быт и традиции. Русский двор Елизаветы Петровны.

В связи с ростом промышленности, некоторой интенсификацией сельского хозяйства, зарождением всероссийского рынка, активизацией внешней торговли, преобразований в начале века всё более возрастала потребность в грамотных людях, специалистах различных направлений. В них нуждались армия и флот, промышленность и торговля, быстро разрастающийся бюрократический аппарат, без них невозможно было находить и использовать ресурсы страны. Интересы государства и формирующейся русской нации требовали развития социально-экономических наук, литературы и искусства. Особенностью культуры этого времени стала всё большая её светскость и материалистическая направленность. Проникаясь идеями патриотизма, она использовала достижения европейской культуры и науки. К середине века русская наука в ряде вопросов достигла уровня развития западной научной мысли.

Знакомство с материалом по первому вопросу поможет понять, что создаваемые в это время школы носили ярко выраженный сословный характер. В 30-е годы XVIII века в Санкт-Петербурге были открыты дворянские шляхетские корпуса для подготовки кадровых офицеров для армии и флота. В них получил образование также ряд деятелей русской культуры.

При Сенате и коллегиях были организованы школы по подготовке мелких чиновников. Наблюдался рост количества общих начальных и средних школ. Кроме того, при Академии наук была открыта гимназия, а в 1755, 1758 годах они были учреждены при Московском университете и в Казани.

Особого внимания заслуживает деятельность Российской Академии наук. К началу 50-х гг. она занимает видное место среди других академий мира. В ней работали всемирно известные ученые Л. Эйлер и Д. Бернулли. Академия принимает активное участие в географических экспедициях, возглавляемых Х.П. и Д.Я. Лаптевыми, С.Г. Малыгиным и другими русскими офицерами, обсле-довавшими побережье Северного Ледовитого океана. Велика заслу-га В. Беринга и А. Чирикова, изучивших крайнюю северо-восточную часть Азии и примыкавшую к ней территорию северной Америки. Ученым С.П. Крашенинниковым была исследована Камчатка. Одним словом, размах работ русских ученых, их результаты явились достойным вкладом в историю мировой науки.

Определите место и роль М.В. Ломоносова в развитии российской науки, в истории государства, исключительно много сделавшего для подготовки «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», национальных кадров. Покажите его вклад в создание МГУ, в развитие химии, физики, математики, истории, литературы, искусства (см. документ № 1, 2). Вся деятельность русского ученого пронизана глубоким патриотизмом и верой в творческие силы и возможности русского народа. Быстрый рост промышленности создавал предпосылки и для развития техники. Интерес представляет деятельность изобретателя А.К. Нартова, известного своими достижениями в области станкостроения и артиллерии.

Изложение второго вопроса требует понимания значимости деятельности В.Н. Татищева – автора первого капитального труда по русской истории. В своей пятитомной «Истории Российской с самых древнейших времен» он впервые собрал и свел воедино летописные памятники и другие материалы, ввел в оборот много новых источников, положил начало их критике. Значимость вклада в историческую науку Татищева также и в том, что он подготовил к изданию такие важнейшие исторические источники (юридические памятники) как «Русская правда» и «Судебник» Ивана Грозного. Татищев был также основоположником источниковедения, этнографии, географии, составителем первого русского энциклопедического словаря.

Развитие исторической мысли этого времени связано также с именем Г.Ф. Миллера, который занимался изучением сибирских архивов, публикацией ряда неизвестных документов по русской истории. Покажите причины противостояния в науке по вопросам происхождения русского государства (норманнская и антинорманнская теории). Какова в нем позиция М.В. Ломоносова.

Литература 30-50-х гг. развивалась, в основном, в русле русского классицизма, который становится главным литературным стилем со второй четверти XVIII в. Его идейной основой была борьба за национальную государственность под эгидой абсолютизма. Составными элементами являлись гражданский пафос и просветительские тенденции. Русский классицизм носил самобытный характер. Он начался с «низкого» жанра – сатиры. Представителем раннего классицизма 18-столетия является А.Д. Кантемир – автор цикла сатирических произведений, высмеивающих пороки общества (невежество, суеверие и т. д.). Весомый вклад в развитие отечественного литературоведения внес В.К. Тредиаковский. Он отстаивает идею нового литературного языка (живого «мирского»), создает теорию стихосложения.

