В.В. Путин – президент РФ. Внутренняя и внешняя политика в годы руководства РФ. Стратегия развития РФ (2000-2020 г.г.).
Основные направления деятельности В.В. Путина
Внутренняя политика:
- укрепление государственности;
- создание Государственного совета;
- изменение структуры РФ с целью создания единого правового пространства;
- укрупнение регионов;
- судебная реформа;
- создание Следственного комитета;
- создание Общественной палаты;
- реформирование армии;
- усиление обороноспособности страны;
- преодоление кризиса 2008-2010 годов;
- формирование Стабилизационного фонда РФ;
- введение материнского капитала;
- улучшение демографического положения;
- проекты в социально-экономической сфере: «Жилье», «Здоровье», «Образование», «Развитие Аграрно-промышленного комплекса»;
- пенсионная реформа;
- борьба с коррупцией;
- борьба с терроризмом;
- стабилизация ситуации в Чечне;
- возрождение физкультурно-спортивного движения;
- государственная программа импортозамещения в России;
- возвращение Крыма в состав Российской Федерации.
Внешняя политика:
- возвращение России статуса великой державы;
- сохранение территориальной целостности России;
- исполнение миротворческих функций в международных конфликтах;
- поддержание добрососедских отношений с другими странами;
- борьба с коррупцией;
- таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией;
- гуманитарная помощь Донбассу и Луганску;
- борьба с международным терроризмом.
Таким образом, Путин В.В.- яркий государственный и политический деятель, лидер России, проводящий легитимную политику в интересах страны и российского народа.
Стратегия 2020 — это краткое общепринятое наименование обновленного варианта Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (КДР), подготовленной по заказу российского правительства в 2011 году.
Стратегия 2020 базируется на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике. Новая модель роста необходима, поскольку исчерпала себя прежняя модель, опиравшаяся на быстрый рост внутреннего спроса и цен на товары российского экспорта. Без новой модели роста невозможна и новая социальная политика: России необходимы темпы роста экономики как минимум на 5 % в год. При этом это должен быть рост, не основанный на экспорте сырья и государственном перераспределении ресурсов из сырьевого сектора в сектора экономики с низкой эффективностью и высокой занятостью.
Одна из основных идей Стратегии 2020 — манёвр, который позволяет задействовать неиспользованные ранее факторы конкурентоспособности — высокое качество человеческого потенциала, научный потенциал. Новая социальная политика должна учитывать не только интересы незащищенных слоев населения, но и тех, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Это средний класс, который с экономической точки зрения характеризуется возможностью выбирать модели трудового поведения и потребления.
Новая модель роста может быть выстроена при последовательном снижении инфляции и принятии бюджетных правил, регулирующих расходы бюджета в зависимости от долгосрочной цены нефти. Это необходимо для того, чтобы бюджет был стабилен и сбалансирован, чтобы остановить неоправданный и неэффективный рост расходов. Второй комплекс мер, связанных с формированием новой модели, связан со снятием институциональных барьеров для экономического роста. Это попытка сделать внешнюю среду менее агрессивной по отношению к бизнесу, улучшить деловой климат, развить конкурентную среду. Стратегия-2020 выделяет основные проблемы и препятствия в госрегулировании, сдерживающие экономический рост и спрос экономики на инновации.
Экономика ближайшего будущего будет постиндустриальной, в её основе — сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн. В этой области у России есть конкурентные преимущества, но они быстро растрачиваются в силу устойчивого недофинансирования социальных систем и неэффективного управления ими. В основе предложений Стратегии-2020 в социальной сфере — стремление восстановить и закрепить сравнительные преимущества страны в сфере образования, культуры, медицины.
Для этого оказание услуг, связанных с развитием человеческого капитала, должно перестать быть государственной квази-монополией, где некоммерческие и частные операторы допускаются лишь к услугам, которые государственная социальная система предоставить не может. Необходима реструктуризация бюджетной сферы, равенство организаций всех форм собственности (включая некоммерческие организации и частный бизнес) при оказании бюджетных услуг, развитие профессиональных сообществ и передача им части регулирующих функций и, конечно, конкурентоспособная оплата в бюджетном секторе.
Такой подход требует «бюджетного маневра» — частичной смены приоритетов в расходах бюджета. К 2020 году предлагается увеличить финансирование инфраструктуры и человеческого капитала на 4 % ВВП, для поддержания сбалансированности бюджета сократив при этом другие расходы на 4 % ВВП (в основном за счет расходов на оборону и безопасность, трат на госаппарат и субсидий предприятиям).
Оценивая перспективы развития каждого из направлений, рассмотренных в Стратегии, разработчики рассматривали несколько сценариев — инерционные (если реформы не проводятся), сценарии жесткой реформы (при её проведении проигрывающим сторонам не компенсируются их потери) и сценарии оптимальной реформы, максимально учитывающие интересы различных заинтересованных групп. Таким образом, у политиков, анализирующих стратегию, есть возможность выбора.