Глава 2. национальное право индии 3 страница
совая борьба — это основополагающие принципы построения китайского социализма. Дэн Сяопин настаивал на модернизации четырех ведущих секторов: сельское хозяйство, промышленность, национальная оборона, наука и технология.
В сельском хозяйстве крестьянам была предоставлена большая свобода; им стали больше платить за обязательные поставки государству, что повысило их жизненный уровень. Крестьянам было также разрешено продавать часть продукции на свободном рынке. Сходные реформы были проведены и в промышленности.
Тяжелая индустрия осталась в рамках централизованного плана, но легкая промышленность и сфера обслуживания в результате децентрализации получили самостоятельность. Некоторые маленькие предприятия, например рестораны, эксплуатировались как частные, с ограниченным использованием наемных работников. Для развития экономики были приняты меры по привлечению иностранных инвестиций, в частности в 1979 году издан закон о совместных предприятиях, образованы четыре свободные экономические зоны'. В стране созданы условия для привлечения иностранных экспертов и специалистов, а также для обучения молодых китайцев за рубежом. Существенно изменилось высшее образование. В 1975 году в Китае было четыре юридических факультета, причем весьма слабых. В 1986 году в более чем 20 университетах имелись факультеты права. Срок обучения — четыре года, и оно охватывает широкий круг обязательных и факультативных предметов. Большая проблема — нехватка профессоров права и комплектование библиотек2.
488.Конституция. В 1982 году была принята четвертая Конституция. В ней отражены основные идеи реформы, предпринятой Дэн Сяопином. В ее преамбуле говорится о тех усилиях, которые Китай должен сделать в последующие годы, чтобы осуществить модернизацию промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и технологий.
Для этого в ст. 18 содержится разрешение иностранным предприятиям или частным зарубежным инвесторам сотрудничать в разных формах с китайскими предприятиями и другими экономическими органами в соответствии с законами Китайской Народной Республики. В ст. 6—12 закреплен приоритет государственной экономики, а также коллективных форм экономики. Земля принадлежит государству или коллективным органам, но производителям — членам коллективных хозяйств разрешено обрабатывать землю для личного использования в пределах, установленных законом. В этих статьях предусмотрена также возможность деятельности небольших частных предприятий в городах и в сельской местности (также в пределах, ус-
' Тао J.Le commerce avec la Chine. 1987.
2 Han De Pet et Kanter: Legal Education in China. 32 Am. Joum. of сотр. Law.543.
тановленных законом) как дополнение к господствующей государственной социалистической экономике. Статьи 35—56 говорят о правах и обязанностях граждан, как-то: свобода слова, прессы, объединений, собраний, митингов и демонстраций. Каждый гражданин имеет право на труд, отдых, образование; он может приносить жалобы на действия должностных лиц, получать возмещение за вред, причиненный ему государственным органом или должностным лицом в результате несоблюдения какого-либо из его основных прав. Статьи 57—135 значительно более детально очерчивают структуры государственной власти, чем это делали предшествующие конституции. В частности, подчеркивается, что судьи должны осуществлять судебную власть в соответствии с законом, но на основе независимости: они должны быть свободны от воздействия административных и политических органов.
489. Развитие законодательства. В этот новый период развития появились важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процесса, законы о гражданстве, патентах, о хозяйственных дотациях (1982 г.), о смешанных предприятиях (1979 г.), об иностранных предприятиях (1986 г.) и др.' В 1987 году вступили в силу «Основные принципы гражданского права», регламентирующие статус юридических лиц, сделки, обязательства, собственность. В 1980 году Закон о браке (он не входит в систему гражданского права) отменил Закон 1950 года, закреплявший старый, феодальный строй семейных отношений. В законе отчетливо видно стремление поощрять поздние браки, что должно способствовать решению демографических проблем; ст. 2 закона предписывает супругам обязанность «планирования семьи». Подтвержден принцип свободы брака, оба супруга должны выразить согласие на вступление в брак. В ст.9 провозглашен принцип равенства супругов. Если оба согласны на развод и при этом договорились о судьбе и содержании детей, то такой полюбовный развод осуществляется с минимальными формальностями:
достаточно обратиться к чиновнику, ведающему актами гражданского состояния, и заполнить соответствующий формуляр. Чиновник выдает супругам свидетельство о разводе, но при условии, если он найдет соглашение справедливым, а согласие на развод действительно соответствующим намерениям сторон. В этом случае дело о разводе передается в суд. Закон от 1 января 1986 г. посвящен наследованию.
