Развитие прогрессивных политико-правовых идей вольтера
Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778). В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия.
Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провел в изгнании. По возвращении на родину им были написаны «Философские письма» (первоначальное название — «Письма об англичанах»), стяжавшие ему европейскую известность. В «Письмах» он пропагандировал передовые английские учения (Дж. Локка и др.), а также либеральные порядки и государственное устройство Англии. «Философские письма» явились, по сути дела, первым наброском программы французского Просвещения. Содержащиеся в них положения впоследствии были развиты и конкретизированы мыслителем в исторических и философских трудах, произведениях художественной литературы и в многочисленных памфлетах.
Вольтер был сторонником философии деизма. «Христианство и разум не могут существовать одновременно», — писал Вольтер. Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным («черни», а равно неразумным правителям) нравственный образ поведения. Отсюда — известное изречение Вольтера: «Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать»[18].
Усвоив принципы деизма, разработанные английской философией, Вольтер превратил это учение в орудие непримиримой борьбы с католической реакцией. Против католической церкви Вольтер выдвинул лозунг: «Раздавите гадину!».
Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права — право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»[19].
Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству. Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало, по мнению Вольтера, освобождать лишь с согласия владельца и притом за выкуп. В этой части учения, как ни в какой другой, проявилось стремление мыслителя учесть интересы дворянства.
Политическую организацию будущего «царства разума» Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства. Вполне ясно ему было одно — управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство («мы все в равной степени люди»), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. «В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой — бедных, которые служат».
Теоретически он отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима на практике. Образцом государственной организации своего времени Вольтер называл парламентские учреждения в Англии. Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей.
Грядущие преобразования в обществе философ связывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ. Стремясь направить государей на путь истины, он предпринял поездку к Фридриху Прусскому и вступил в переписку с Екатериной II.
Отношение Вольтера к революции было типичным для французских просветителей XVIII в. Оправдание предшествующих революций (например, казни английского короля Карла I), мечты о свержении тиранов у просветителей сочетались с рассуждениями о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны и т.п. В идеологии предпринимательских кругов к этим соображениям прибавляется страх перед выступлениями трудящихся масс. «Когда чернь примется философствовать, — утверждал Вольтер, — все погибло»[20]. Просветители возлагали надежды на постепенные реформы сверху.
Историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французского общества. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма.
Вольтер - выразитель интересов той части буржуазии, которая надеялась на преобразование общества путем проведения реформ сверху. Он является решительным противником феодального строя и предлагает ликвидировать феодальные привилегии:
- привилегии духовенства;
- церковные суды;
- инквизицию, пытки;
- таможни на территории Франции;
- передать регистрацию актов гражданского состояния гражданским властям;
- отменить феодальные повинности.
Вольтер выступал за единое право во всей Франции, а также предлагал принцип соразмерности наказания преступлению.
Он считал, что социальное зло коренится в отсутствии просвещения и невежестве, которое стремится сохранить церковь. Поэтому он активно боролся с засильем католической церкви.
К критике феодального права и деспотизма Вольтер подходит с позиции естественно-правовой доктрины. Естественными законами считает законы разума. Например, равенство, свобода - это естественное право человека. Со свободой он связывает свободу вероисповеданий, свободу слова, печати, свободу собственности. Свобода для него - это свобода личности, индивида, частная свобода.
Имущественное неравенство Вольтер признает естественным. Обладание имуществом должно сказываться на положении человека в обществе.
Политико-правовые взгляды Вольтера умеренные. Он ратует за «просвещенную» монархию. По его, мнению, если просвещенный монарх пожелает устранить феодальные привилегии духовенства и дворянства, то это непременно произойдет[21].
Идеи Вольтера о равноправии и свободе личности способствовали развитию прогрессивных политико-правовых идей.
Вольтер выступал также против несправедливых, захватнических войн, которые, по его словам, более страшное явление, чем чума или бешенство.
Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили почву для последующего развития политико-правовых учений. Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали все французские просветители.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689—1755). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе «Персидские письма», а также в историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и других сравнительно небольших работах. В результате многолетнего изучения истории законодательства появился его главный труд — книга «О духе законов» (1748 г.).
Монтескье создал первую развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства. В своих исследованиях он стремился расширить фактологическую базу социально-политической теории, описать причины, вызывающие изменения в законодательстве и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории. Монтескье был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, но действием соответствующих закономерностей.
