Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. 4 страница
Корнев А.В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России. //Государство и право. - 1998, №5, с. 93-98.
Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 1997, с. 31 -32.
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ, и доп. - М.: ЮраЙт, 1997, с. 36-51; 211-222.
Лейст О.Э. Три концепции права. //Советское государство и право. 1991, №12.
Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк. - М.: ИГиП РАН, 1992.
Макаров О.В. Соотношение права и государства. //Государство и право. 1995, №5, с. 16-22.
Нерсесянц B.C. Право в системе социальной регуляции. - М., 1982.
Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под. ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998, с. 1-95.
Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994, с. 83-114.
Протасов В.Н. Что и как регулирует право. - М., 1995.
Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1970.
Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. - Н. Новгород, 1995.
Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов: Изд-во СГУ, 1984.
Свечников Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук). //Государство и право. 1998, №9, с. 98-102.
Степанов И.М. Российское парламентское право: сущностные и регулятивно-целевые ориентиры формирования. //Государство и право. 1994, №11, с. 3-П.
Строгович М. Избранные труды. В 3-х томах. Т. 1. Проблемы общей теории права. - М, 1990, с. 303.
Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Карельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1998, с. 217-255.
Явич Л.С. Сущность права.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике / РАН. Сарат. фил. Ин-та гос-ва и права, Сарат. гос. акад. права. – Саратов, 2003. – 294 с.
Шафиров В.М. Естественно-позитивное право: введение в теорию / Краснояр. гос. ун-т. Юрид. ин-т. – Красноярск, 2004. – 259 с.
Уильямс С.Ж. Неопределенность и верховенство права. Williams S.G. Indeterminacy and the rule of law // Oxford j. of legal studies. – 2004. – Vol. 24, N 3. – P. 539 – 562.
Научно-методические рекомендации
Слушателям следует знать, что ни одно общество не может обойтись без социального регулирования. Социальное регулирование – это упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности с помощью социальных и технических норм.
Общество не может существовать без регулирования общественных отношений, которое осуществляется с помощью социальных и технических норм.
Технические нормы – это правила обращения людей с орудиями труда и предметами природы.
Социальные нормы – это правила поведения, связанные с регулированием общественных отношений.
К социальным нормам относятся: правовые нормы; нормы обычаев; моральные нормы; религиозные нормы; корпоративные нормы.
Особенностями социальных норм является то, что все они связаны с людьми и регулируют отношения между ними.
В системе социальных норм правовые нормы выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество, охватывающими все области общественной жизни и лежащими в основе всех правовых институтов, отраслей права и системы права в целом.
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.
1. Правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, праве народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
2. Под правом понимается система юридических норм. Это – право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.
3. Названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.
4. Термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д.
В каком смысле употребляется термин «право» в каждом случае, следует решать исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.
Надо помнить также, что термин «право» употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т.д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.
В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.
В учебных целях значительную ценность представляют определения, в которых формулируются специфических признаки права. С их помощью право выделяется из других социальных явлений. Вместе с тем для более глубокого понимания права необходимо также уяснить неспецифические признаки, одинаковые для права и смежных с ним феноменов.
Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках.
Следует различать признаки и свойства права.
Признаки характеризуют право как понятие, свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства.
На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение.
Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.
Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования — нравственностью, обычаями и т.д.
Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве (например, в теории нормативизма) свойство нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе права физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им извне.
В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации.
Ценность рассматриваемого свойства состоит также в том, что "в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения».
Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права — произвол и беззаконие.
Социально-правовые притязания, права человека должны трансформироваться и приобрести форму субъективного права. Только тогда они получают официальное признание и гарантированную защиту государства. Преобразование прав человека в субъективные права опосредовано нормами права. Нормативность в правовой сфере – это не просто формирование типичного правила, а нечто большее – гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.
Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил.
Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Естественно-правовые притязания нормативны потенциально, поскольку лишь при нормативном закреплении они из возможности превращаются в действительность Нормативную природу имеет и субъективное право, ибо его содержание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний.
Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несвободен. По этой причине преступник — самый несвободный человек.
