Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. 4 страница

Корнев А.В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России. //Государство и право. - 1998, №5, с. 93-98.

Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определе­ниях. - М.: Юрайт, 1997, с. 31 -32.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ, и доп. - М.: ЮраЙт, 1997, с. 36-51; 211-222.

Лейст О.Э. Три концепции права. //Советское государство и право. 1991, №12.

Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк. - М.: ИГиП РАН, 1992.

Макаров О.В. Соотношение права и государства. //Государство и пра­во. 1995, №5, с. 16-22.

Нерсесянц B.C. Право в системе социальной регуляции. - М., 1982.

Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под. ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998, с. 1-95.

Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994, с. 83-114.

Протасов В.Н. Что и как регулирует право. - М., 1995.

Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1970.

Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. - Н. Новгород, 1995.

Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Са­ратов: Изд-во СГУ, 1984.

Свечников Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, тради­ции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук). //Государство и право. 1998, №9, с. 98-102.

Степанов И.М. Российское парламентское право: сущностные и регулятивно-целевые ориентиры формирования. //Государство и право. 1994, №11, с. 3-П.

Строгович М. Избранные труды. В 3-х томах. Т. 1. Проблемы общей теории права. - М, 1990, с. 303.

Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факуль­тетов. Под ред. В.М. Карельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1998, с. 217-255.

Явич Л.С. Сущность права.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике / РАН. Сарат. фил. Ин-та гос-ва и права, Сарат. гос. акад. права. – Саратов, 2003. – 294 с.

Шафиров В.М. Естественно-позитивное право: введение в теорию / Краснояр. гос. ун-т. Юрид. ин-т. – Красноярск, 2004. – 259 с.

Уильямс С.Ж. Неопределенность и верховенство права. Williams S.G. Indeterminacy and the rule of law // Oxford j. of legal studies. – 2004. – Vol. 24, N 3. – P. 539 – 562.

Научно-методические рекомендации

Слушателям следует знать, что ни одно общество не может обойтись без социального регулирования. Социальное регулирование – это упорядочение пове­дения людей в различных сферах жизнедеятельности с по­мощью социальных и технических норм.

Общество не может существовать без регулирования обще­ственных отношений, которое осуществляется с помощью со­циальных и технических норм.

Технические нормы – это правила обращения людей с ору­диями труда и предметами природы.

Социальные нормы – это правила поведения, связанные с регулированием общественных отношений.

К социальным нормам относятся: правовые нормы; нормы обычаев; моральные нормы; религиозные нормы; корпоративные нормы.

Особенностями социальных норм является то, что все они связаны с людьми и регулируют отношения между ними.

В системе социальных норм правовые нормы выступают са­мыми универсальными, распространяющимися на все общество, охватывающими все области общественной жизни и лежащи­ми в основе всех правовых институтов, отраслей права и систе­мы права в целом.

В современной юридической науке термин «право» ис­пользуется в нескольких значениях.

1. Правом называют социально-правовые при­тязания людей, например, право человека на жизнь, праве народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обуслов­лены природой человека и общества и считаются естествен­ными правами.

2. Под правом понимается система юридичес­ких норм. Это – право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдель­ных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.

3. Названным термином обозначают официаль­но признанные возможности, которыми располагает физи­ческое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и об­щественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

4. Термин «право» используется для обозна­чения системы всех правовых явлений, включая естествен­ное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как анг­лосаксонское право, романо-германское право, нацио­нальные правовые системы и т.д.

В каком смысле употребляется термин «право» в каж­дом случае, следует решать исходя из контекста, что обыч­но не вызывает затруднений.

Надо помнить также, что термин «право» употребляет­ся и в неюридическом смысле. Существуют моральные пра­ва, права членов общественных объединений, партий, со­юзов, права, возникающие на основании обычаев, и т.д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.

В юридической науке выработано множество опреде­лений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об опреде­лении сущности права.

В учебных целях значительную ценность представляют определения, в которых формулируются специфических признаки права. С их помощью право выделяется из других социальных явлений. Вместе с тем для более глубокого по­нимания права необходимо также уяснить неспецифические признаки, одинаковые для права и смежных с ним феноменов.

Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках.

Следует различать признаки и свойства права.

Признаки характеризуют право как понятие, свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства.

На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение.

Право — это обусловленная природой человека и обще­ства и выражающая свободу личности система регулиро­вания общественных отношений, которой присущи норма­тивность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государствен­ного принуждения.

Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, ко­торые характеризуют его как специфическую систему ре­гулирования общественных отношений.

Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулиро­вания — нравственностью, обычаями и т.д.

Права, которыми располагает каждый человек или юри­дическое лицо, не произвольны, они отмерены и определе­ны в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве (например, в теории нормативизма) свой­ство нормативности признается доминирующим и право оп­ределяется как система юридических норм. При таком под­ходе права физического или юридического лица оказыва­ются всего лишь результатом действия норм и как бы навя­зываются им извне.

В действительности имеет место противоположная за­висимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации.

Ценность рассматриваемого свойства состоит также в том, что "в нормативности выражается потребность утвер­ждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компро­мисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения».

Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода чело­века и преодолевается социальный антипод права — произ­вол и беззаконие.

Социально-правовые притяза­ния, права человека должны трансформироваться и приоб­рести форму субъективного права. Только тогда они полу­чают официальное признание и гарантированную защиту государства. Преобразование прав человека в субъективные права опосредовано нормами права. Нормативность в право­вой сфере – это не просто формирование типичного пра­вила, а нечто большее – гарантия осуществления субъек­тивного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защи­щена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.

Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил.

Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Естественно-правовые притязания нормативны потенциаль­но, поскольку лишь при нормативном закреплении они из возможности превращаются в действительность Норматив­ную природу имеет и субъективное право, ибо его содержание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний.

Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юри­дических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие зап­рещены, а какие необходимы. Если человек действует в рам­ках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, нахо­дится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несвободен. По этой причине преступник — самый несвободный человек.

Интеллектуально-волевой характер права. Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Подчеркнем, что эти потребности: интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторические праве про исходит борьба двух тенденций, поскольку его истоки лежат в обществе и государстве. Становление права завершается лишь с гармонизацией связей между ними. Право делается разумным, обретает интеллектуальный характер.

Формирование и функционирование права как выраже­ния свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.

Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью реализуются субъективные интересы и потреб­ности, достигаются намеченные цели. Волевое начало пра­ва нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые при­тязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается из воля. Во-вторых, госу­дарственное признание данных притязаний осуществляет­ся через волю компетентных государственных органов, т.е. формирование права опосредуется волей общества и госу­дарства. В-третьих, регулирующее действие права возмож­но лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реа­лизуют юридические нормы.

Обеспеченность возможностью государственного при­нуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственно­сти, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, име­ющее монополию на осуществление принуждения, представ­ляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначаль­но выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени цен­ные свойства: стабильность, строгую определенность и обес­печенность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становится частью суще­ствующего. Право, таким образом, раздвигает границы ста­бильности, определенности, а следовательно, и рамки сво­боды в сфере социальной жизни.

Государственное принуждение реализуется в двух на­правлениях.

Во-первых, оно обеспечивает защиту субъек­тивного права и преследует цель принудить правонаруши­теля к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причи­ненного ущерба).

Во-вторых, в определенных законом слу­чаях виновный привлекается к юридической ответственнос­ти и подвергается наказанию (лишение свободы, конфиска­ция имущества, штраф и т.п.).

Государственное принуждение – это фактор, позво­ливший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рам­ках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права со­стоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуж­дение ограничивает свободу человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо чет­кое определение сферы свободы (право), ее границ (юриди­ческая обязанность) и ограничений (юридическая ответствен­ность). Названные задачи решаются благодаря формальной определенности – еще одного свойства, выражающего связь права с государством.

Формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойствен­на и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нор­мативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулиру­ются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государ­ством, а другими организациями (общественными, религи­озными). Государство, в отличие от них, придает праву об­щеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному тол­кованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рас­смотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкциони­рует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и од­нозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций

Итак, государство придает форму правовому содержа­нию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право – результат, продукт государственной деятельности. Такие ложные представления длительное вре­мя господствовали в отечественной науке и практике.

Связь общества, государства и права в рассматривае­мом аспекте описывается формулой «содержание права со­здается обществом, форма права – государством». От спо­соба участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, су­дебный прецедент, нормативный акт.

