А что касается правящего класса - дворянства, то в ходе складывания абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия.
Указом о единонаследии 1714 года был существенно изменен правовой статус дворянства. В результате этого Указа произошло юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, которое привело к возникновению единого понятия “недвижимая собственность”. Владельцы как первых, так и вторых, обладали ими на праве пожалованных от государя земель и обязывались вечною службою. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений. Также этот Указ привел к установлению института майората - наследования недвижимости только одним старшим сыном, что привело к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование. Русское дворянство приняло характер служилого. Царская служба и дворянство сделались совместными идеями. Всякий дворянин был обязан служить, и всякий, поступая на службу, делался дворянином.
Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.) - новая система чинов и должностей. До этого момента разряды придворных, военных, морских, церковных должностных лиц не представляли никакой общей мерки. Теперь государственные чиновники были разделены на 14 классов; в гражданском ведомстве классы шли от коллежского регистратора до канцлера империи, в военном - от корнета или прапорщика до фельдмаршала, во флоте - от мичмана до великого адмирала, в придворном ведомстве - от тафельдекера до обер-камергера, в духовном - от дьякона до митрополита. В результате бюрократическое начало в формировании государственного аппарата победило начало аристократическое. Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты. Профессиональные качества, личная преданность становятся определяющими для продвижения по службе. Табель о рангах уравнивала службу военную со службой гражданской. Чины и звания присваивались в обеих сферах. Достигнув определенного чина, можно было превратиться из недворянина в дворянина, т.е. получить личное или потомственное дворянство. К концу 20-х годов XVIII в. число дослужившихся до дворянства составило треть всего дворянского сословия.
^ 4. Реформа управления.
Бюрократический аппарат в петровскую эпоху
Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII века исчезают остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города. Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII века превращается в периодически созываемое совещание приказных судей. Она превращалась в контрольный орган, наблюдавший за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного самоуправления.
Численность Боярской думы постоянно возрастала и ее внутренняя структура начала дифференцироваться: уже в конце XVII века из состава Думы официально выделилась “Ближняя дума” - прототип кабинета министров. В 1681 г. выделяется еще одна структура - Расправная палата, просуществовавшая до 1694 г. Боярская дума превращалась из политического совета в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы переходят к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединялись в Совет, получивший название Консилии министров (их было от восьми до четырнадцати человек).
В 1711 году прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Этот аристократический орган полностью исчезает. Его заменяет новый бюрократический орган, принципы формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) которого существенно отличались от принципов Боярской думы (традиция, спонтанность) - Сенат. К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия.
Для контроля за деятельностью Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал-ревизора. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях. Кроме того, при Сенате образовывались должности рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учет служащих дворян).
Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом.