Теории массовых коммуникаций.
Под теорией понимается, прежде всего, средство обобщения, теория трактуется как своего рода набор взаимосвязанных конструкций (концепций), определений и гипотез, создающих упорядоченную картину явлений через уточнение отношений между переменными.
Теории можно классифицировать как нормативные, общественно научные, функциональные и здравого смысла.
Нормативные модели описывают роль медиа в идеале, рекомендуют идеальную практическую деятельность и предсказывают идеальные последствия.
Первый тип — свод нормативных теорий (по существу, ответвление социальной философии), описывающих, как медиа должны вести себя, чтобы блюсти конкретные общественные ценности или стремиться к ним, и какова, разумеется, природа этих ценностей. Этот тип теории крайне важен, поскольку играет большую роль в формиш1 институтов масс-медиа и оказывает существенное влияние на те надежды, которые возлагает на массовые коммуникации их собственная аудитория и другие общественные организации и деятели.
Первоначальные четыре теории прессы — авторитарная, либертарианская, советская коммунистическая и социальной ответственности — дополнены моделями для медиа периода развития и демократического участия (партиципаторной).
Во-вторых, это общественно-научные теории, общие рассуждения о природе, функционировании и эффектах массовой коммуникации на основе систематического и по мере возможности объективного наблюдения с использованием данных о средствах массовой коммуникации и зачастую со ссылкой на другие компоненты общественнонаучной теории.
В-третьих, набор знаний, отчасти тоже нормативных, но одновременно и практических, созданных и поддерживаемых самими практиками масс-медиа. Это — функциональные теории, так как они определяю! смысл деятельности масс-медиа, описывают, как нужно работать, чтобы соответствовать более абстрактным принципам общественной теории, а также показывают, как добиться конкретных целей Один набор идей касается техники, другой — состоит из традиций, форм профессиональной практики, норм поведения, чисто эмпирических правил, регулирующих функционирование индустрии масс-медиа и обеспечивающих ее устойчивую работу.
Наконец, есть знания, которые, как кажется, совсем нельзя назвать благородным именем теории, но которые тоже вездесущи, влиятельны и часто встречаются в исследованиях массовых коммуникаций. Это то, что можно отнести к теории здравого смысла, т.е. те знания (и идеи), которые есть у каждого индивида благодаря непосредственному опыту как члену аудитории. У каждого читателя газеты или телезрителя есть своя собственная «теория» или, другими словами, набор представлений о конкретном средстве коммуникации: что это такое, чем оно хорошо или плохо, как вписывается в его повседневную жизнь, как его следует «читать», каков его скрытый смысл и как оно соотносится с другими аспектами общественной жизни. Этот сложный набор персональных ассоциаций и идей обеспечивает стабильность отношениям людей к медиа и приносит им удовлетворение.
6. Теория массового общества рассматривает взаимодействие различных социальных институтов как результат манипулирования массовым сознанием. СМИ выступают необходимым функциональным элементом организации общественной жизни, оказывающими большое влияние на политические решения, принимаемые органами власти. Данный подход особо выделяет роль СМИ в формировании общественного мнения. На первой ступени анализа рассматриваются политические особенности коммуникативных систем, на второй - их функциональные проявления в зависимости от типологии политических условий, на третьей — результаты использования тех или иных форм, структур, информационных процессов. Одним из пионеров проблематики массового общества является Г.Блумер, характеризовавший массу как спонтанно возникающую коллективную группировку. Подобные подходы способствовали концептуализации процессов массовой коммуникации и определяли методологические предпосылки последующих теоретических и эмпирических ориентаций в исследованиях массовой аудитории. Возникновение тоталитаристских режимов в 20—30-х гг. ХХ в. существенно изменило акценты в содержании теорий массового общества, стимулировало проблематику защиты демократических прав и свобод от неограниченного господства властвующей, элиты, в том числе и с помощью средств массовой информации (К. Манхейм, Э. Ледерер, X. Арендт). После второй мировой войны Р. Миллс, Э. Фромм, Д. Рисман и другие активно критикуют экономическое, политическое и социальное отчуждение, конформизм массового человека, распространение стандартизированной культуры с помощью массовой коммуникации. Глубокий пессимизм по поводу массового общества и массовой культуры выразительно концептуализировали теоретики Франкфуртской школы М. Хоркхаймер, Г.Маркузе и Т.Адорно. Их критическая теория была реакцией на возникновение фашизма и неспособность немецкого общества противостоять ему. Пропагандистская машина фашизма эффективно использовала обезличивающие механизмы массовой культуры. Всемогущество влияния масс-медиа имело плачевые последствия -необратимое превращение человеческой личности в особь, покорно подчиняющую свое сознание пропагандируемым идеям. Характерной чертой массового общества, по мнению автора, является также концентрация власти. Трактуя массовое общество как некоторый идеальный тип, черты которого в той или иной степени проявляются в реальной жизни, Ч.Миллс подчеркивал, что при рассмотрении сложившейся ситуации с точки зрения демократической политики, с неизбежностью возникает следующая проблема: противоречие между «первичной общественностью», т.е. группами межличностного общения, предполагающими активный обмен мнениями и отсутствием обратной связи между гражданами и средствами массовой коммуникации.Тенденции формирования массового общества предполагают разрушение первичной общественности и самодеятельных ассоциаций и замену их инертными «массами», «толпой», для которых свойственной является иррациональность и манипулируемость.