Большую роль сыграло поэтическое творчество М.В. Ломоносова, боровшегося за чистоту литературного языка. Все его произведения проникнуты патриотизмом. Его поэмы и оды посвящены героизму прошлого и настоящего («Петр Великий», «На взятие Хотина» и др.), прославлению русской науки («О пользе химии», «Письмо о пользе стекла» и др.).

Интерес представляет литературная деятельность А.П. Су-марокова – автора многочисленных комедийных и трагедийных произведений, критика и публициста, директора Петербургского театра. Однако, не смотря на то, что в своих работах высмеивает бюрократизм, взяточничество, «развращенные нравы дворян», Сумароков является защитником крепостнического строя, считает дворян «истинными сынами Отечества».

Одним из направлений искусства 30-50-х гг. XVIII в. стал театр. Первый профессиональный театр был создан актером Ф.Г. Волковым в Ярославле в середине столетия (см. документ № 3). Большое распространение получили также любительские, частные и крепостнические театры.

Восемнадцатое столетие – это время расцвета русского зодчества. Середина века – это период освоения стиля зрелого барокко. Барокко отличают богатство и чувственность, обилие извилистых линий и колонн с позолотой и лепниной и т.д. Развитие данного стиля связано с именем Ф.Б. Растрелли, который является автором крупнейших архитектурных памятников. В их числе дворец в Петергофе, Смольный монастырь, дворцовый ансамбль в Царском селе, четвертый Зимний дворец в Петербурге др. Созданное им носит торжественно-праздничный характер, отличается особой пышностью, отражает рост и могущество русской империи.

Значительные успехи были достигнуты и в области живописи. Яркими представителями этого направления искусства были А.П. Антропов, И.П. Аргунов, И.Я. Вишняков – художники-портре-тисты. Их парадные портреты – дань парсуне, нарочитость в позировании модели.

Таким образом, достижения и успехи в области науки, образования, литературы и искусства в 30-40 годы XVIII столетия свидетельствуют о том, что культура нового времени созревает в России на протяжении всего XVIII века и что мощный импульс культурному процессу был дан в царствование Петра I[33].

Раскройте содержание понятий и названий:

антреприз, антинорманисты, классицизм, норманнская теория, мозаика, ода, парсуна, сентиментализм.

Контрольные вопросы и задания

1. Какое значение имело открытие МГУ для развития науки и образования в России?

2. Покажите роль М.В. Ломоносова, И.И. Шувалова и Елизаветы Петровны в создании в Москве и Петербурге центров образования и культуры.

3. Заполните таблицу.

Личность Годы жизни Род деятельности и основные итоги
Ломоносов М.В. 1711-1765 гг. Физик(?), химик(?), филолог(?), поэт(?), историк(?), художник(?).
Нартов А.К. ? ?
Миллер Г.Ф. ? ?
Кантемир А.Д. ? ?
Тредиаковский В.К. ? ?
Аргунов И.П ? ?
Растрелли В.В. ? ?
Волков Ф.Г. ? ?

Темы рефератов

a. Развитие русской светской литературы во второй четверти XVIII столетия.

b. И.И. Шувалов и его роль в развитии образования в России.

Литература

- Белявский М.Т. М.В. Ломоносов и основание Московского университета. М., 1955.

- Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI-XX вв. Исторические очерки. М., 2001.

- Дедюхина В.С. Культура дворянской усадьбы // Очерки русской культуры XVIII века. М., 1990. Ч. 4.

- Зезина М., Кошман Л. и др. История русской культуры. М., 1990.

- Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1987.

- Миронов Б.Н. Русский народ в 1740-1860 годы. Демографическое, социальное и экономическое развитие. Л., 1990.

- Покровский Н.Н. Очерки русской культуры XVIII в. // Отечественная история. 1993. № 7.

