Сущность международного права
Международное право представляет собой особую правовую систему, не зависимую и отличную от внутригосударственной. Как и внутреннее право, международное право есть совокупность юридических принципов и норм, обязательных для его субъектов и областей сходной структуры, и использует практически те же, что и национальное право, юридические конструкции и определения, хотя и не вполне идентичные им.
Вместе с тем международное право как особая система юридических норм обладает качественными отличиями от внутреннего права, и если предметом регулирования последнего являются отношения между субъектами в пределах государственной территории и в рамках внутренней компетенции государства, то международное право регулирует отношения между различными государствами и иными субъектами международного права.
Нормы внутреннего права создаются государственными органами, тогда как нормы международного права есть результат правотворчества самих государств как равноправных и суверенных участников международных отношений. Нормы внутреннего права обеспечиваются принудительной силой государства, а нормы международного права – главным образом самими его субъектами.
Значительные различия между внутренним и международным правом существуют и в области источников права. Международное право функционирует на основе международно-правовых норм, выраженных в форме международных договоров, обычаев, ряда актов международных конференций, совещаний и международных организаций, а внутреннее право - на основе национальных законов, постановлений и т. д.
Специфика международного права заключается в том, что его субъекты являются не только создателями международно-правовых норм, но и исполнителями их требований.
Согласно общепринятому определению, международное право – это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. Данное определение отражает главную функцию международного права – регулирование международных отношений, поскольку в роли главных его субъектов выступают государства. Следовательно, механизм формирования и действия норм международного права носит межгосударственный, а не надгосударственный характер. В международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. При необходимости государства сами обеспечивают поддержание международного правопорядка с помощью созданных ими международно-правовых институтов.
Принято считать, что международное право выполняет следующие функции: регулирующую, ибо устанавливает твердые правила взаимоотношений государств, необходимые для их общения; обеспечивающую, потому что побуждает государства следовать определенным правилам поведения, и охранительную, поскольку обеспечивает их законные права и интересы.
Международное право и внутригосударственное право являются самостоятельными системами права, хотя, оказывая определенное влияние друг на друга, они активно взаимодействуют в процессе правоприменения и нормотворчества.
Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.
К межгосударственным относятся отношения:
– между государствами;
– между государствами и нациями, борющимися за независимость.
Международные немежгосударственные отношения – это отношения между:
– государствами и международными организациями, а также государ-ствоподобными образованиями;
– международными организациями;
– государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой;
– физическими и юридическими лицами.
Активное взаимодействие государств в различных сферах международного сотрудничества обусловливает необходимость разработки и принятия новых международно-правовых норм, регулирующих их отношения.
Норма международного права - это правило, признанное государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Не обладают юридической силой нормы обыкновения и международной вежливости, принятые в межгосударственном общении, а также партикулярные обычаи, выражающие особые интересы ограниченного круга государств.
Большинство международно-правовых норм создается в два этапа:
1) согласование воль субъектов международного права относительно правила поведения;
2) дача субъектами международного права согласия на юридическую обязательность согласованных правил поведения.
Иногда обе стадии могут совпадать по времени, скажем, когда международный договор вступает в силу в момент его подписания.
Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, которые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus cogens). Вотличие от внутригосударственного права императивность международно-правовой нормы означает, что она «принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами юридическую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.
Процесс создания императивной нормы выглядит следующим образом:
1) согласование воль субъектов международного права относительно правила поведения;
2) согласование воль этих субъектов относительно придания данному правилу поведения высшей юридической силы в данной правовой системе;
3) дача субъектами международного права согласия на юридическую обязательность согласованного правила поведения.
Императивными нормами являются основные принципы международного права, некоторые положения Устава ООН и другие нормы, отступление от которых в международных отношениях недопустимо.
Специфика международных отношений заключается в том, что субъекты международного права сами выполняют роль гаранта принятых норм. Меры ответственности и санкции в международном праве отделены от самих правил поведения. Государства и другие субъекты международного права чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых международным правом по отношению к правонарушителям. Поэтому в отличие от внутригосударственного права международные правовые нормы состоят обычно из двух элементов – гипотезы и диспозиции.
В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям. По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты. По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы. По содержанию правил поведения международные нормы делятся на материальные и процессуальные. По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.
Международно-правовые нормы действуют лишь, когда они реализуются. Под реализацией понимается осуществление участниками международных правоотношений, установленных в международно-правовых нормах правил. Юридическими формами осуществления международно-правовых норм являются соблюдение, исполнение, использование и применение.
Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств в рамках государства (имплементацию международного права), последнее осуществляет меры по трансформации международно-правовых норм в национальные законы. При этом многие государства в своем внутреннем законодательстве исходят из приоритета норм международного права над внутригосударственными. Согласно Конституции Российской Федерации, если международным договором предусмотрены правила, противоречащие законам Российской Федерации, следует применять правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения - отношения, урегулированные этими нормами. Состав международных правоотношений образуют субъекты, содержание и объекты.
Под субъектами правоотношений понимаются участники правоотношений, имеющие международные субъективные права и юридические обязанности. Содержание правоотношений образуют международные субъективные права и юридические обязанности участников. Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что называют объектом правоотношения. Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория, имущество, неимущественные права и т. д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т. д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т. д.).
При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов. Юридические факты в международном праве - это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. ! Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.