Тонкий как жердь, а хочет казаться толстым
Выражение «бить себя по щекам до опухания, чтобы казаться полнее (солиднее)» («дачжун лянь чун панцзы») описывает поведение, когда прибегают к стратагеме 34 при осуществлении стратагемы 29, но в итоге все оборачивается глупостью. Данный фразеологизм означает: «ради представительного внешнего вида навредить себе», или «выглядеть не столь [больным, жалким и т. д. ], как на самом деле, а изображать цветущий вид, но для этого приходиться чем-то расплачиваться».
«Полный» означает здесь не красоту, а достаток. Ведь богатые чаще всего бывают дороднее бедных!
Когда Китайская Народная Республика предложила Пекин для проведения в 1990 г. одиннадцатых Азиатских игр, что требовало больших затрат, в Китае стали поговаривать: «Проведение Азиатских игр означает растрачивание сил и средств. За всем этим скрывается не что иное, как стремление бить себя по щекам до опухоли, чтобы казаться полнее» (Спорт: перепечатка материалов периодических изданий [ «Фуинь баокань цзыляо — тиюй»]. Пекин, № 1, 1990, с. 8).
Когда я недавно спросил одного из жителей Китайской Народной Республики, достаточно ли его страна в области внешней политики била себя по щекам до опухоли, чтобы казаться полнее, он не задумываясь указал на бесплатную поставку продовольствия в страны третьего мира во времена Мао Цзэдуна, когда самим китайцам приходилось голодать.
Статья, затрагивающая сугубо внутрикитайские процессы в Рабочей газете ([Гунжэнь жибао]. Пекин, 8.04.1994, с. 5), называется «Кто бьет себя по щекам до опухоли, чтобы казаться полнее, а затем корчится от боли, должен винить самого себя». Автор Фэн Ланьян клеймит различные связанные с деньгами дурные привычки в межчеловеческих отношениях. К ним он относит стремление перещеголять друг друга в подношениях или великодушии. Скажем, женится сын знакомого, и приятель преподносит ему дорогой подарок, а затем, не желая отставать, этот знакомый берет вперед жалованье за три месяца и покупает тому еще более дорогостоящий подарок, чтобы затем до конца года жить впроголодь. Или же ради того, чтобы покрасоваться, разыгрывают из себя большую шишку, хотя не могут лишний раз купить себе домой одеяла. Некоторые люди при всяком удобном случае приглашают к себе гостей, принимая от них подарки, за которые они должны будут выказать затем свою признательность, т. е., чтобы не уронить своего достоинства, отплатить им еще более дорогими подарками. А когда эти обязательства ответных подарков накапливаются, зачастую ничего не остается, как затянуть потуже ремень. Встречаются также люди, которые используют в качестве трамплина для карьеры деньги и подарки, идущие на приобретение благосклонности влиятельных лиц. Собирая средства для взяток, они жертвуют тем малым, что имеют, «разбирают восточную стену дома для починки немного прохудившейся западной стены» [ «чай дун цян, бу си цян»], ссужают налево шальные деньги и справа делают краткосрочный заем [ «цзо-цзе юй-дай»], а сами живут бедно, как церковная мышь». Не забывает Фэн Ланьян и про нуворишей, старающихся показаться богаче, нежели на самом деле, и до такой степени швыряющихся деньгами, что в итоге остаются без всяких средств, как и прежде.
«Тонкий как жердь, а хочет непременно меряться с толстыми; если же не толстый, то бьет себя по щекам, чтобы казаться полным. И подобных примеров предостаточно». А вот к какому заключению приходит Фэн Ляньян: «Худоба, однако, не позорна. К чему все это глупое подражание! Чувства ведь за деньги не купишь. И если душевная теплота истинна, то и внимание людей приобретешь. Однако помните правило: действовать надо сообразно своим силам!»