Уголовный кодекс 1980 года содержит 192 статьи и разделен на общую и особенную части2. Цели уголовного закона определены в ст.2: «Использование уголовной санкции для борьбы с контрреволюционной деятельностью и иными преступными деяниями и тем са-
' XU (Baikang) Panorama du droit chinois en viqueur.Rev. Int. Dr. Сотр. 1990. P. 885; Jingzhov Т. Le droit chinois contemporain. 1991.
2 Wang. Les sources du droit de la Republiquc Populaire deChine. P. 73.
мым защита режима диктатуры пролетариата, социалистической и иной коллективной собственности, индивидуальной собственности, признаваемой законом, прав граждан, демократических свобод и иных прав, охрана общественного порядка, производства, труда, воспитания, научных исследований, обеспечение прогрессивного развития, дорогу которому открыли социалистическая революция и социалистическое строительство».
Закон определяет составы преступлений и санкции, начиная от пребывания под общественным контролем и кончая смертной казнью. Тюрьма предстает как учреждение воспитательного плана, подобного школе или особому заводу, где отбывающие наказание перевоспитываются.
Этот интерес, проявившийся к праву, не дает основания забыть о вековых китайских традициях, в которых не было места праву. Ныне имеются законодательные тексты, студенты изучают право, но это отнюдь не означает, что в реальной жизни идут судебные процессы, выносятся судебные решения, складывается судебная практика. Хотя и имеются суды и судьи, стороны конфликта обращаются не к ним, а к посредникам по месту жительства (квартальные советы). Нужны большие изменения менталитета, прежде чем появится, если это вообще случится, подлинная китайская правовая система. Тем не менее начиная с 1976 года последовали существенные изменения, но невозможно предсказать, насколько длителен будет этот процесс.
490. Китайская концепция международного права. Поиск примирения, применяемый во внутренних отношениях, представляется не менее желательным и в ракурсе международного права.
В 1954 году в Китае была создана Внешнеторговая арбитражная комиссия в рамках Совета по расширению международной торговли'. Предварительный регламент этой комиссии, принятый в 1956 году, соответствовал советскому образцу. Однако китайская практика далека от практики СССР и европейских социалистических стран. И здесь действует традиция и предпочитают искать пути для мирового соглашения, считая применение права крупной неудачей. По данным, опубликованным в ФРГ в 1960 году. Внешнеторговая арбитражная комиссия в Пекине рассмотрела 61 дело и ни одно из них не завершилось вынесением арбитражного решения, во всех случаях было достигнуто мировое соглашение. Правда, сам характер заключаемых в этой области договоров и неопределенность материального права, подлежащего применению, в значительной мере размывают границу между арбитражем и примирением. Однако различие сохраняется, и для китайцев весьма небезразлично, будет спор ликвидирован в результате соглашения сторон или путем решения, вынесенного авторитетным арбитром.
' См. Crespi-Reghizzi G. Legal aspects of Trade with China:The Jtalian Experience // Harvard International Law Journal. 1968. № 9.
Глава 2. ЯПОНСКОЕ ПРАВО1
491. Исторические данные: рицу-рё и дуалистический феодализм. До 1853 года Япония не имела никакого контакта с Западом, в то время как отношения с Китаем занимали важное место в ее истории. Традиционный образ мысли в Японии, очень далекий от европейского, в самые различные эпохи подвергался влиянию Китая. Однако этот образ мысли отличается от китайского: он сохранил свою ярко выраженную оригинальность, связанную с национальным характером японцев; определенное влияние в этом отношении оказала также изоляция, в которой японские правители держали страну в течение 250 лет, до 1853 года.
Первые памятники японского права появились в эру Тайка, начавшуюся в 646 году. В эту эпоху под китайским влиянием в Японии было введено своеобразное политико-этическое правило, предусматривающее, в частности, порядок периодического распределения принадлежащих государству рисовых полей в зависимости от числа едоков и строгое деление общества на «ранга». Каждый класс должен был выполнять в государстве строго определенную функцию. Обязанности каждого уточнялись в юридических сборниках, именуемых рицу-рё2. Составленные по китайскому образцу, эти сборники включают главным образом репрессивные нормы (рицу) и административные нормы (ре). Они комментировались в школах права и управления в воспитательных целях. Сборники эти далеки от понятия субъективных прав, но они приближаются к тому, чтобы придать праву определенную значимость.
