Понятия «аукцион», «конкурс», «тендер» и «торги»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности
Кафедра Торгового дела и товароведения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Коммерческая деятельность»
На тему: «Организация торгов (тендеров) как оптово-посреднических звеньев товарного обращения»
Направление 38.03.06 «Торговое дело»
Направленность Коммерция
Студентка: Кузнецова Алина Олеговна
Группа ТД-1502 Подпись__________
Проверила Кожевникова Светлана Юрьевна
Должность к.э.н., доцент
Оценка:____________ Дата:_____________
Подпись____________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВ (ТЕНДЕРОВ) КАК ОПТОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ.. 6
1.1. Сущность, цели и задачи. 6
1.2. Понятия «аукцион», «конкурс», «тендер» и «торги». 7
1.3. Виды закупок. 9
1.3.1. Государственные закупки. 10
1.3.2. Коммерческие закупки. 11
1.3.3. Корпоративные закупки. 13
1.4. Виды конкурентных способов проведения государственных тендеров. 14
2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕНДЕРОВ.. 20
2.1. Правовое регулирование тендеров в дореволюционной России. 20
2.2. Регулирование конкурсов законодательством РФ.. 22
2.3. Международные тендеры.. 24
2.4. Тендеры в цифрах. Национальная статистика. 27
2.4.1. Структура и объем государственных закупок. 27
2.4.2. Структура и объем закупок отдельных видов юридических лиц. 30
2.5. Практическая информация о тендерах. 32
2.5.1. Электронные торговые площадки. 32
2.5.1.1. Площадки для госзакупок. 32
2.5.1.2. Коммерческие площадки. 33
2.5.2. Порядок участия в тендере. 34
2.5.3. Участники. Реестр недобросовестных поставщиков. 36
2.5.4. Коррупция в сфере госзаказа. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 47
ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 49
ВВЕДЕНИЕ
Современный бизнес с каждым годом становится все более гибким, мобильным и изменчивым. То, что было оптимально год назад, сегодня может быть весьма далеким от идеала. Нередко появляются и принципиально новые возможности, упустив которые можно быстро отстать от конкурентов, а то и вовсе "вылететь" из бизнеса. И все из-за приверженности к устоявшимся, "проверенным временем" схемам, неспособности работать не только тактически, но и стратегически.
Теперь наибольшую эффективность можно достичь не столько использованием наработанных связей, сколько максимальным использованием рыночных механизмов и, в первую очередь, конкурентной борьбы поставщиков, ведь бизнес в современных рыночных условиях весьма схож с полномасштабными боевыми действиями, зачастую ведущимися сразу на нескольких фронтах. Поэтому задействовать все силы и средства важно не только для достижения успеха в конкурентной борьбе, но и для выживания компании. Выходит, что современные экономические реалии требуют от хозяйствующих субъектов максимальной эффективности использования собственных ресурсов, в особенности в сферах снабжения и сбыта продукции.
Одной из основных форм повышения результативности хозяйственной деятельности предприятий, реальным и действенным способом сокращения излишних издержек является тендер, который представляет собой специальный конкурс, или соревнование для выбора предложения на поставку каких - либо товаров или услуг по заранее оговоренным условиям и срокам. [7, c.227]
Проведение тендера и участие в нем позволяет заметно сократить затраты предприятия: грамотное применение тендерных процедур позволяет снижать затраты на закупки на 10 – 20%, а учитывая, что затраты на закупки в среднем составляют 50% от выручки предприятия, тендеры позволяют увеличить рентабельность предприятия как минимум на 5 – 10%. [10, с.304]
Все большее количество предприятий переходит на использование тендеров, в том числе и электронных, в своей закупочной деятельности. Как правило, в большинстве случаев, тендеры используются крупными компаниями, государственными корпорациями, муниципальными и другими государственными структурами, так как сложная структура этих субъектов требует постоянного контроля закупочной деятельности на всех этапах.
Если вникнуть во все вышеизложенное и задуматься о многих трудностях понимания такой категории как торги (тендеры), возникает непреодолимое желание разобраться во всех аспектах. Эта проблема одна из наиболее актуальных в современной бизнес - среде, ведь в наше время, в условиях жесткой конкуренции, завоевать внимание покупателя все сложнее и сложнее, для него, в свою очередь, также является проблематичным найти поставщика, который будет удовлетворять всем требованиям. Актуальность темы подтверждается сложным механизмом устройства тендеров в России, наличием множества особенностей их работы и, согласно мнениям экспертов, не до конца проработанной правовой базой.
