Понятие и основные признаки правового государства
Правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека.
Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
Определяющим признаком правового государства является признание и гарантирование прав и свобод человека. Исходным началом действующего конституционного и текущего законодательства в правовом государстве должно являться признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Внутригосударственная система прав личности должна соответствовать международным стандартам прав человека, закрепленным в Международной хартии прав человека. Вместе с тем конечная цель и непосредственный результат деятельности правового государства состоит в реальном обеспечении закрепленных прав и свобод. Как орган управления делами общества правовое государство формируется и действует для обеспечения интересов гражданского общества и каждого из его членов. И о правовой природе государства судят вовсе не по тем лозунгам, которые оно пропагандирует, а по тем конкретным результатам, которые характеризуют деятельность государства в сфере охраны и реального обеспечения прав и свобод. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время, как возможность отправления функций государственной власти становится вторичной, производной.
Осуществлению этой высокой цели служат и другие важные признаки правового государства.
Правовое государство может быть только государством демократическим, осуществляющим народовластие не формально, а реально. Это означает, что принцип народовластия не только закрепляется в действующей конституции, иных законах, но и последовательно проводится в жизнь, обеспечивает действенное участие гражданского общества в деятельности государства и принимаемых им решениях.
Гражданское общество должно иметь реальную возможность оперативно и своевременно пресекать любые попытки государства, его органов узурпировать государственную власть, ограничить права человека, превратиться из друга народа в его поработителя и тирана. Гражданскому обществу предоставляется право публично критиковать политику государства, принимаемые им решения, беспрепятственно организовываться в политические партии и иные общественные объединения, досрочно прекращать полномочия государственных органов и должностных лиц, не способных полно и последовательно проводить интересы гражданского общества и его членов в реальной жизни.
Господствоправа означает, что правовое государство выступает как такой тип государства, власть которого основана на праве, ограничивается с помощью права и осуществляется в правовых формах. Все общественные отношения, требующие урегулирования со стороны государства, должны быть урегулированы правовыми законами, и разрешаться на их основе.
Правовой закон - это любой источник права (закон в широком смысле), который основан на началах справедливости, гуманизма, выражает в себе такие социальные ценности, как истину, разум, совесть, свободу и т.п. В условиях правового государства исключаются какие бы то ни было попытки государства установить субъективные, авторитарные предписания, противоречащие принципам права, конституционным правам к свободам личности. Кроме того, правовое государство предоставляет возможность каждому гражданину обжаловать в суд любые действия и решения органов исполнительной власти, которые нарушают его права.
Верховенствозакона (закона в узком смысле) означает, что в системе нормативно-правовых актов закон занимает основное место. По существу этот признак является лишь юридическим выражением принципа народовластия. Члены (депутаты) представительного органа государства призваны выражать в законах волю избравшего их населения, и в силу этого законы признаются актами высшей юридической силы, наделяются атрибутом верховенства. Это свойство означает, что:
1) законы как акты высшей юридической силы содержит исходные, первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;
2) на основе и в рамках, установленных законом, органы исполнительной власти призваны обеспечивать неукоснительное действие закона в реальной жизни, принимать все необходимые меры к устранению любых препятствий на пути их реализации. При этом государственные органы могут делать лишь то, что им непосредственно разрешено законом;
3) все нормативно-правовые акты, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону действует закон как акт высшей юридической силы.
Разделениевласти на законодательную, исполнительную и судебную способствует рассредоточению государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет узурпировать власть отдельным партиям, группировкам или лицам. Кроме того, это является важным технологическим средством повышения эффективности работы государственных органов.
Помимо этих основных признаков правового государства можно выделить также и иные. Взаимнаяответственность государства и личности состоит в том, что не только гражданин несет ответственность перед государством в случае нарушения им норм права, но и государство несет ответственность перед личностью в случае невыполнения им тех или иных обязательств, вытекающих из конкретных отношений.
Связанность государства, его органов, должностных лиц, граждан и их объединений правом заключается в том, что государство, все его органы, должностные лица, объединения граждан, юридические лица, физические лица и иные субъекты правовых отношений должны подчинить свои действия требованиям, содержащимся в правовых законах, не могут ставить себя выше этих требований, призваны действовать в их рамках. Речь идет о таком значении права, когда она перестает быть простым придатком государственной власти, а будучи выраженным в законах, приобретает собственную ценность, как бы возвышается над всеми социальными субъектами, служит условием и средством. упорядочения их взаимоотношений.
Регулирование отношений между личностью и государством на основе общедозволительного принципа (разрешено все, что прямо не запрещено законом) означает, что нормы права, касающиеся правового статуса личности, содержат исчерпывающий перечень запретов и действий личности, прямо не запрещенные ими, не могут рассматриваться как неправомерные.
Разграничение функций, сфер влияния и ответственности между государством и гражданским обществом необходимо реализовать для того, чтобы государственное регулирование в гражданском обществе осуществлялось в пределах, установленных Конституцией и создало для общества условия нормального развития, а гражданское общество и его институты, оказывая постоянное влияние на государственную политику, не претендовали на суверенную власть, на осуществление властно-управленческих функций.
Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности обусловлено особой ролью суда в правовом государстве как независимого от каких-либо государственных и общественных структур органа.
Наличие эффективной системы правоохранительных органов предполагает, что созданы такие материально-технические, финансовые, организационные, правовые, кадровые и иные условия их деятельности, которые способствуют реализации, стоящих перед этими органами целей и задач.
Высокий уровень правовой культуры является необходимой предпосылкой реализации всех других признаков правового государства.