Обоснование идеала свободы мыслитель связывал с рассмотрением существующих форм государства. Он различает три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и деспотию. Каждая из них имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений с гражданами. Своеобразие этой классификации в том, что Монтескье наполнил понятие формы государства такими определениями, которые в последующих доктринах будут обозначены как политический режим.
Монтескье выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Принцип разделения властей, согласно взглядам мыслителя, состоит прежде всего в том, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или сословия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу. Помимо разграничения компетенции принцип разделения властей предполагает предоставление каждой из трех властей специальных полномочий с тем, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга. Нужен такой порядок, указывал Монтескье, при котором «одна власть останавливает другую».
Идеологически теория разделения властей Монтескье была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию компромисса буржуазии и дворянства.
Учение Монтескье сыграло громадную роль в развитии политической мысли. Монтескье — родоначальник географической школы в социологии; к его идеям обращались представители исторической школы права, сравнительного правоведения, теории насилия и других направлений. В начале XX в. интерес к Монтескье заметно возрос. Например, предложенное им определение закона (законы суть «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей»), казавшееся современникам пережитком римского стоицизма, было взято на вооружение последователями социологической юриспруденции.
Обоснованные мыслителем идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление в конституционных актах Франции, а также были положены в основу Конституции США и конституций ряда других государств. Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в частности, провозгласила: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Монтескье заслуженно считается классиком конституционализма.
Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712—1778), выдающегося философа, писателя и теоретика педагогики, положили начало новому направлению общественной мысли — политическому радикализму. Выдвинутая им программа коренных преобразований общественного строя соответствовала интересам и требованиям крестьянских масс, радикально настроенной бедноты.
Литературную известность Руссо принесла работа «Рассуждение о науках и искусствах», которую он написал, узнав о том, что Дижонская академия проводит конкурс сочинений на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» На заданный вопрос Руссо ответил — наперекор всем традициям Просвещения — отрицательно. В «Рассуждении» было поставлено под сомнение положение о том, что распространение знаний способно усовершенствовать нравы общества. «Прогресс наук и искусств, , ничего не прибавив к нашему благополучию, только испортил нравы», — утверждал мыслитель. Распространение ненужных человеку знаний порождает роскошь, которая в свою очередь приводит к обогащению одних за счет других, к отчуждению богатых и бедных. , Работа вызвала горячие споры (содержащиеся в ней выпады против развития знаний стали называть «парадоксами Руссо») и принесла ему широкую известность.
В последующих трудах Руссо приступает к созданию целостной социально-политической доктрины. Наиболее полное обоснование она получила в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.; это — главное произведение мыслителя) и в историческом очерке «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».
Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Вступая в полемику с Монтескье и другими просветителями, Руссо доказывал, что политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ. Свобода, по определению Руссо, состоит в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали. Исходя из этого он формулирует и определение закона. «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон».
Механизм выявления интересов суверенного народа Руссо раскрывает с помощью понятия общей воли. В связи с этим он проводит различие между общей волей (volontй gйnйrale) и волей всех (volontй detous). Согласно разъяснениям мыслителя воля всех представляет собой лишь простую сумму частных интересов, тогда как общая воля образуется путем вычитания из этой суммы тех интересов, которые уничтожают друг друга. Иными словами, общая воля — это своеобразный центр (точка) пересечения волеизъявлений граждан.
Центр тяжести в политической доктрине Руссо перенесен на проблемы социальной природы власти и ее принадлежности народу. С этим связана и другая особенность его теории: в ней нет детального проекта организации идеального строя. В «Общественном договоре»Руссо стремился обосновать лишь общие начала «свободной республики». Он подчеркивал, что конкретные формы и методы осуществления власти следует определять применительно к каждой отдельной стране, с учетом ее размеров, прошлого и т.п. Принципы такого подхода он изложил в проектах конституций для Польши и Корсики.
Эгалитаристский характер воззрений Руссо наиболее ярко проявился в требовании имущественного равенства. Руссо сознавал, что политическое равенство граждан нельзя обеспечить, пока сохраняется общественное неравенство, но выступал против обобществления частной собственности. Решение проблемы философ видел в том, чтобы уравнять имущественное положение граждан. Последние, как ему представлялось, должны обладать более или менее равным достатком. «...Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя». Руссо считал, что такой порядок вполне осуществим при сохранении частной собственности мелких размеров, основанной на индивидуальном труде.