Система распределения земель в VII веке, введенная рицу-рё, плохо функционировала в Японии. В IX и Х веках стала развиваться система сеньории (се) — неприкосновенного владения, освобожденного от налогов, Она превращается в крупное земельное владение с суверенной судебной властью3.
Бессилие уголовной юстиции, а в связи с этим отсутствие безопасности и гражданские войны привели в конце XII века, в 1185 году, к появлению наряду с режимом сеньории нового феодального режима. Император был лишен тогда какой-либо реальной власти, придворная знать (кугэ) также находилась в упадке. В силу возложенных на него прерогатив священного характера император оставался важным и глубоко почитаемым лицом, но в действительности власть ус-
' См. Noda Y. Introduction au droit japonais. 1966. См. также очень интересную работу, опубликованную под редакцией А. фон Мерена «Law in Japan», в которой специально рассмотрены в критическом плане изменения, внесенные в японское право после 1945 года под влиянием США.
2 TaihoRy6(70l),YSr<fRyo(7l&).
3 См. Jouon des Longrais F. L'Est ct 1'Ouest, Institutions du Japon et de 1'Occident comparees. 1958.
кользала от него, она перешла к военной касте, которой не знал Китай'.
Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо), составлявшему ее личный статус. Действующий внутри касты «кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала своему сюзерену2, он исключал какую бы то ни было идею прав и обязанностей юридического характера. Вассал не имел никаких гарантий против произвола сюзерена, суд пэров в Японии никогда не существовал. Считалась оскорбительной даже сама мысль о том, что вассал может иметь права против своего сюзерена. Отношения вассала и сюзерена рассматривались подобно отношениям сына и отца. Между ними не должно существовать никакого договора, ибо такие чувства, как привязанность, верность, самоотверженность, личная преданность, жертва во имя идеи, теряют свой смысл, когда их стремятся поставить в строгие, хотя и разумные рамки.
492. Режим унитарного феодализма: упадок рицу-рё. В течение нескольких веков этика букэ существовала наряду с более детальной регламентацией, содержавшейся в рицу-рё, так как именно рицу-рё по-прежнему применялась к лицам, не входившим в военную касту. В эпоху сёгунов Асикага (1333—1573 гг.), сменившую эпоху Камаку-ра (1185—1333 гг.), наступил период анархии и гражданских войн, приведший к установлению так называемого феодального унитаризма. Утвердилось превосходство рыцарей над крестьянами, местные представители класса военных (дзито), на которых было возложено обеспечение общественного порядка и сбор налогов, стали присваивать доходы с поместий, в то время как раньше они брали лишь часть этих доходов. Япония была поделена между несколькими крупными независимыми феодалами (дайме), которым подчинялись дзито и которые постоянно вели друг с другом междоусобные войны. Рицу-рё перестала применяться, действовать продолжало лишь прежнее личное право букэ, которое и заменило собой местные обычаи.
До указанного периода в Японии существовали различные классы, каждый из которых имел свой особый статус. Этот режим был заменен в XIV веке единообразной структурой, основанной на строгой иерархии, исключавшей даже мысль о правах низших в отношении высших. Между представителями класса рыцарей отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых обязательств; тем более она отрицалась во взаимоотношениях между помещиками и земледельцами.
' Япония не знала эгалитарных установок, свойственных старокитайскому обществу.
2 Сборник обычаев военной касты, составленный в 1232 году, был опубликован на французском языке Аппером ( см. Appert G. Un code de la feodelite japonaisc au XIII siecle // Nouvelle Revue Historique de droit. 1990. P. 1—28).
Эта структура неравенства, не оставлявшая места для понятия субъективных прав, была еще более усилена, когда в эпоху сёгунов Токугава (1603—1868 гг.) Япония стала на путь политики изоляционизма. Как реакция на европейское влияние' конфуцианство стало официальной доктриной. В 1597 году была введена политика строгого надзора и доносов. По всей стране были сформированы специальные группы из 5 человек (гонингуми), которые должны были доносить о преступлениях, поддерживать публичный порядок, сообщать полиции о перемещениях граждан, о присутствии в их местности посторонних лиц. Группа несла солидарную уголовную и финансовую ответственность; ее согласие было необходимо для возбуждения судебного процесса; она вмешивалась в семейные дела, привлекая в этих целях советчиков или свидетелей, контролировала использование земель. Следы этого института, наложившего глубокий отпечаток на японское мышление в эпоху Токугава, ощущаются в ряде аспектов и в сегодняшней Японии.