Системность. Право представляет собой сложное сис­темное образование. В настоящее время в свете новых под­ходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент –естественное пра­во, состоящее из социально-правовых притязаний, содер­жание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и госу­дарство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент – позитивное право. Это – законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-право­вые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъективное право, т. е. индивидуаль­ные возможности, возникающие на основе норм позитивно­го права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Таким образом, правовые нормы – это общеобязательные, формально опре­деленные правила поведения, установленные и обеспечиваемые государством и направленные на урегулирование общественных отношений.

Слушателям также следует учитывать, что правовые нормы тесно взаимосвязаны с другими социальны­ми нормами. Правовые и моральные нормы распространяются на все общество, они имеют единый предмет регулирования – общественные отношения. Многие правовые нормы вытекают из моральных.

Моральные нормы – это правила поведения, регулирую­щие общественные отношения с позиций добра и зла, справед­ливого и несправедливого и т.п.

Нормы обычаев – один из старейших социальных регуляторов. Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону квалифицируются как правонарушения.

В современном демократическом государстве правовые и ре­лигиозные нормы взаимодействуют в процессе упорядочения общественных отношений. В ряде случаев правовые нормы вы­текают из религиозных, например, таких как «не убий», «не укради» и др.

Корпоративные нормы – это правила поведения в органи­зованных сообществах, распространяющиеся на их членов и на­правленные на обеспечение организации и функционирования этих сообществ (профсоюзов, партий и т.д.).

Корпоративные нормы выражены текстуально, принимаются по определенной процедуре, обеспечиваются предусмотренными организационными мерами. В этом их сходство с правовыми нормами. Однако они не обладают общеобязательностью правовых норм.

Изучение правового регулирования должно натолкнуть слушателей на мысль о том, что правовое регулирование существовало не всегда. Появление права связано с комплексом причин, таким образом, слушателям следует освоить основные теории происхождения права.

Существует несколько основных теорий происхождения права:

- теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Не от­рицает наличия в праве природных и человеческих начал. Эта теория одна из первых связала право с добром и справедливостью;

- теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей. Происхождение и существование права связывает с вечной и неизменной природой человека - это так называемое естественное право. Параллельно ему существует позитивное право, созданное государством. Оно возникло по воле людей. Естественное право стоит выше позитивно­го;

- спиритуалистическая (историческая) школа рассматривает право как продукт народного духа и народного правоубеждения. Творцом права вы­ступает мистический дух народа, законодателю отводится скромная роль ученика, который извлекает юридические нормы из правовых убеждений народа, выраженных в обычаях;

- нормативистекая теория выводит право из самого права. Право не подчинено принципу причинности и черпает силу и действительность в самом себе. По сути дела проблемы причин права вообще не существует;

- психологическая теория права связывает возникновение и существова­ние права с правовыми переживаниями, в основе которых лежат импера­тивные (обязывающие) и атибутивные (притязательные) эмоции, порож­дающие права и обязанности;

- материалистическая теория связывает происхождение права с соци­ально-экономическими факторами. Право рассматривается как инструмент государства, орудие осуществления воли господствующих классов, как приказ государства подвластному населению.

Проводя анализа вышеперечисленных теорий, слушатели должны прийти к выводу, что причины и условия появления права во многом аналогичны причи­нам, породившим государство. Возникновение права - закономерное след­ствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Оно появляется на этапе перехо­да общества к производящей экономике как закономерный результат раз­вития нормативной системы, когда социальные нормы неправового харак­тера (обычаи, традиции, нормы морали) оказались не в состоянии обеспе­чивать порядок и стабильность в обществе. В новых условиях право, опи­раясь на силу государства, стало единственной нормативной системой, способной обеспечить потребности производящей экономики, упорядо­чить общественные отношения, ограничить социальные столкновения и удержать в рамках общественного порядка существующие противоречия. Необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга.

Анализируя современную политическую обстановку слушатели понимают, что современный подход основан на признании общесоциальной сущно­сти и назначения права, когда оно рассматривается как выражение ком­промисса между различными социальными слоями общества. В развитых правовых системах приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, по­требностям. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что оно отражает нормативно-определенную, гарантированную госу­дарством меру свободы личности.

Право – это система всех правовых явлений, которая включает право в объективном и субъективном смысле. Право в объективном смысле -это система юридических норм, которые создаются государством и действуют не зависимо от воли отдельных лиц. Право в субъективном смысле -это официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей (право человека на жизнь, свободу и т.д.). Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это –право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают функционально при­знанные возможности, которыми располагают физическое или юридиче­ское лицо. В этом случае речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для системы всех право­вых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъек­тивном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая систе­ма».