7. Исследования массовой коммуникации Началом изучения эффектов массовой коммуникации считаются 1920-е годы, когда по заказу Фонда Пейна прошло исследование воздействия кинофильмов на детей. В 1930-х годах в центре внимания исследователей масс-медиа оказались убеждения, а не информация или развлечения. Интерес был сконцентрирован на краткосрочных эффектах. Считается, что убеждения интересовали ученых и рекламодателей, которые стремились получить рецепты, как успешно сбыть товары или привлечь голоса избирателей. Фонд Рокфеллера финансировал исследования радиовещания, надеясь, что их результаты окажутся полезными в деле просвещения и мобилизации населения на войну. Теория массового общества не могла быть отправным моментом в этих исследованиях. Лазарсфельд разработал широкую программу научных изысканий в области массовой коммуникации, в которой эффективность была лишь частью. Именно в рамках школы Лазарсфельда были проведены исследования аудитории, анализ содержания и даже специфики канала. Очень важно, что Лазарсфельд дал типологию эффектов — немедленные, краткосрочные, долгосрочные и институционные, а также указал возможные причины этих эффектов — отдельные блоки текстов (радиопередача, например), жанр («мыльная опера»), экономическая и социальная структура средств массовой коммуникации (частная или общественная), технологическая природа канала коммуникации. Именно из парадигмы ограниченных эффектов появились исследования второго и третьего поколений. Селективность восприятия и отбора породила идею использования масс-медиа для обретения Удовлетворения. Межличностные отношения стали основой теории инноваций и т.д. Из них в свою очередь родились новые направления. Например, на стыке изучения аудитории и эффективности возникло направление, связанное с изучением «расшифровки» текстов масс-медиа аудиторией. Декодирование сегодня воспринимается как социопсихологический процесс, в котором приводится в действие классический механизм идентификации, однако аудитория не только отождествляет себя с теми или иными Цементами текста, но и спорит с ним, играет с ним (теория игры Стивенсона), критикует его. Но в ходе исследований было обнаружено, что власть медиа не голь велика, как утверждает теория массового общества. Зачастую даже было трудно выявить какое-либо влияние медиа на общественное мнение или отношения. По силе влияния медиа почти всегда уступали таким факторам, как положение в обществе и образование. А те эффекты медиа, которые все-таки фиксировались, оказывались разовыми и часто противоречивыми. |
8. «Коммуникация» и «информирование». Чарльз Кули предложил развернутое определение коммуникации, как механизма, «посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений — все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени» Во-первых, коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира. Во-вторых —трактуется как общение, в процессе которого происходит обмен информацией. В третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его основные компоненты. наиболее характерным из них, коммуникация определяется как «…одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности, представляющая собой процесс обмена сообщениями, в которых содержаться результаты отражения людьми действительности» Информирование — воздействие осуществляется за счет передачи информации, которая совершенно неизвестна аудитории и поэтому может радикальным образом изменить мнение или точку зрения получателя информации.