Установившийся порядок считался в ту эпоху естественным и нерушимым, он был основан на четком разграничении общественных классов (рыцарей, крестьян, торговцев) и на принципе иерархии этих классов. Весь образ жизни японцев определялся тем, к какому классу они принадлежат; от этого зависел тип их дома, материал и цвет их одежды, их питание. Не могло быть и речи о правах лиц низшего класса в отношении вышестоящего класса.
Сёгун, обладавший реальной властью, не считал, что рассмотрение споров входит в его функции. Он делал это лишь в исключительных случаях. Лишь в XVIII веке его юрисдикция расширилась. Как видно из одного из решений, относящихся к 1767 году, юрисдикция сёгуна охватывала 53 типа дел, разбитых на две категории: основные споры и споры имущественного характера. Политика центральной власти всегда была направлена на то, чтобы не дать расшириться компетенции местных судов, а по возможности и присвоить эту компетенцию. Сёгун вершил правосудие по своей дурной прихоти, за индивидами не признавалось право обращения в суд. Судебные функции не отличались от других публично-правовых функций. В Японии не было правовых школ, профессиональных судей, прокуратуры, адвокатов и нотариусов.
493. Отсутствие идеи права. Гири. Если в эту эпоху и существовало право, в том числе даже писаные нормы, то речь может идти лишь о предписаниях, дававшихся высшими низшим. Низший мог только подчиняться. Народ, постоянно державшийся в невежестве, ничем не был гарантирован от произвола. Не могло быть и речи о праве в отношениях между лицами, принадлежащими к низшим классам, с одной стороны, и к высшим классам — с другой.
Португальцы познакомили Европу с японцами в 1542 году. Распространение христианства стало угрозой для общественного строя Японии.
Идея права отсутствовала и в отношениях между членами одного класса. Как и в Китае, в Японии вызывала отрицательное отношение категоричность судебных решений и ригористичность правовых норм. Возник целый комплекс норм, которые исходили скорее из соображений приличия и регулировали поведение индивидов в отношениях друг с другом во всех случаях жизни. Эти нормы поведения, схожие с китайскими правилами, назывались гири. Были гири отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника, братьев между собой, а вне семьи — гири собственника и фермера, заимодавца и должника, торговца и его клиента, хозяина и служащего, старшего служащего и его подчиненного и т.д. «Конфуцианская Азия, — пишет Жоуон де Лон-грэ, — предпочитает равенству идеал сыновних отношений, состоящих из внимательного управления и уважительного подчинения»'.
Гири заменяли собой право, а по мнению некоторых японцев, и мораль. Они автоматически соблюдались не столько потому, что соответствовали определенной концепции морали, сколько из-за страха осуждения со стороны общества в случае неподчинения гири. Для японцев считалось позорным не исполнить какое-либо гири. Кодекс чести, носящий характер обычая, определял поведение. Все это делало право до недавнего времени бесполезным и даже одиозным2.
494. Эпоха Мэйдзи: вестернизация японского права. Такова была картина японского общества к началу эпохд Мэйдзи в 1868 году. Казалось, вся установившаяся ранее структура была разрушена в ходе всеобщего обновления японского общества. Демократическое государство западного типа заменило прежнее феодальное государство. Быстрый подъем сделал Японию одной из главных наций нашей эпохи в области мировой торговли. Теперь там есть современное законодательство, которое роднит Японию с правовыми системами Запада, в частности с романскими правовыми системами континентальной Европы. Труды, написанные в Японии, подтверждают наше впечатление о полной вестернизации права, юридической мысли и всего японского общества. В работах японских авторов по философии права излагаются западные теории без всякого упоминания традиционных специфических японских идей; нарушена связь, которая, казалось бы, должна существовать между старым и современным японским правом. Целостной картины старого права нет ни в одном общем труде. Современное японское право ориентируется исключительно на западное право: Японский специалист по частному праву Харада построил на основе западных правовых систем или на базе римского права все без исключения статьи японского гражданского кодекса.
К вестернизации права в Японии прибегли, когда началась эпоха Мэйдзи, чтобы покончить с неравными торговыми договорами, кото-
' Jouon des Longrais F. Op. cit. P. 256. 2 Etudes de droitjaponais (1989). P. 105 et s.
