Древнерусское государство. Древнерусские княжества. Новгородская республика.

В последней четверти IX в. два центра восточных славян Новгород и Киев были объединены князьями династии Рюриковичей, что положило начало образованию Древнерусского государства. Арабским, иранским и среднеазиатским географам были известны 3 политических образования Руси (IX–X вв.): Куявия, Славия, Артания. По свидетельству "Повести временных лет", в IX–X вв. существовали княжения в землях древлян, полочан и др. Территориальным ядром складывающейся государственности в Среднем Поднепровье было политическое, а затем и государственное образование Русская земля (Русь). Археологическими раскопками установлено, что в середине IX в. на т. н. Рюриковом городище (в районе современного Новгорода) возникла княжеская резиденция, в которой жили скандинавы. По предположению учёных, возникновение этого центра связано с летописным сообщением о призвании князя "из заморья" верхушкой славянских и угро-финских племён. Местная знать заключила с приглашённым князем договор, согласно которому сбор доходов с подвластных племён осуществлялся представителями местных верхов, а не княжеской дружиной. Этот договор лёг в основу традиционных взаимоотношений новгородцев с князьями. Поляне, северяне, радимичи, вятичи находились в IX в. в зависимости от Хазарского каганата. Согласно "Повести временных лет", правившие в Киеве князья Аскольд и Дир освободили полян от хазарской зависимости. Во 2-й половине IX в. соперничество между "Севером" и "Югом" за господство среди восточных славян усилилось. В 882, согласно "Повести временных лет", князь Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем захватил Киев и сделал его столицей государства, а затем освободил земли северян и радимичей от хазарской дани. Древнерусское государство в это время было своеобразной федерацией княжеств, во главе которой стоял великий князь киевский, принявший титул хакана, уравнивавший его с правителями Хазарии. Центральная власть в Киеве постепенно ликвидировала местные восточнославянские княжения. Царьградские походы IX–X вв. укрепили русско-византийские отношения и в целом международное положение государства. Княгиня Ольга, имевшая контакты с римской церковью, однако, около 957 г. приняла христианство от Константинополя. Князь Святослав Игоревич разгромил в 60-х гг. 10 в. Хазарский каганат, но не смог закрепиться на Дунае. В Древнерусском государстве сосуществовали 3 социально-экономических уклада: первобытнообщинный, рабовладельческий и формировавшийся феодальный. Князья и представители старшей дружины (бояре) становились землевладельцами. Рабы служили в частных хозяйствах, выполняли различные функции в княжеском домене, использовались как ремесленники и приобщались к земледелию. При наличии общинной собственности на землю закладывались основы государственного, церковного и частного наследственного (княжеского, боярского, крестьянского и др.) землевладения, имевшего некоторые региональные и временные особенности. Возник особый тип феодального землевладения - вотчина. Города становились крупными центрами ремесла и торговли.

Утвердившийся в 980 г. в Киеве Владимир I Святославич попытался учредить общерусский языческий пантеон, в состав которого входили Перун, считавшийся покровителем князя и его дружины, Хорс, Симаргл и другие божества. Продолжая политику государственной консолидации, Владимир пришёл к выводу о необходимости утверждения на Руси единобожия. Крещение Руси в 988–989 гг. посредством принятия христианства из Византии предопределило на многие столетия духовное развитие России. Русская православная церковь усилила авторитет княжеской власти. Владимир сумел ликвидировать прежнее федеративное устройство и присоединил к своему государству юго-западные и западные земли. Из состава старших дружинников формировался круг постоянных советников князя, прообраз т. н. боярской думы. Ещё при жизни Владимир раздал управление отдельными землями своим сыновьям. В ходе междоусобицы, возникшей после смерти Владимира (1015 г.), по приказу Святополка I Окаянного были убиты его сводные братья Борис и Глеб. Изгнавший Святополка Ярослав Мудрый в 1019 г. вокняжился в Киеве. После смерти брата Мстислава Владимировича (1036 г.), управлявшего землями по левобережью Днепра, Ярослав стал единоличным главой государства, которое занимало обширную территорию от Таманского полуострова до Северной Двины и от Днестра и верховьев Вислы до верховьев Волги и Дона. Внешнеполитические связи княжеского дома были скреплены брачными союзами с правителями Польши, Франции, Венгрии, скандинавских стран. Русь успешно боролась с притязаниями Византии на господство в Северном Причерноморье и Поднепровье, а также с экспансией кочевников: печенегов, торков, половцев. Ярослав поставил митрополитом русского священника Илариона. Великий князь киевский содействовал развитию книжности, приглашал строителей, архитекторов и живописцев. Духовными и культурными центрами становились монастыри.