Принципы права – это руководящие идеи, которые характеризуют содержание права, его сущность и назначение в обществе. Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непо­средственное действие общепризнанных принципов и норм международ­ного права, верховенство Конституции и законов, равенство всех форм собственности, правосудие. К числу принципов, прямо не сформулирован­ных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.

Кроме того, принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Функции права – это основные направления его воздействия на об­щественные отношения в ходе осуществления задач и целей, стоящих пе­ред обществом. Особое затруднение обычно вызывают виды функций права. К ним относятся следующие:

- регулятивно-статистическая функция. Наиболее отчетливо выражает­ся при определении общественного статуса различных субъектов. Реализу­ется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа;

- регулятивно-динамическая функция определяет каким должно быть бу­дущее поведение субъектов. Эта функция осуществляется с помощью обя­зывающих норм, находит свое проявление в правоотношениях активного типа;

- охранительная функция. Право способно сохранять положительные и вытеснять вредные отношения. Реализуется путем применения охрани­тельных норм;

- оценочная функция права заключается в том, что оно выступает в каче­стве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Особую роль в реализации этой функции играют охранитель­ные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрица­тельная или положительная оценка тех или иных возможных действий.

Право - сложный социальный феномен и как явление такого рода мо­жет быть рассмотрено с разных сторон и в различных аспектах. Что понимается под правом – на этот вопрос слушателям поможет ответить анализ теорий правопонимания.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что пра­во – это совокупность норм, выраженных в законах и нормативных актах. Сторонники этого подхода отожествляют право и закон. Понимание права в рамках этой теории выражается следующей схемой: а) право - это сис­тема взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в норма­тивных актах; б) нормы права издаются государством; в) нормы права ре­гулируют наиболее важные общественные отношения; г) само право и его реализация обеспечивается принудительной силой государства; д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правового поведения.

Естественно-правовые взгляды утверждают идею естественных, неотъемлемых прав человека. Различают право и закон, естественное и по­зитивное право, но концептуально соединяют право и нравственность. Ос­новные права и свободы первичны по отношению к законодательству.

Позитивистская теория права утверждает, что субъективное право производно от объективного права, которое установлено, создано государ­ством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юри­дические обязанности в нормах права, которые составляют закрытую, со­вершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

Психологическая теория признает правом конкретную психологиче­скую реальность - правовые эмоции человека. Последние носят импера­тивно-атрибутивный характер и делятся на: а) переживания позитивного права, установленного государством; б) переживания интуитивного, лич­ного права. Интуитивное право выступает регулятором поведения челове­ка и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Социологическая теория под правом понимает правоотношения или право в действии. Законы только часть права. Действующее право сущест­вует не в виде законов, а как система общественных отношений. Сущность права усматривается в достижении социального компромисса.

Слушателям следует усвоить основные теории не только происхождения права, но и правопонимания.

Вопросы для самоконтроля

Почему право является государственным регулятором общественных отношений?

Какое из научных представлений о сущности права на Ваш взгляд явля­ется наиболее обоснованным? Определите свое отношение к основным на­учным направлениям, определяющим сущность права.

В чем выражается охранительное и регулятивное воздействие права на общественную жизнь?

Дайте краткую характеристику основных видов социальных норм, дей­ствующих на общественную жизнь.

Каково взаимодействие норм права и социальных норм (моральных, корпоративных, религиозных)?

Что такое право?

Каковы его специфические признаки?

Каковы принципы права?

Каковы функции права?

Тема 11. Система права: понятие и элементы.

Вопросы:

Понятие системы права: общая характеристика подходов.

Понятие отрасли права. Предмет и метод правового регулирования как критерии выделения отраслей права.

Классификация отраслей российского права.

Подотрасли права. Институты права: общее и особенное.

Семинарское занятие. Структура норма права. Классификация норм права.

Литература

1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1996, с. 48-50; 53-73.

2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. – М., 1989.

3. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы зако­нодательства. //Государство и право. 1998, №2, с. 22-27.

4. Бельский К.С. О системе административного права. //Государство и право. 1998, №3, с. 5-11.

5. Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. - Иркутск, 1984.

6. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определе­ниях. -М.: Юрайт, 1997, с. 45-46, 33-35.

7. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ, и доп. - М.: Юрайт, 1997, с. 222-237; 271-286.

Наши рекомендации