Интеллектуально-волевой характер права. Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Подчеркнем, что эти потребности: интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторические праве про исходит борьба двух тенденций, поскольку его истоки лежат в обществе и государстве. Становление права завершается лишь с гармонизацией связей между ними. Право делается разумным, обретает интеллектуальный характер.
Формирование и функционирование права как выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.
Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается из воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т.е. формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.
Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становится частью существующего. Право, таким образом, раздвигает границы стабильности, определенности, а следовательно, и рамки свободы в сфере социальной жизни.
Государственное принуждение реализуется в двух направлениях.
Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба).
Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т.п.).
Государственное принуждение – это фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает свободу человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо четкое определение сферы свободы (право), ее границ (юридическая обязанность) и ограничений (юридическая ответственность). Названные задачи решаются благодаря формальной определенности – еще одного свойства, выражающего связь права с государством.
Формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.
Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций
Итак, государство придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право – результат, продукт государственной деятельности. Такие ложные представления длительное время господствовали в отечественной науке и практике.
Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права – государством». От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.
Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент –естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент – позитивное право. Это – законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.
Таким образом, правовые нормы – это общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные и обеспечиваемые государством и направленные на урегулирование общественных отношений.
Слушателям также следует учитывать, что правовые нормы тесно взаимосвязаны с другими социальными нормами. Правовые и моральные нормы распространяются на все общество, они имеют единый предмет регулирования – общественные отношения. Многие правовые нормы вытекают из моральных.
Моральные нормы – это правила поведения, регулирующие общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.
Нормы обычаев – один из старейших социальных регуляторов. Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону квалифицируются как правонарушения.
В современном демократическом государстве правовые и религиозные нормы взаимодействуют в процессе упорядочения общественных отношений. В ряде случаев правовые нормы вытекают из религиозных, например, таких как «не убий», «не укради» и др.
Корпоративные нормы – это правила поведения в организованных сообществах, распространяющиеся на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования этих сообществ (профсоюзов, партий и т.д.).
Корпоративные нормы выражены текстуально, принимаются по определенной процедуре, обеспечиваются предусмотренными организационными мерами. В этом их сходство с правовыми нормами. Однако они не обладают общеобязательностью правовых норм.
Изучение правового регулирования должно натолкнуть слушателей на мысль о том, что правовое регулирование существовало не всегда. Появление права связано с комплексом причин, таким образом, слушателям следует освоить основные теории происхождения права.
Существует несколько основных теорий происхождения права:
- теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Не отрицает наличия в праве природных и человеческих начал. Эта теория одна из первых связала право с добром и справедливостью;
- теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей. Происхождение и существование права связывает с вечной и неизменной природой человека - это так называемое естественное право. Параллельно ему существует позитивное право, созданное государством. Оно возникло по воле людей. Естественное право стоит выше позитивного;
- спиритуалистическая (историческая) школа рассматривает право как продукт народного духа и народного правоубеждения. Творцом права выступает мистический дух народа, законодателю отводится скромная роль ученика, который извлекает юридические нормы из правовых убеждений народа, выраженных в обычаях;
- нормативистекая теория выводит право из самого права. Право не подчинено принципу причинности и черпает силу и действительность в самом себе. По сути дела проблемы причин права вообще не существует;
- психологическая теория права связывает возникновение и существование права с правовыми переживаниями, в основе которых лежат императивные (обязывающие) и атибутивные (притязательные) эмоции, порождающие права и обязанности;
- материалистическая теория связывает происхождение права с социально-экономическими факторами. Право рассматривается как инструмент государства, орудие осуществления воли господствующих классов, как приказ государства подвластному населению.
Проводя анализа вышеперечисленных теорий, слушатели должны прийти к выводу, что причины и условия появления права во многом аналогичны причинам, породившим государство. Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Оно появляется на этапе перехода общества к производящей экономике как закономерный результат развития нормативной системы, когда социальные нормы неправового характера (обычаи, традиции, нормы морали) оказались не в состоянии обеспечивать порядок и стабильность в обществе. В новых условиях право, опираясь на силу государства, стало единственной нормативной системой, способной обеспечить потребности производящей экономики, упорядочить общественные отношения, ограничить социальные столкновения и удержать в рамках общественного порядка существующие противоречия. Необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга.