Тенденция к разобщённости русских земель обнаружилась после смерти Ярослава (1054 г.). Этому способствовал рост экономической самостоятельности городов – центров земель (Новгород, Чернигов, Полоцк и др.). В 1073 сыновья Ярослава Святослав и Всеволод изгнали из Киева своего старшего брата Изяслава. Во 2-й половине XI в. княжеские междоусобицы охватили Волынскую, Галицкую, Ростовскую, Суздальскую, Рязанскую, Тмутараканскую земли. Усилилась внешняя опасность со стороны половецких, польских, венгерских и др. правителей. В 1097 съезд русских князей в г. Любече принял решение о наследовании земель своих отцов и о независимости владений. Киевские князья Владимир II Мономах (правил в 1113–1125) и его сын Мстислав (правил в 1125–1132) пытались укрепить государство, однако во 2-й четверти 12 в. оно вступило в завершающую фазу своего развития. В конце 10-12 вв. высокого уровня достигла древнерусская культура. Были созданы оригинальные и переводные памятники письменности, ставшие образцом для последующего развития русской литературы и книжности ("Повесть временных лет" и др. летописные своды, жития святых Бориса и Глеба, Феодосия Печерского и др., сочинения митрополита Илариона, игумена Даниила, Владимира II Мономаха; Русская Правда). В эпоху Древнерусского государства на базе восточнославянских и некоторых других племён сложилась древнерусская народность.

Особое место в истории Древней и средневековой Руси занимал Новгород. В IX–XI вв. могущество новгородских бояр основывалось на крупном государственном корпоративном землевладении. Формировались институты вечевого строя. Взаимоотношения с князьями регулировались традицией, восходящей к договору с князьями, приглашёнными в середине IX в. При этом в Новгороде не сложилось потомственное княжение. В течение 11 в. воля веча неоднократно была решающей в оставлении того или иного князя на новгородском столе. При Владимире II Мономахе была сделана последняя попытка удержать в повиновении новгородское боярство. В 1118 г. бояре были вызваны в Киев, приведены к присяге на верность, часть их обвинена в злоупотреблениях и заточена. В 1136 г. боярство и купеческая верхушка, использовав народное недовольство, изгнали из Новгорода князя Всеволода Мстиславича. Верховная власть в Новгородской республике принадлежала вечу, избиравшему посадника, тысяцкого (ранее назначавшихся князьями), архиепископа (с 1156 г.). Князья приглашались для выполнения в основном военных функций. Позднее боярство создало свой орган власти - "совет господ", подлинное правительство Новгородской республики. В XI–XV вв. Новгород расширял свою территорию на Восток и Северо-Восток. Осваивались Обонежье, бассейн Северной Двины, берега Белого моря и другие земли. До середины XIII в., юридически до 1348 г., в составе Новгородской республики находилась Псковская земля. Новгородские землевладельцы поставляли в Западную Европу меха, моржовый клык, пеньку, воск и другие товары. Ввозились сукна, металлы, оружие, вина, драгоценности. Новгород был не только торговым, но и высокоразвитым ремесленным центром. Ярким своеобразием отличалась новгородская культура. Известно 900 берестяных грамот, которые свидетельствуют о высокой степени распространения грамотности среди новгородцев.