Цель данной работы – изучив нормативную базу, используя опыт профессионалов, научные статьи, выдержки из словарей, данные мониторинга системы конкурсов, а также статистику осуществления закупочной деятельности, сформировать наиболее полное представление о сущности тендеров, об их видах, особенностях осуществления и развития в наше время.
Задачи данного исследования следующие:
- раскрыть понятие тендера
- определить разновидности закупок по источнику их организации и финансирования
- изучить используемые в государственных закупках виды конкурсов
- подробнее рассмотреть вопрос законодательного регулирования данной сферы деятельности
- отследить динамику развития тендеров в нашем государстве
- усвоить практическую информацию использования тендеров
Объектом исследования в данной работе является оптово-посредническое звено товарного обращения – тендер.
Предметом исследования выступают непосредственно особенности процесса организации и участия в конкурентной закупочной деятельности.
В ходе данной работы сначала будут рассмотрены несколько терминов, характеризующих сущность торгов (тендеров), затем будут установлены различия и сходства таких понятий как «аукцион», «конкурс», «тендер» и «торги», далее будут рассмотрены особенности государственных, коммерческих и корпоративных закупок, подробно будут описаны виды конкурсов, которые применяются в нашей стране при выполнении государством закупочной деятельности. Все данные аспекты будут рассмотрены в первой главе.
Во второй главе будет много практической информации, которая может пригодиться в будущем всем ученикам, обучающимся по направлению «Коммерция». Так во второй части сначала будет обращено внимание на регулирование всей деятельности, связанной с торгами в России, законодательством Российской Федерации, затем будут приведены статистические показатели для лучшего представления ситуации закупок в нашей стране, далее будут описываться особенности, касающиеся необходимых для участия документов, возможных участников и последствий, связанных с нарушением обязательств при участии и организации торгов, а затем будут рассмотрены проблемы данной сферы в нашем государстве, а именно тема, связанная с коррупционной деятельностью.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВ (ТЕНДЕРОВ) КАК ОПТОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Сущность, цели и задачи
Термин «тендер» произошел от английского созвучного слова «tender», которое переводиться как «предложение». В общепринятом понимании тендер - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Из данного определения сразу очевидны основные принципы проведения тендера. [2]
Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например, запрос котировок, запрос предложений, которые будут рассмотрены ниже.
Понятие тендер - это также конкурентные торги открытого типа или закрытые, для ограниченного числа конкурсантов, конкурсная форма размещения заказа, письменное предложение, заявление о подписке на ценные бумаги, о намерении заключить контракт или поставить товары, цена на товар, предложенная его производителем, исходя из уровня цен, предлагаемых его конкурентом.
Тендером называют соревнования предпринимателей за получение заказов на строительство или поставку оборудования, предложение о товарах, поступивших на торги, уведомление о поставке по фьючерсному контракту. [8,c.339]
Зарубежное слово прижилось на нашей почве: первоначально это понятие использовалось в строительстве и производственной сфере, позже медленно и верно внедрилось в сферу услуг.
Довольно емкий термин, заключающий в себе исчерпывающее определение некоторых аспектов бизнес - деятельности, использовался только в литературе, а также получил широкое распространение в белорусском деловом мире, не имея выражения и определения в официальных документах, российских правовых актах.
Сущность тендеров состоит в том, что: покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар или услуги с заранее определенными характеристиками, сравнивает полученные предложения, после сравнения подписывает договор (контракт) с тем продавцом или подрядчиком, который предложил наиболее выгодные и уникальные для покупателя (заказчика) условия и имеет все документы, соответствующие требованиям проведения конкурса.
Главная цель проведения тендера для заказчика - выбор наилучшего предложения для выгодного сотрудничества. Для поставщика основной целью является получение прибыльного заказа.
Выделяется еще несколько второстепенных целей проведения тендера и участия в нем:
- привлечение лучших специалистов и компаний, способных оказать организатору консалтинговые (тренинговые, рекрутинговые и т. д.) услуги на высоком профессиональном уровне;
- выбор оптимального предложения по предоставлению консалтинговых услуг
- пополнение портфолио и приобретение опыта;
- расширение круга клиентов.