24—2917369
рые некоторые западные державы (США, Великобритания, Франция, Голландия и др.) навязали Японии в 1858 году и которые унижали ее национальное достоинство. Легче было принять в короткий срок кодексы, чем прибегнуть к английскому прототипу — общему праву. С 1869 года был начат перевод французских кодексов, который был закончен в течение пяти лет, несмотря на все сложности этой задачи: в Японии не было юристов, но надо было найти термины, чтобы выразить столь элементарные понятия, как субъективное право (кэнри) или юридическая обязанность (гиму), которые не были известны японским ученым. Начиная с 1872 года была подготовлена целая серия кодексов, разработанных с помощью французского юриста Г. Буассонада1 и многих других юристов — немецких и даже английских2. Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс, составленные по французскому образцу, были приняты в 1882 году. Законы о судоустройстве и Гражданско-процессуальный кодекс, составленные скорее под влиянием немецкого права, приняты в 1890 году. Самым сложным оказалось принятие Гражданского кодекса. Проект, подготовленный Буассонадом, переделанный в части, касающейся лиц и права наследования, был принят в 1891 году, но его вступление в силу было отсрочено. Он вызвал разного рода возражения, и был подготовлен новый кодекс, который считался переработкой прежнего, но весьма сильно отличался от него, поскольку его составители испытали сильное влияние проекта германского Гражданского уложения. Гражданский кодекс, вступивший в силу в 1898 году, в итоге оказался основан на немецкой модели, но вместе с тем был произведением эклектическим, с немалыми заимствованиями из других европейских правовых систем. В нем пять частей — общая, вещные права, обязательства, семейное право, наследование. Кодекс действует и сегодня, но он неоднократно дополнялся и модернизировался специальными законами.
Торговый кодекс 1899 года подвергся еще большим изменениям, чем Гражданский. Так, право товариществ неоднократно существенно пересматривалось (законы 1950, 1962, 1966, 1974 гг.).
Как и во французском праве, большое число норм Торгового кодекса является отступлением от норм Гражданского кодекса. Это ситуация применения не более общих, а специальных норм. Статья 1 Торгового кодекса Японии гласит: «К торговым отношениям, не урегулированным настоящим кодексом, должны применяться правовые обычаи торговли, а при их отсутствии — нормы Гражданского кодек-
' См. Noda Y. Gustave Boissonade, comparatiste ignore // Problemes con-temporains de droit compare. 1962. Vol.11. P. 235—256.
2 He будучи приглашенным для участия в кодификации, американский юрист Вигмор провел в это время несколько лет в Японии. Страницы, которые он посвятил японскому праву в книге «Panorama of the World's Legal Systems» (1928 г.), заслуживают внимания.
са». ТВ Торговом кодексе четыре части: общая, торговые товарищества, торговые сделки, морская торговля. Кодекс не содержит процедурных правил, и в Японии нет специальных торговых судов. В сфере торговых отношений издан ряд законов, не интегрированных в текст кодекса, как, например, законы о ценных бумагах.
Международное частное право регламентировано не кодексом, а законами, начиная с Закона Хорей 1890 года, определившего его основные принципы и впоследствии подвергшегося многочисленным модификациям. Однако фундаментальной реформы этой отрасли права не было.
В области публичного права параллельно с этой серией кодексов также появились акты не меньшего значения в плане обновления структур. Свобода землепользования была провозглашена в 1871 году, свобода продажи земель — в 1872 году. В 1889 году император даровал своим подданным конституцию. Организация управления была также модернизирована, было установлено новое административное деление страны на префектуры (кэны), а также приняты Законы о коммунах (1888 г.) и о префектурах (1890 г.).
Японское право, основанное на приведенных выше источниках, подверглось существенным изменениям после 1945 года. Однако речь никоим образом не шла о возвращении к нормам, соответствующим духу и цивилизации Японии. Реформы, осуществленные в тот период с целью демократизации страны, носят американизированный, а не специфически японский характер. Эти реформы дали Японии новую Конституцию (1946 г.), реорганизовали систему управления, полицию, статут публичной службы, а также судебную систему; были внесены изменения в действующие кодексы.
В основу Конституции 1946 года, вступившей в силу 3 мая 1974 г., положены основные принципы демократии. В гл. III она гарантирует основные права человека, признает принцип разделения властей. Те-нио (император), который до 1945 года был главой государства, ныне таковым, божественным по происхождению, институтом не является, его полномочия ограничены. В соответствии со ст.1 Конституции император — это символ государства и единства народа, но статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.
Носителем законодательной власти является парламент, состоящий из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников, члены которых избираются всеобщим голосованием на 4 и 6 лет соответственно. Исполнительная власть осуществляется Кабинетом, который состоит из премьер-министра и других государственных министров. Как правило, пост премьер-министра занимает лидер партии большинства. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом. Конституция признает независимость судебной власти. В стране единая судебная система; одни и те же суды рассматривают и уголовные, и гражданские, и административные дела.
