Соотношение и взаимосвязь государства и права

Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т. п.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической власти, то право — социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом государства является госу­дарственный орган, то первичным элементом права — норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т. д.
Взаимодействие государства и права:

— с одной стороны, воздействие государства на право со­стоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (право­применение);

— с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, уста­навливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между го­сударством и правом:

1} когда государство стоит над правом, выступая опреде­ляющим фактором (характерно для антидемократических го­сударств);

2) когда право стоит над государством, выступая его огра­ничителем (характерно для правовых государств).

4. Правовое государство: понятие и принципы

Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государствен­ной власти с целью не допустить злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник, но сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущ­ности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стиму­лирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное связывание с помощью пра­ва государственной власти, формирование для государствен­ных структур ограничительного правового режима (формаль­но-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое закрепление в статье 2 Кон­ституции РФ, где установлено, что "человек, его права и свобо­ды являются высшей ценностью". Правовое государство долж­но последовательно исполнять свое главное предназначение -гарантировать каждому гражданину возможность всесторонне­го развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осу­ществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и в других между на родных актах.

Второй основной принцип воплощается в жизнь с исполь­зованием следующих способов, выступающих в качестве само­стоятельных принципов:

разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключить злоупотребления ею;

федерализм, который дополняет горизонтальное разделе­ние власти еще и разделением ее по вертикали;

верховенство закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных проце­дур, не может быть отменен, изменен или приостановлен акта­ми исполнительной власти);

взаимная ответственность государства и личности и т. д.

Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосоз­нания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и контроль с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разру­шение монополии государства на власть с одновременным из­менением соотношения свободы государства и общества в поль­зу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, ко­торые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анали­зировать первый (социальный, показывающий привлекатель­ность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и сво­бод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничи­вать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно таи его ограничить, что го­сударство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда гражданское общество только проиграет.

Разделение властей как

Наши рекомендации