Ориентируясь на главные цели субъектов тендеров, выявляются и основные задачи. Для покупателя – заключить договор с продавцом по самой низкой цене и с наиболее подходящими условиями. Для поставщика – сформировать выигрышное предложение, которое, однако, принесет прибыль в компанию.
Виды закупок
Различают три основные вида закупок, пользующиеся популярность в России – государственные закупки, которые называют госзакупками, коммерческие закупки и корпоративные. В чем разница? Самым главным отличием госзакупок от коммерческих и корпоративных является источник их финансирования. Госзакупки финансируются из федерального бюджета или за счет субъектов РФ, коммерческие закупки за счет собственных (частных) средств компании или средств юридических лиц, корпоративные осуществляются за счет субсидий или грантов из бюджета РФ на основании результатов конкурсов, грантов от международных организаций, российских предприятий и физических лиц, которые предоставляют деньги на безвозмездной основе, денежных средств от исполнения контрактов (поставка товаров, выполнение услуг), исполнение которых предоставляли иные предприятия, но в рамках договора бюджетной организации или иного дохода от коммерческой деятельности, не связанной с оплатой или оказанием медицинской помощи в разрезе программ обязательного медстрахования. Вторым немаловажным отличием коммерческих закупок от государственных закупок является отсутствие прямого контроля государства над их проведением. Все спорные вопросы в ходе закупок решаются сторонами в рамках действующего законодательства. Это означает, что коммерческие организации могут по своему усмотрению проводить как закрытые, так и открытые закупки, а также использовать запросы котировок, вести предварительные переговоры с участниками, а также самостоятельно формировать список требований к соискателям. Министерство экономического развития (МЭР) регулярно публикует различные указания по организации и проведению коммерческих тендеров, которые носят сугубо рекомендательный характер. Основным же нормативным актом, который регулирует отношения в области коммерческих закупок, является Гражданский Кодекс РФ. Теперь стоит подробнее разобрать каждый из видов и рассмотреть подвиды. [5]
Государственные закупки
Государственные закупки (госзакупки) - конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. [2] Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано. Через государственный заказ покупатель, т.е. государство удовлетворяет самые разные нужды - начиная от покупки простой бумаги, заканчивая покупкой инженерной техники и самолетов.
Государственные закупки удовлетворяют потребности бюджетных учреждений разного уровня. Так, на федеральном уровне закупки проводятся для организаций, отвечающих за определенную сферу нашей жизнедеятельности в пределах всей страны. На региональном уровне закупки проходят для нужд отдельно выбранного региона и исключительно для него. Госзакупки проводятся для нужд конкретного учреждения в рамках того муниципалитета, к которому учреждение относится, на муниципальном уровне. В точности, как и с закупками – деньги, поступающие к бюджетным учреждениям от государства, можно поделить на федеральный, региональный и также на муниципальный бюджеты.
Коммерческие закупки
Коммерческие закупки – это электронные торги, проводимые коммерческой организацией по своим собственным правилам и на собственные средства. Формулировка определения, содержащая выражение «собственные правила» настораживает и пугает обывателя, поэтому стоит подробнее остановиться на том, насколько свободны в действиях заказчики в коммерческих тендерах, которыми являются любые коммерческие структуры. [18]
Если государственные закупки жестко регламентирует 44-ФЗ, то коммерческие торги и действия организатора регулирует Гражданский кодекс, 135-ФЗ о защите конкуренции и 223-ФЗ о закупках работ, товаров, услуг отдельными видами юридических лиц. Но, учитывая эти ограничения, у организатора остается много свободы в действиях, например, он может сам выбрать способ закупки, установить весь порядок проведения процедуры, составить свой перечень требований к участникам и т.д. После завершения торгов заказчик может заключить контракт не с победителем или вообще его не заключить. [5, c.90]
Однако, несмотря на наличие собственных правил проведения закупок (или отсутствие таковых), установленных коммерческими организациями, победить в таких торгах бывает значительно проще, нежели в государственных закупках. По этой причине многие поставщики с большим энтузиазмом участвуют именно в коммерческих тендерах. Стоит отметить еще несколько значительных плюсов участия в коммерческих тендерах. Небольшая конкуренция, быстрая оплата по контракту, в некоторых случаях даже наличие предоплат и авансов, а также адекватные сроки и условия исполнения контракта, вот что привлекает участников коммерческих закупок. [3]