Хождение в Каноссу
Гильдебранд, сын итальянского крестьянина, взошел в Риме на папский престол [1073 г.]. Став первосвященником, он получил имя Григория VII [между 1015 и 1020–1085 гг.]. Новоиспеченный папа решил довести до победного конца борьбу с императором; духовная власть должна превышать власть светскую. Для этого в первую очередь требовались хорошие священники, которых от их основной обязанности не отвлекали бы ни семья, ни дети. Поэтому священникам запрещается вступать в брак, ибо Церковь — вот семья и дом священнослужителя. Затем папа выступил против немецкого короля Генриха IV (1050–1106 гг., германский король с 1056 г., император с 1084 г.).
В Германии многие представители знати видели в Генрихе IV тирана. Князья и местные правители не желали, чтобы в дела их владений вмешивался король или император. Генриху предстояло немало трудов, чтобы подчинить себе непокорных. И тут папа запрещает королю назначать епископов и настоятелей, требуя, чтобы он передал Церкви взимаемые им у этих иерархов [от пожалованных вместе с должностью ленов] подати. Король отверг подобное вмешательство в дела империи и церкви к северу от Альп. Одни поддержали короля, поскольку епископы и настоятели владели землей с ее населением и поэтому подобно прочим удельным князьям подчинялись королю. Другие посчитали, что священники и монахи являются духовными лицами, которые должны находиться в ведении папы. По мнению этих противников королевской власти, короли за деньги назначали неспособных и нерадивых епископов, а потому назначение достойных людей следует препоручить папскому престолу.
Генрих IV созывает [24 января 1076] имперский собор духовенства в Вормсе, где с возмущением сообщает собравшимся о повелении папы. Духовенство принимает сторону короля, требуя от Генриха IV отказаться от подчинения папскому престолу [не приносить присягу на верность папе]. Генрих обращается к папе с резким посланием, где пишет: «Генрих, король не по захвату, а по божьей милости, — Гильдебранду, уже не папе, а лжемонаху… Оставь захваченное тобою место, чтобы воссел на престол святого Петра другой, который не скрывал бы насилия под покровом веры. Я, Генрих, король божьей милостью, купно со всеми епископами нашими говорю тебе: изыди, изыди!»[445]
Папа Григорий собирает свой клир [14–15 февраля на Великопостном синоде] и зачитывает послание Генриха. В негодовании он шлет королю такой ответ: «Святой Петр, князь апостолов, преклонись ко мне ухом своим, молю выслушать твоего слугу… я запрещаю королю Генриху, сыну императора Генриха, который с неслыханным высокомерием напал на Церковь твою, править Германией и всей Италией, и полученной властью от бога освобождаю всех христиан от клятвы верности, которую они дали или дадут ему, и запрещаю всем служить ему как королю… я же, твой наместник, предаю его анафеме!»[446][После такого послания на Пасху 1076 г. епископ Утрехта Вильгельм отлучил папу Григория от церкви.].
Обширно было действие анафемы. Все, преданные папой анафеме, отлучались от Церкви. Никто из них не мог посещать дом господень; все христиане должны были сторониться отлученных. После смерти такой человек не мог быть похоронен на церковном погосте; зароют его, подобно зверю. Большинство немецких князей порывают с Генрихом, поскольку не хотят иметь преданного анафеме короля. Они [на собравшемся в октябре того же года общем княжеском съезде в Трибуре] пишут ему с угрозой: «Если ты до 2 февраля следующего года не избавишься от отлучения, мы откажемся от тебя и изберем себе другого короля».
В ту пору Григорий пребывал в неприступной горной крепости Каноссе [принадлежавшей тосканской маркграфине Матильде]. Каносса находится в 20 км юго-западней Реджо-нель-Эмилия на северном склоне Апеннин, на скале высотой 689 м. Григорий расхаживал в своих покоях, радостно потирая руки. Вот и конец власти короля! Никогда гордец Генрих не предстанет перед папой кающимся грешником, как этого требовало отпущение грехов. И тут в покои явился священник: «Перед крепостью в снегу босиком стоит человек, желающий войти». Григорий спешит к окну и видит внизу короля. С супругой, двухгодовалым сыном и несколькими приближенными Генрих преодолел заснеженные Альпы. Нет, папа не примет отлученного; пусть анафема изведет его. Но Генрих не сдается: три дня и три ночи, с 25 по 27 января 1077 г., пребывает он у ворот крепости, не прекращая просить прощения у папы. И тут не выдерживают спутники папы: «Ведь он христианин и раздавленный и полный раскаяния стоит перед тобой. Слово господа повелевает тебе не отталкивать его!» На четвертый день папа открывает крепостные ворота. Король Генрих падает перед папой на колени, и Григорий вынужден отпустить ему грехи, снять с него отлучение.