24* |
Возглавляет судебную систему Верховный суд, местопребывание которого — Токио. В его составе 15 судей; подобно Кассационному суду Франции, он рассматривает только вопросы права, но, тем не менее, сами японцы считают его третьей судебной инстанцией. Как и Верховный суд США, Верховный суд Японии может осуществлять контроль за конституционностью законов и регламентарных актов. Такой же возможностью наделены (в соответствии с решением Верховного суда от 1 февраля 1950 г.) все нижестоящие судебные инстанции. Контроль за конституционностью законов и регламентов осуществляется в ходе решения конкретных дел. В стране пятьдесят судов первой инстанции, и каждый из таких судов рассматривает любые гражданские, торговые, уголовные, административные дела. На решения этих судов можно принести апелляционную жалобу в один из восьми судов второй инстанции, действующих на основе принципа коллегиальности.
Обращение в арбитраж возможно, если в договоре имеется соответствующая оговорка. Это предусмотрено гражданско-процес-суальным кодексом. В течение длительного времени к арбитражной процедуре прибегали редко; но она развивается, особенно применительно к коммерческим спорам с участием зарубежных контрагентов.
Новые демократические принципы, закрепленные Конституцией, нашли отражение и в других отраслях права, существенно модифицированных после второй мировой войны. Уголовно-процессуальный кодекс 1922 года после принятия важного закона в 1948 году во многом воспринял черты англо-американской процедуры. Три закона — 1946 года о трудовых конфликтах, 1947 года об условиях труда, 1949 года о профсоюзах — привнесли новые принципы в трудовое право. К этому надо добавить ряд законов о социальной защите трудящихся.
495. Произошла ли вестернизация Японии? После 1945 года к влиянию романских правовых систем добавилось и даже стало конкурировать с ними англо-американское влияние. Остается выяснить, в какой же мере, насколько глубоко за этим западным фасадом Япония претерпела трансформацию и восприняла идеи права в том виде, в каком они известны на Западе.
Этот вопрос встает как в плане публичного, так и в плане частного права. И в том, и в другом случае право, скопированное по западному образцу, в сущности, регулирует лишь незначительную часть общественной жизни Японии. Это право предполагает буржуазное общество, состоящее из свободных индивидов, свободно вступающих в различные правоотношения. Япония далека от такого положения вещей. Нравы японцев, безусловно, эволюционируют и частично приближаются к этой модели, что особенно ярко проявляется в городской среде и среди молодого поколения. Однако японское общество еще далеко от общества европейского и по своей структуре, и по своим нравам. Прежние нравы и образ мышления еще очень живучи у большинства
японцев, даже в городах и в рабочей среде, а также в крупной торговле. Государственный капитализм и крупные дельцы выросли рядом с сельским пролетариатом, условия жизни которого мало изменились и который тесно связан с промышленным пролетариатом. Критический дух развился слабо, и конфуцианская идея иерархического порядка, базирующегося на самой природе вещей, продолжает существовать. Индивидуализм никогда не имел крепких корней в Японии. Социальные структуры и либеральный дух, которые предполагаются кодексами европейского образца, лишь в незначительной степени* существуют в японской действительности. Западные кодексы созданы для рацио-налистской среды, их абстрактные конструкции — продукт картезианского духа Запада. Применение современного права наталкивается в Японии на мистический сентиментализм японцев, больше любящих поэзию, чем логику, и довольно равнодушных в силу самой их истории к идеям свободы и человеческого достоинства.
496. Публичное право. В области публичного права предусмотренные законами усовершенствованные демократические институты искажаются в процессе их функционирования в силу того, что японцы не любят вмешиваться в общественные дела и предпочитают, чтобы ими управляли сильные мира сего. Японцы пребывают в неведении относительно того, что сегодня они хозяева своей судьбы. Специалист по истории политической мысли профессор Ока не колеблясь говорит о «внешнем конституционализме», характеризуя политический режим Японии. Произвол полиции вызывает мачо протестов; Министерство юстиции считает, что его долг сделать так, чтобы полиция была всегда на высоте, а это предполагает, что она всегда и любыми способами находит виновного в случае совершения преступления. Судьи мотивируют суммарно свои решения, считая бесполезным обосновывать их для заинтересованных лиц. Конституционный контроль осуществляется Верховным судом крайне осторожно, если не ограниченно. Акты отмены им законов и иных нормативных актов единичны'.