Нельзя не упомянуть о площадках для коммерческих торгов. Они бывают общедоступные и корпоративные, или частные. Корпоративные используют обычно крупные заказчики, у которых довольно большой объем закупок. На таких площадках расширен функционал. Там можно планировать закупки, отбирать поставщиков, вести отчетность и т.д. На общедоступных число участников значительно больше, они предназначены для заказчиков «попроще» с небольшим объемом закупок. Значительная часть коммерческих площадок представлена в Ассоциации Электронных Торговых Площадок. На сайте можно выбрать из большого перечня. Основным отличием от федеральных является платное подключение и участие в торгах. Но условия на каждой площадке свои. Например, где-то нужна аккредитация, где-то – нет, некоторые коммерческие площадки для торгов предоставляют льготные тарифы или вовсе бесплатное участие для некрупных закупок, дают возможность бесплатного участия в тендерах ряда заказчиков и т.п. Более подробно мы разберем вопрос о местах проведения тендера в практической части данной работы. [17]
Еще одной очень важной характеристикой является метод проведения коммерческого конкурса. Наиболее оптимальным вариантом для коммерческих организаций является тендер с переторжкой или редукционом. Проводится он в два этапа. Первый из них – традиционные торги, однако победителей в них может быть сразу несколько. Они переходят во второй этап, на котором либо снижают стоимость своих услуг или товаров, либо предлагают лучшие условия производства, позволяя заказчику выбрать самый выгодный вариант.
Еще один метод проведения коммерческого тендера «России» - селективный - используется сравнительно недавно, но его уже оценили по достоинству многие компании. Он включает в себя одновременно открытый и закрытый конкурсы. Сначала все желающие предлагают свои условия выполнения контракта, а затем, после селекции (отбора) кандидатов, проводятся закрытые торги. [14]
Корпоративные закупки
В специальной литературе корпоративные закупки (в узком смысле слова) означают проведение государственными корпорациями, субъектами естественных монополий, автономными учреждениями и иными юридическими лицами процедур закупок в соответствии с Федеральным законом № 223‑ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о корпоративных закупках). Многие правила для корпоративных закупок позаимствованы из организации государственных закупок. Но государственные закупки жестко регламентированы Законодательством, а корпоративные закупки частично подвергнуты влиянию Законодательства. Участником арены борьбы за корпоративный заказ может быть любое предприятие, предприниматель и даже просто физическое лицо. Но при этом нужно помнить, что все предшествующие сцены, будут разыгрываться строго по сценарию, то есть на условиях обозначенных Заказчиком в его тендерной документации. Закон дает определение, что же такое тендерная документация: «до- кументация, подготавливаемая заказчиком и предоставляемая участникам для подготовки ими тендерного предложения». Таким образом, между участником и заказчиком, не может происходить никаких переговоров по поводу цены поставки. [5, c.90]
Говоря о корпоративных закупках, необходимо помнить и об особенностях финансирования, которые упоминались в начале этого раздела. Ниже они будут продублированы. Корпоративные закупки осуществляются за счет субсидий или грантов из бюджета РФ на основании результатов конкурсов, грантов от международных организаций, российских предприятий и физических лиц, которые предоставляют деньги на безвозмездной основе, денежных средств от исполнения контрактов (поставка товаров, выполнение услуг), исполнение которых предоставляли иные предприятия, но в рамках договора бюджетной организации или иного дохода от коммерческой деятельности, не связанной с оплатой или оказанием медицинской помощи в разрезе программ обязательного медицинского страхования.
Международные тендеры
В составе российского экспорта присутствует значительная доля биржевой продукции (нефтепродуктов, пиломатериалов, цветных металлов), другая часть (кофе, хлопок, сахар и т.д.) в виде сельскохозяйственного сырья активно импортируется в страну. Одновременно Россия выступает крупным импортером ряда аукционных товаров - табака, чая, пряностей и т.п. Совокупность этих факторов обуславливает необходимость изучения и анализа проведения международных закупок.
На международные торги выставляются заказы на поставку товаров народного потребления и средств производства, оказание инжиниринговых услуг, разработку месторождений полезных ископаемых и сооружение различных комплектных объектов промышленности и инфраструктуры. Заказы на сооружение объектов капитального строительства могут включать полный комплекс услуг (изыскания и исследования, проектирование, строительство, поставку и наладку всего комплекса оборудования). На торгах также могут распределяться экспортные квоты. Таким образом, номенклатура товаров, выставляемых на торги, широка и разнообразна, включает как товары в материально-вещественной форме, так и услуги.