Хождением в Каноссу Генрих спас свой царский венец. Григорию хотелось бы другого исхода. Но произошло нечто неслыханное: король смиренно склонил колени перед папой.
Данное описание в несколько сокращенном виде я позаимствовал из первого тома учебника Мировая и швейцарская история (Welt- und Schweizergeschichte», 1901) Эрнста Буркхарда (Burkhard) (Берн, 1938). Отдельные детали, например трехдневное стояние короля на холоде, в снегу у крепостных ворот, сегодня оспариваются (см. Вильфред Гартман (Hartmann), Спор об инвеституре («Investiturstreit»). Мюнхен, 1993, с. 88 и след.). Как бы то ни было, своим самоунижением Генрих IV перечеркнул планы папы. «Для национализма тот миг, когда немецкий король Генрих IV исполнил перед римским папой Григорием VII предписанную форму церковного покаяния, стал олицетворением незабываемого и предостерегающего во веки вечные поражения немецкой власти и немецкого естества от наднационального начала», — пишет Антон Майер-Пфангольц (Mayer-Pfannholz) в статье «Каносский рубеж» (Хельмут Кэмпф (Kämpf), Каносса как рубеж: избранные статьи для новых изысканий («Canossa als Wende: Ausgewählte Aufsätze zur neuren Forschung»), Дармштадт, 1976, с. 1).
Как бы тяжело ни сказался на престиже средневековой имперской власти покаянный ход Генриха IV, особенно в отношениях с папством (согласно Энциклопедии Брокгауза, т. 4. Ман-гейм, 1987, с. 313; см. также Словарь средневековья II («Lexikon des Mittelalters II»). Мюнхен—Цюрих, 1983, столбец 1442), однако новейшие изыскания говорят по меньшей мере о тактической победе короля (см. Вильфред Гартман, указ. соч., с. 89). И все же в значительно большем числе исторических сочинений, учебников и обобщающих трудов утверждается, что день Каноссы знаменовал собой не поражение короля и королевской власти, а «успех Генриха и политическое поражение папства» (Антон Майер-Пфангольц, указ. соч. , с. 1 и след.). Покаянный ход в Каноссу в глазах Генриха представлялся лишь «дипломатической уловкой», считает Густав Шнюрер (Schnürer) (Церковь и культура средневековья, H («Kirche und Kultur im Mittelalter» (т. l, 1924; т. 2, 1926; т. З, 1929)). Падерборн, 1926, с. 235), и имел целью разрушить планы врагов, разорвать союз Григория с немецкими князьями, избавлением от анафемы утвердить свою власть и спасти престол. Этой цели, пусть частично и на время, Генрих добился. «Тем не менее в политическом отношении выиграл здесь король» (Йозеф Лортц (Lortz), «История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей» [в 2 томах. М.: Христианская Россия, 1999, т. 1 «Древность и средние века»] («Geschichte der Kirche für die Oberstufe Höherer Schulen II») 1930, c. 46), который «нанес папе большой политический урон»: (Алоиз Демпф (Dempf). Священная империя. Историография и философия государства в средневековье и эпоху политического Возрождения («Sacrum Imperium. Geschichtsschreibung und Staatsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance»). Мюнхен, 1929, с. 186). «Церковное покаяние хоть и означало тяжкое личное унижение короля, но в соответствии с духом того времени не несло в себе ничего зазорного. С точки зрения того, какое действие оно оказало, здесь можно скорее говорить о победе короля, нежели папы» (Функ-Бильмайер (Funk-Bihlmeyer). История церкви Π («Kirchengeschichte II»). Падерборн, 1930, с. 105 и след.)· То, что король в Каноссе «своим личным преклонением, которое, однако, в тогдашнем восприятии никоим образом не задевало чести, отвоевал свободу действий» (Бернхард Шмайдлер (Schmeidler). Генрих Четвертый и его помощники в споре об инвеституре. Критические изыскания стиля и существа дела («Kaiser Heinrich der Vierte und seine Helfer im Investiturstreit. Stilkritische und sachkritische Untersuchungen»). Лейпциг, 1927, с. 375), похоже, при таком рассмотрении оказывается важным, если не единственно важным обстоятельством.
