Контроль Конституционного суда за соблюдением Конституции.
Прочность и стабильность государства в решающей степени зависят от соблюдения Конституции. Всякие нарушения конституции опасны тем, что разрушают фундамент государственности, веру людей в необходимость соблюдения конституционного строя, нормы закона. Особую роль в охране конституции и обеспечении её соблюдения играет конституционный суд. Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов. Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, равноправие, состязательность сторон, независимость при исполнении своих функций.
Конституционный Суд рассматривает дела и даёт заключения:
· О соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.
· О соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам.
· О соответствии постановлений Совета министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
· О соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд даёт заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.
Предложение о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный суд республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.
Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Такие полномочия Конституционного Суда позволяют ему оказывать влияние на соблюдение конституции всеми субъектами общественных отношений, поддерживать и укреплять основы конституционного строя Республики Беларусь.
Высшие гарантии безопасности конституции заложены в самом её тексте. В Конституции республики Беларусь закрепляется: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства» (ч. 2 ст. 7); «Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать её Конституция, законы, уважать национальные традиции» (ст.52); «Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь» (ст.137) и др. Но главную ответственность за соблюдение и охрану Конституции несут всё же государственные органы и должностные лица государства. В Республике Беларусь – прежде всего Президент, который согласно Конституции, является её гарантом (ч.1 ст.79).
Обязанность по охране и соблюдению Конституции возлагается на государственные органы, особенно на правоохранительные органы и Вооружённые Силы.