Такие торги отличаются некоторыми преимуществами: расширяется представление о круге потенциальных контрагентов, снижается цена, повышается уровень гарантий от заключения сделки с недобросовестным продавцом.
Международные торги чаще всего осуществляются путем проведения международных тендеров.
Международные тендеры - это оптимальный путь реализации инвестиционного проекта. В мировой практике тендер является единственным и наиболее справедливым способом найма подрядчиков, поставщиков и инженеров-консультантов. Законодательства большинства развитых стран однозначно запрещают приобретение товаров, работ и услуг без проведения тендера.
Процесс проведения международных тендеров:
- тендерный комитет уведомляет потенциальных участников об открытии торгов;
- претенденты представляют заказчику свои предложения, именуемые "тендер" или "оферта";
- определяется победитель;
- заключается формальная сделка и подписывается контракт.
Строгое соблюдение всех положений и требований, указанных в комплекте тендерной документации, является необходимым условием успешного участия в торгах. Организаторы международных торгов имеют право не только отклонить, но и не рассматривать предложения, не соответствующие требованиям тендера.
В состав тендерного комитета входят представители организации-покупателя, а также технические и коммерческие эксперты. Председателями тендерных комитетов обычно назначаются руководители организации, производящей закупки или размещение заказов. Именно такой комитет определяет победителей международного тендера. Решение о выборе может быть гласным, а может быть и закрытым. В первом случае это решение сообщается всем участникам торгов, а также через средства информации. Во втором случае решение о передаче заказа сообщается победителю в конфиденциальной форме. Оферент, выигравший торги, в соответствии с их условиями, как правило, вносит второй гарантийный залог. Его величина обычно составляет от 5 до 10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается. Организаторы торгов имеют право использовать этот залог для покрытия отдельных претензий в ходе выполнения контракта.
С победителями торгов подписывается контракт, в котором оговариваются все необходимые условия. Контракты, подписываемые по результатам торгов с государственными организациями, вступают в силу после одобрения правительственными службами. Заключение сделки по результатам торгов может производиться также путем принятия предложения (акцепта) без последующего подписания контракта обеими сторонами. [20,c.162-163]
Таким образом, анализ современного механизма функционирования международных торгов показывает ряд существенных отличий тендерных и двусторонних методов заключения контрактов. К ним можно отнести многоэтапность заключения сделки посредством торгов, различия в предметах сделки и контрагентах, присущие торгам элементы гласности, общности требований и предварительного отбора претендентов, состязательность между участниками торгов.
В документах ЕС международные торги подразделяют на: открытые; ограниченные, к которым допускаются только участники, приглашенные организаторами; «процедуры с предварительным конкурсным отбором» оферентов; «процедуры переговоров без предварительного конкурсного отбора», то есть вступление в международные торги с предпринимателем, выбранным заказчиком.
Виды международных торгов выбирают исходя из мотивов, целей и статуса заказчика.
Открытые международные торги привлекают большое число участников. В закрытых участвует ограниченное число фирм и консорциумов, в техническом уровне и надежности которых устроители международных торгов достаточно уверены и к которым обратился заказчик. При гласных международных торгах тендерный комитет извещает общественность о том, какая фирма получила заказ, с указанием его объемов и общей суммы контракта. Международные торги негласные - это торги, при которых тендерные комитеты не проводят вскрытия предложений в присутствии участников международных торгов и не публикуют сведений о том, какая фирма стала победителем конкурса. Единичные торги проводятся при наличии одного оферента (обладателя «ноу-хау», лицензии или патента) для выполнения специализированных поставок или работ.
Одним из главных действующих лиц тендерного соревнования ввиду больших стоимостных объемов заказов выступают финансирующие выполнение заказа финансовые институты, которые в значительной мере и определяют исход конкурентной борьбы. Если источник финансирования до международных торгов не найден; оферта заказчика включает пункт о сопровождении оферты участников международных торгов условиями финансирования, определяемыми потенциалом банков и правительственное финансирование институтов страны происхождения оферента. Заказчик должен владеть необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжаться и пользоваться ими в определенном контрактом период. Практика оказания безвозмездной помощи и льготных государственных кредитов в покрытие части или всей стоимости объектов международных торгов привела к особой их разновидности - международных торгов с участием оферентов только из стран происхождения льготных кредитов. [15]
Правила и порядок проведения международных торгов в России регламентируются Положением о подрядах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства РФ (апр. 2010).