Такому пониманию соответствует и пояснительный текст к слову «Каносса» в [толковом словаре немецкого языка] Дуден (Мангейм, 1983, с. 664): «Тяжело дающееся, но оправданное обстоятельствами крайнее самоуничижение». Но взвесим еще раз, какие последствия имел бы для Генриха IV отказ от покаяния. Возможно, это стоило бы ему престола, а папство еще более укрепило бы свою власть. Генрих IV оказался в положении более слабой стороны, и лучшим для него выходом был покаянный ход. Поэтому кажется несправедливым рассматривать «хождение в Каноссу» только как синоним «крайнего уничижения» (Энциклопедический словарь Мейера, т. 5. Мангейм, 1980, с. 303), не учитывая стратагемного обмена второстепенной по значимости потери уважения, т. е. самоуничижения, на существенно более важное политическое или иное приобретение. Очевидно, лишь третьестепенный, не требующий самоуничижения вопрос затрагивался при отклонении Пием IX кандидатуры [скомпрометировавшего себя выступлением на Ватиканском соборе и связями со старокатоликами] кардинала Гогенлоэ на пост немецкого посланника, когда 14 мая 1872 г. Бисмарк перед немецким рейхстагом произнес ставшие знаменитыми слова: «Мы в Каноссу не пойдем!» [и повел борьбу с католичеством].
Корявое дерево
«Все существа и растения при своем рождении нежны и слабы, а при гибели тверды и крепки», — заключает Лао-Цзы в Даодэцзин [гл. 76] и продолжает: «Твердое и крепкое — это то, что погибает, а нежное и слабое есть то, что начинает жить» [пер. Ян Хиншуиа]. Эту мысль развивает китайский философ Чжуан-цзы (ок. 369 — ок. 286):
«Когда Цзы-Ци (доел. «Владеющий своими чувствами») из Наньбо (доел. «Южное предместье») гулял на горе Шан, он увидал огромное дерево, которое уже издали выделялось среди всех прочих. Под его роскошной кроной могла бы найти укрытие целая тысяча колесниц. «Что это за дерево? — сказал Цзы-Ци. — По всему видно, оно не такое, как другие». Посмотрел он вверх и увидел, что ветви дерева такие кривые, что из них нельзя сделать ни столбов, ни стропил. Взглянул вниз на его могучий корень и увидел, что он так извилист, что из него не выдолбишь гроб. Лизнешь его листок — и рот сводит от горечи! Вдохнешь источаемый им запах — и три дня ходишь одурманенный. Цзы-Ци сказал: «Вот ни на что не годное дерево, потому-то оно и выросло таким огромным. Теперь я понимаю, почему самые светлые люди в мире сделаны из материала, в котором никто не нуждается!» [Чжуан-цзы», глава 4 «Среди людей» («Жэнь цзянь ши»): «Чжуан-цзы. Ле-цзы». Пер. с кит. В. Малявина. М.: Мысль, 1995] (на нем. яз.: Richard Wilhelm. Dschuang Dsi. Вена, 1951, с. 35).
Если эти мысли истолковывать в стратагемном ключе, то получим следующее: тот, кто чересчур «потребен», очень быстро изнашивается или же его буквально сминают обступающие задачи. Сильный, значительный и выдающийся человек вызывает зависть и неудовольствие, а потому зачастую подвергается опасности испортиться. Почему бы тогда, если стратагемы 27 оказывается недостаточно, не стать отчасти «непотребным», но при этом жить относительно спокойно и припеваючи — благодаря стратагеме 34 (см. также 17.42)?