В X в. на ответвлении пути "из варяг в греки" в бассейне рек Западная Двина, Березина, Неман возникло Полоцкое княжество. В конце X в. Владимир Святославич убил князя полоцкого Рогволода. Около 1021 г. при внуке Владимира Брячиславе Изяславиче началось обособление Полоцка от Киева. Князь Всеслав Брячиславич (правил в 1044–1101) в ходе междоусобной войны с Изяславом, Святославом и Всеволодом Ярославичами был обманом захвачен в плен и заключён в темницу в Киеве. Освобождённый восставшими киевлянами, в 1068–1069 гг. правил в Киеве. В XII в. в Полоцкой земле наряду с Полоцким возникли Минское, Витебское и др. княжества.

Киевское княжество в XII в. включало около 80 городских центров и было важнейшим форпостом, защищавшим Южную Русь от кочевников. Несмотря на ослабление влияния киевских князей на другие княжества, Киев по-прежнему рассматривался князьями как главный центр Руси. Важнейшей особенностью борьбы за киевский стол было ожесточённое соперничество двух княжеских династий Мономаховичей - потомков Владимира II Мономаха и Ольговичей – потомков Олега, сына Святослава Ярославича. В 1-й половине XIII в. в связи с усилением Галицко-Волынского княжества, а также опустошением Киевской земли войсками хана Батыя влияние Киева на Южную Русь было утрачено.

В Северо-Восточной Руси в XI–XII вв. доминировало Ростово-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий (правил в 1125–1157) вёл упорную борьбу с южнорусскими князьями за киевский стол. В 1157 г. в связи с переносом столицы из г. Суздаль во Владимир на Клязьме образовалось Владимирское великое княжество. Великие князья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо оказывали существенное влияние на политику Муромского, Рязанского, Черниговского, Смоленского, Киевского княжеств и Новгородской республики. В 60-80-х гг. XII в. был совершён ряд походов на Волжско-Камскую Булгарию. Великий князь владимирский стал старшим в Северо-восточной Руси. В конце XII в. на смену дружинной организации во Владимирском великом княжестве и др. княжествах Северо-восточной Руси пришёл т. н. двор (позднее Государев двор) со штатом военных слуг, положивший начало образованию дворянства.

Черниговское княжество и всё Левобережье Днепра обособилось от Киева при князе Мстиславе Владимировиче в 1024 г., но после его смерти (1036) было возвращено Ярославом Мудрым в состав Древнерусского государства. В 1054 г. по завещанию Ярослава выделено его сыну Святославу. В XII–XIII вв. потомки Святослава и его сыновей Давыда и Олега (Ольговичи) – Всеволод Ольгович, Изяслав Давыдович, Святослав Всеволодович, Всеволод Святославич Чермный, Михаил Всеволодович княжили в Киеве. С 1097 г. в составе Черниговского княжества возникали княжеские владения с центрами в городах Новгород-Северский, Путивль, Рыльск, Курск и др. Княжество прекратило своё существование в ходе монгольских завоеваний в 1239 г.

Крупнейшим государством в Юго-Западной Руси было Галицко-Волынское княжество, образовавшееся в 1199 г. при князе Романе Мстиславиче в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств. Роман и его сын Даниил вели борьбу с галицким боярством, обладавшим большой экономической и политической мощью. В XII–XIII вв. росло торговое и политическое значение городов Галича, Владимира-Волынского, Теребовля, Львова, Холма и др. Галицко-Волынское княжество защищало свою независимость от притязаний польских, венгерских, литовских и других правителей, оно отражало нападения кочевников. Политическое влияние княжества было подорвано вторжениями монгольских ханов и их военачальников в 40-х гг. XIII в.

Экономический и культурный подъём в XII–XIII вв. характерен для всех русских княжеств (в том числе и для Смоленского, Рязанского и др.). В древнерусских городах сложились оригинальные школы церковного и светского зодчества, велось местное летописание. При этом княжеские усобицы и иноземные вторжения наносили серьёзный ущерб русским землям. Призыв к единению с высокой эмоциональной и художественной силой прозвучал в "Слове о полку Игореве", созданном неизвестным автором в конце XII в.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К КОНЦУ Х в.

1. Династическая (родовая) княжеская власть.

2. Простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя.

3. Система данничества.

4. Территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной.

5. Монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Наши рекомендации