Площадки для госзакупок
Госзакупки, как и все другие тендеры, проходят на специальных сайтах – электронных торговых площадках. Эти площадки были отобраны приказом Минэкономразвития, и сейчас их пять: «Единая электронная торговая площадка» ( www.roseltorg.ru ), «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» ( www.sberbank-ast.ru ), «Индексное агентство РТС» ( www.rts-tender.ru ), «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» ( www.zakazrf.ru ), «ММВБ — Информационные технологии» ( www.etp-micex.ru ). Кроме того, вся информация о проводимых торгах для госзакупок публикуется на официальном сайте размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг ( www.zakupki.gov.ru.). [19]
Все государственные и муниципальные заказы, кроме небольшого числа госзакупок, которые проводятся в закрытом режиме, размещаются в свободном доступе для неограниченного числа поставщиков. Кроме государственных площадок и официального сайта госзакупок существует еще около 500 различных сайтов, на которых собрана информация о разных тендерах: бюджетных и коммерческих. Некоторые из них бесплатны, а часть предоставляет доступ к информации по тарифам, дополнительно предлагая обучение, услуги и помощь в сопровождении тендеров.
Для того чтобы получить представление о порядке проведения госзакупок и поучаствовать в первых торгах, достаточно информации и на официальных сайтах. Все официальные площадки предлагают подробные инструкции и дополнительное обучение для понимания процедуры госзакупок. Чтобы найти интересующий вас заказ, достаточно воспользоваться формой поиска по ключевому слову или искать торги по отраслям.
Коммерческие площадки
Отдельно поговорим о площадках для коммерческих торгов. Они бывают общедоступные и корпоративные, или частные. Корпоративные используют обычно крупные заказчики, у которых довольно большой объем закупок. На таких площадках расширен функционал. Там можно планировать закупки, отбирать поставщиков, вести отчетность и т.д. На общедоступных число участников значительно больше, они предназначены для заказчиков с небольшим объемом закупок.
Основная проблема поиска коммерческих тендеров заключается в том, что источников размещения информации очень много и сложно отслеживать их все, просто заходя на сайты и площадки. Это просто физически невозможно, поэтому кто-то просто ждет информации от заказчика, кто-то просматривает парочку сайтов периодически, кто-то не участвуют вовсе, а кто-то отслеживает их в автоматическом режиме в одном месте, тем самым заметно упрощая свою деятельность.
Значительная часть коммерческих площадок представлена в Ассоциации Электронных Торговых Площадок. На сайте можно выбрать из большого перечня. Основным отличием таких площадок от федеральных является платное подключение и участие в торгах. Но условия на каждой площадке свои. Например, где-то нужна аккредитация, где-то – нет, некоторые коммерческие площадки для торгов предоставляют льготные тарифы или вовсе бесплатное участие для некрупных закупок, дают возможность бесплатного участия в тендерах ряда заказчиков и т.п.
Вывод по поводу площадок напрашивается один: система поиска тендеров в современном мире сделана максимально комфортно как для заказчика, так и для исполнителя. Конечно, чтобы разобраться, какая площадка больше подходит для особенностей именно вашей деятельности, необходимо достаточно много времени, однако, зная, что в дальнейшем проблемы владения полной информацией о нынешней ситуации в тендерах не возникнут, стоит позаботиться о выборе оптимального варианта.
Порядок участия в тендере
Желающие принять участие в проводимых тендерах в сроки, указанные на сайте, для получения тендерной документации обращаются в подразделения-инициаторы по контактным телефонам, указанным в публичном объявлении (дополнительной информации). Для участия в тендере претендент должен представить следующие документы (сведения об организации):
- заявку на участие в тендере (первоначально копия заявки для регистрации направляется по факсу, с указанием структурного подразделения, разместившего сообщение о проведении тендера);
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- копия выписки из Устава: наименование, адрес, исполнительный орган и его права;
- копия решения о назначении исполнительного органа;
- копия лицензии (при необходимости);
- конкурсное предложение (копия вместе с заявкой по факсу).