Анализируя современную политическую обстановку слушатели понимают, что современный подход основан на признании общесоциальной сущности и назначения права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между различными социальными слоями общества. В развитых правовых системах приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру свободы личности.
Право – это система всех правовых явлений, которая включает право в объективном и субъективном смысле. Право в объективном смысле -это система юридических норм, которые создаются государством и действуют не зависимо от воли отдельных лиц. Право в субъективном смысле -это официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо.
Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей (право человека на жизнь, свободу и т.д.). Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это –право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.
В-третьих, названным термином обозначают функционально признанные возможности, которыми располагают физическое или юридическое лицо. В этом случае речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.
В-четвертых, термин «право» используется для системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система».
Принципы права – это руководящие идеи, которые характеризуют содержание права, его сущность и назначение в обществе. Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равенство всех форм собственности, правосудие. К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.
Кроме того, принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.
Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения в ходе осуществления задач и целей, стоящих перед обществом. Особое затруднение обычно вызывают виды функций права. К ним относятся следующие:
- регулятивно-статистическая функция. Наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов. Реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа;
- регулятивно-динамическая функция определяет каким должно быть будущее поведение субъектов. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм, находит свое проявление в правоотношениях активного типа;
- охранительная функция. Право способно сохранять положительные и вытеснять вредные отношения. Реализуется путем применения охранительных норм;
- оценочная функция права заключается в том, что оно выступает в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Особую роль в реализации этой функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий.
Право - сложный социальный феномен и как явление такого рода может быть рассмотрено с разных сторон и в различных аспектах. Что понимается под правом – на этот вопрос слушателям поможет ответить анализ теорий правопонимания.
Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, выраженных в законах и нормативных актах. Сторонники этого подхода отожествляют право и закон. Понимание права в рамках этой теории выражается следующей схемой: а) право - это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах; б) нормы права издаются государством; в) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения; г) само право и его реализация обеспечивается принудительной силой государства; д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правового поведения.
Естественно-правовые взгляды утверждают идею естественных, неотъемлемых прав человека. Различают право и закон, естественное и позитивное право, но концептуально соединяют право и нравственность. Основные права и свободы первичны по отношению к законодательству.
Позитивистская теория права утверждает, что субъективное право производно от объективного права, которое установлено, создано государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, которые составляют закрытую, совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.
Психологическая теория признает правом конкретную психологическую реальность - правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и делятся на: а) переживания позитивного права, установленного государством; б) переживания интуитивного, личного права. Интуитивное право выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.
Социологическая теория под правом понимает правоотношения или право в действии. Законы только часть права. Действующее право существует не в виде законов, а как система общественных отношений. Сущность права усматривается в достижении социального компромисса.
Слушателям следует усвоить основные теории не только происхождения права, но и правопонимания.
Вопросы для самоконтроля
Почему право является государственным регулятором общественных отношений?
Какое из научных представлений о сущности права на Ваш взгляд является наиболее обоснованным? Определите свое отношение к основным научным направлениям, определяющим сущность права.
В чем выражается охранительное и регулятивное воздействие права на общественную жизнь?
Дайте краткую характеристику основных видов социальных норм, действующих на общественную жизнь.
Каково взаимодействие норм права и социальных норм (моральных, корпоративных, религиозных)?
Что такое право?
Каковы его специфические признаки?
Каковы принципы права?
Каковы функции права?
Тема 11. Система права: понятие и элементы.
Вопросы:
Понятие системы права: общая характеристика подходов.
Понятие отрасли права. Предмет и метод правового регулирования как критерии выделения отраслей права.
Классификация отраслей российского права.
Подотрасли права. Институты права: общее и особенное.
Семинарское занятие. Структура норма права. Классификация норм права.
Литература
1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1996, с. 48-50; 53-73.
2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. – М., 1989.
3. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства. //Государство и право. 1998, №2, с. 22-27.
4. Бельский К.С. О системе административного права. //Государство и право. 1998, №3, с. 5-11.
5. Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. - Иркутск, 1984.
6. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. -М.: Юрайт, 1997, с. 45-46, 33-35.
7. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ, и доп. - М.: Юрайт, 1997, с. 222-237; 271-286.