- Русская старина: Путеводитель по XVIII в. / Сост. А.В. Кургатников. СПб., 1996.

- Тихонов Ю.А. Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII-XVIII вв.: сосуществование и противостояние. СПб., 2005.

- Харламова Т.И., Дмитриев А.Е., Максимовских Л.В. Конспекты по истории русской культуры. М., 2001.

- Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М., 1994.

Тексты

Документ № 1

Письмо М.В. Ломоносова И.И. Шувалову

об учреждении Московского университета

июнь-июль 1754 г.

Милостивый государь Иван Иванович!

Полученным от вашего превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе отечества. При сем случае довольно я ведаю, сколь много природное ваше несравненное дарование служить может и многих книг чтение способствовать. Однако и тех совет вашему превосходительству небесполезен будет, которые сверх того университеты не токмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются. Того ради, ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намереваетесь, что весьма справедливо, то желал бы я видеть план, вами сочинённый. Но ежели ради краткости времени или ради других каких причин того не удостоюсь, то, уповая на отеческую вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить моё мнение об учреждении Московского университета кратко вообще.

1) Главное моё основание, сообщённое вашему превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план университета служил во все будущие роды. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей учёных. Положить в плане профессоров и жалованных (находящихся на содержании государства – Авт.) студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплект наберётся. Остальную с порожних мест сумму полезнее употребить на собрание университетской библиотеки, нежели, сделав ныне скудный и узкий план по скудости учёных, после, как размножатся, оный снова переделывать и просить о прибавке суммы.

2) Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трёх факультетах

В Юридическом три:

I. Профессор всей юриспруденции вообще, который учить должен натуральные и народные права, также и узаконения Римской древней и новой империи.

II. Профессор юриспруденции российской, который, кроме вышеписанных, должен знать и преподавать внутренние государственные права.

III. Профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошедшие веки и как состоят в нынешнее время.

В Медицинском три же:

I. Доктор и профессор химии.

II. Доктор и профессор натуральной истории (изучала минералы, травы, животных. – Авт.).

III. Доктор и профессор анатомии.

В Философском шесть:

I. Профессор философии.

II. – физики.

III. – оратории.

IV. – поэзии.

V. – истории.

VI. – древностей и критики.

3) При университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян. О её учреждении хотел бы я кратко здесь вообще предложить, но времени краткость возбраняет.

Не в указ вашему превосходительству советую не торопиться, чтобы после не переделывать. Ежели дней полдесятка обождать можно, то я целый полный план предложить могу, непременно с глубоким высокопочитанием пребывая

вашего превосходительства

всепокорнейший слуга

Михаила Ломоносов

Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М.-Л., 1957. Т. 10. С. 508-514.

Документ № 2

Д.И. Иловайский об основании

Московского университета

Мысль Петра I соединить с Академией наук учебное значение, т.е. приготовление русских учителей, не исполнилась. Петербургская Академия сделалась приютом для немецких учёных; они по большей части не знали русского языка и находились в разладе с теми из русских людей, которые мало-помалу начали вступать в среду академии (особенно враждовал с немецкой партией Ломоносов). Недостаток высшего преподавания должен был восполнить университет, основателем которого явился любимец Елизаветы Иван Иванович Шувалов. Этот университет учреждался именно в Москве по следующим соображениям: Москва занимала срединное положение в государстве и предоставляла дешивизну содержания; в ней жило много дворян и разночинцев, так что студенты легко могли найти родственников и знакомых; многие помещики воспитывали здесь своих детей и платили большие деньги домашним учителям из иностранцев (бывших прежде парикмахерами, лакеями и т.п.). Университет имел три факультета: юридический, медицинский и философский и 10 профессоров. Первым куратором (попечителем) нового заведения был основатель его Шувалов.

Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории. М., 1992. Ч. 2. С. 42

Документ № 3

Ф.Г. Волков – основатель русского театра

Волков Фёдор Григорьевич (1729-1763) – родился в городе Костроме от тамошнего купца Григория Волкова 1729 года, февраля 9 дня. По смерти его отца вышла мать его за ярославского купца Фёдора Полушкина, почему и дети её переехали с нею на житьё в Ярославль, в дом своего вотчима. Сей Полушкин был заводчик селитряных и серных заводов. Он, увидя остроту старшего своего пасынка, отослал его в Москву для обучения музыке и немецкому языку, на котором он потом говорил как природный немец.

...В 1746 году отправлен он был вотчимом своим в Санкт-Петербург для некоторых дел по его промыслу: но он по приезде в свою резиденцию, исправя наперёд порученное ему дело, дал полную свободу стремлению и любопытству своих склонностей... Более всего прилепился он к театру и, по случаю знакомства несколько раз видя представление итальянской оперы, почувствовал желание сделать и у себя в Ярославле театр, дабы представлять на нём самому русские театральные сочинения. Сего ради ходил он несколько раз на театр, чтобы обстоятельнее рассмотреть оного архитектуру, махины и прочие украшения.; и как острый его разум всё понимать был способен, то сделал он всему чертежи, рисунки и модели...

По возвращении своём в Ярославль... начал он помышлять о исполнении своего намерения, и напоследок, по многих в том трудах, сделал он небольшой театр в своей комнате и, приговоря к себе братьев своих и других нескольких молодых людей, начал на нём играть.

...Вскоре маленький театр стал тесен для умножающегося числа зрителей. Надлежало его распространить или сделать совсем новый. Но как вотчим его не столь был тароват, чтобы покупать такие забавы, к которым он не весьма был страстен, толь дорогою ценою, то Фёдор Григорьевич возымел прибежище к зрителям. Они уже столько к театру им были приучены, что не захотели лишиться сей забавы. Каждый из них согласился дать по некоторому числу денег на построение нового театра, который старанием Волкова и построен и столь был пространен, что мог помещать в себе до 1000 человек. При строении сего театра был он сам архитектором, живописцем и машинистом; а когда приведён был оный ко окончанию, то сделался он на сём театре и главным директором и первым актёром. На сём новом театре начал он с прочими представлять оперы: "Титово милосердие", "Евдоксию венчанную" и другие драмы, переведённые на российский язык. Сделано было приличное к тому платье и прочее, чему всему сам он был изобретателем.

Слух о сем театре дошел наконец до императорского двора. В сие время об обосновании российского театра имели уже попечение, и сочинённые первым основателем российского театра г. Сумароковым трагедии были играны на комнатном придворном театре благородными особами. По причине сего-то слуха и потребован был ко двору по именному указу сей г. Волков в 1752 году.

По приезде его в Петербург в сей самый год со всеми актёрами, бывшими при его театре, был он представлен её величеству и получил повеление играть трагедии г. Сумарокова на комнатном театре... Наконец в 1756 году учреждён был российский театр, и директора оного пожалован был г. Сумароков. Фёдор Григорьевич был во оный назначен первым актёром, а прочим его товарищам даны были роли по их способностям. Тогда г. Волков показал свои дарования в полном уже сиянии, и тогда то увидели в нём великого актёра; и слава его подтверждена была и иностранцами; словом, он упражнялся в сей должности до конца своей жизни с превеликою о себе похвалою. В 1759 году послан был г. Волков в Москву для учреждения российского театра, который установя совершенно, возвратился он в том же году обратно в Петербург...

Сей муж был великого, обымчивого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг. Театральное искусство знал он в вышнем степене: при сём был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант на многих инструментах, посредственный скульптор и, одним словом, человек многих знаний в довольной степени. С первого взгляда казался он несколько суров и угрюм; но сие исчезало, когда находился он с хорошими своими приятелями, с которыми умел он обходиться и услаждать беседу разумными и острыми шутками. Жития был трезвого и строгой добродетели; друзей имел немногих, но наилучших, и сам был друг совершенный, великодушный, безкорыстный и любящий вспомоществовать...

Новиков Н.И. Избранные произведения. М., Л., 1951. С. 289-292.

--------------------------------------------------------

ТЕМА VIII

Наши рекомендации