Конкурсное предложение состоит из двух частей – технической и коммерческой. [2]
В техническом предложении должна содержаться исчерпывающая информация о товаре (выполняемых работах, услугах), о качестве продукции (соответствия ГОСТ, ТУ, СПиП и иных характеристикам). Отсутствие какой-либо информации по перечисленным вопросам будет расцениваться как невыполнение требований технических условий.
Коммерческая часть предложения должна содержать сведения о цене предмета тендера с обязательным указанием общей стоимости. Здесь указываются также условия оплаты (расчетов) и возможные скидки, объемы и сроки поставок (выполняемых работ, оказываемых услуг), условия поставки (выполнения работ, оказания услуг), отнесения расходов по доставке товара.
Тендерные комиссии при принятии решения руководствуются следующими критериями:
- цена товара (работ, услуг) и условия оплаты (предоплата, отсрочка);
- качество товара (работ, услуг);
- обеспеченность предприятия техническими средствами;
- наличие собственных разработчиков и исследовательской базы у предприятия;
- финансовое состояние предприятия. [11, c.174]
Все представленные конкурсные предложения, которые должны быть действительны в течение 30 дней после даты проведения тендера, и включенные в них документы после их рассмотрения не возвращаются участникам тендера. Потенциальные поставщики, получившие тендерную документацию должны обращаться с ней как с конфиденциальным документом и не имеют права разглашать информацию, касающуюся тендера, какой-либо третьей стороне без получения на это предварительного письменного согласия организатора тендера. Организатор оставляет за собой право выбрать победителем любого участника тендера, в том числе, и в случае если предложенная участником цена выше, чем у других участников тендера, а так же отклонить любое конкурсное предложение, либо все конкурсные предложения без объяснения участникам тендера причин такого решения. В случае если самая низкая цена предмета тендера, предложенная участниками тендера, превышает расчетную стоимость организатора, организатор будет вправе отклонить все конкурсные предложения и провести повторный тендер. [2]
Коррупция в сфере госзаказа
Получение госзаказа для многих компаний – существенный фактор успеха деятельности, а для некоторых и способ выживания и существования на рынках. Однако, процедура их получения непроста. Ради получения крупного государственного заказа подрядчики готовы платить необходимую сумму тем, кто пролоббирует их интересы. В разговорной речи такое действие именуют откатом.
По сути, процедура проведения конкурса, на первый взгляд, выглядит идеально, ведь, во-первых, победителя определяет беспристрастная конкурсная комиссия, а во-вторых, условия для всех участников одинаковы. Однако в современной российской действительности ситуация выглядит совершенно иначе, несмотря на то, что все законы, выпускаемые по поводу госзаказа, призваны сделать механизм распределения государственных заказов прозрачным и упразднить ставшие чуть ли не традиционными для России «откаты». Но, как показывает практика, фактически никаких реальных изменений не произошло и система таких выплат продолжает работать, как и прежде. [9, c.120]
Из опыта знакомых людей стало известно, что 10 – 20% от суммы тендера – это стандартный размер «отката». Учитывая тот фактор, что в сфере строительства, например, суммы договоров исчисляются миллионами рублей, то сумма этих «откатов» очень и очень велика.
Само понятие «откат» на языке уголовного права звучит как «взятка» или «коммерческий подкуп». Откат – это денежные средства или материальные ценности, передаваемые лицу, принимающему решение, либо влияющему на принятие решения в организации – покупателе о приобретении товаров, работ или услуг, по негласной договоренности с представителем компании – поставщика, предлагающим эти товары или услуги.
Опыт знакомых также показывает, что самый простой способ обойти официальную процедуру проведения торгов – не сообщать о них. В таком случае количество участников сводится к одному – тому, кого персонально информируют о существующем заказе. При таком варианте в целях маскировки информацию публикуют задним числом или размещают на малоизвестном ресурсе.
Также известны другие обходные пути. Зачастую участников отстраняют от конкурса по формальным и необоснованным причинам. И если участники не пишут жалобы, не пытаются привлечь внимание ФАС к данной проблеме, то действия мошенников только процветают. [23, c.326-329]
Таких примеров недобросовестных схем можно привести очень много, но, к огромному сожалению, наше законодательство сейчас устроено таким образом, что подобные