Политическая концепция Руссо оказала громадное воздействие как на общественное сознание, так и на развитие событий в период французской революции. Авторитет Руссо был настолько высок, что к его идеям обращались представители самых разных течений, начиная от умеренных конституционалистов вплоть до сторонников коммунизма.
Идеи Руссо сыграли также важную роль в последующем развитии теоретических представлений о государстве и праве. Его социальная доктрина, по признанию И. Канта и Г. Гегеля, послужила одним из главных теоретических источников немецкой философии конца XVIII — начала XIX в. Разработанная Руссо программа перехода к справедливому обществу путем коренной перестройки государственной власти легла в основу идеологии политического радикализма. Оформление взглядов Pyccо в теоретическую доктрину явилось, с этой точки зрения, поворотным событием в истории общественно-политической мысли XVIII в.
Историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французского общества. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Артамонов С.Д. Персидские письма Монтескье. М., 1956.
2. Баскин М.П. Монтескье. М.: Юрид. лит. 1976.
3. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976
4. Волгин В. Развитие общественной мысли во Франции XVIII в. М., 1958.
5. Аржанов М.А. Государство и право в их соотношении. М., 1960.
6. Баскин Ю.Я. Очерки философии права. Сыктывкар, 1996.
7. Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. М., 1974.
8. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений Москва, 1987. – 435 с.
9. Вильденберг В. Закон и право в философии Гоббса. СПб., 1900, с.
10. Волгин В. Развитие общественной мысли во Франции XVIII в. М., 1958.
113. Деборин А.М. Социально-политические учения нового времени. М., 1958.
12. История политических и правовых учений. Хрестоматия. М.: Юридический колледж МГУ, 1996.
13. История политических учений / Под общ. ред. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2006.
14. Монтескье Ш.Л. О духе законов// Избранные произведенеия. М.: Юрид. лит., 1956.
15. Неустроева Р.М. История зарубежной литературы XVIII в. М., 1974.
16. Момджян Х.Н. Монтескье-коммунист. М., 1955.
17. Муравьев Ю.А. Жан-Жак Руссо, вопросы философии. М., 1991.
18. Обломиевский Д. Французский классицизм. М.: Наука, 1968.
19. Разумовская М.В. /От «Персидских писем» до энциклопедии. СПб., 1994.
20.Руссо Ж.Ж. Трактаты о причинах и основах неравенства между людьми. М., 1957.
21.Руссо Ж. -Ж. Исповедь. М., 2002.
22.Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. М., 1981.
23.Роланд-Гольст. Жан-Жак Руссо, его жизнь и сочинения. М., 1923.
24.Саркитов Н. Монтескье. М.: Статут, 2002.
25.Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция. М.: МГИМО, 1998.
26. Чичерин Б.Н. История политических учений. М., 1869.
[1] Артамонов С.Д. Персидские письма Монтескье. М., 1956.
[2] Саркитов Н. Монтескье. М.: Статут, 2002. С. 43.
[3] Артамонов С.Д. Персидские письма Монтескье. М., 1956. С. 67.
[4] Саркитов Н. Монтескье. М.: Статут, 2002. С. 64.
[5] Саркитов Н. П. Монтескье. М.: Статут, 2002. С. 49.
[6] Монтескье Ш.Л. О духе законов// Избранные произведения. М.. Юрид. лит., 1956. С. 29.
[7] Монтескье Ш.Л. О духе законов// Избранные произведения. М.: Юрид. лит., 1956. С. 32.
[8] Разумовская М. В. /От «Персидских писем» до энциклопедии. СПб., 1994. С. 78.
[9] Монтескье Ш.Л. О духе законов// Избранные произведенеия. М.: Юрид. лит., 1956. С. 54.
[10] Руссо Ж. Ж. Трактаты о причинах и основах неравенства между людьми. М., 1957.
[11] Руссо Ж.Ж. Трактаты о причинах и основах неравенства между людьми. М., 1957. С. 67.
[12] История политических учений / Под общ. ред. О.В.Мартышина. М., 2006. С. 119.
[13] Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. М., 1981. С. 56.
[14] Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. М., 1981. С. 59.
[15] Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. М., 1981. С. 72.
[16] Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. М., 1981. С. 59.
[17] История политических учений / Под общ. ред. О.В.Мартышина. М., 2006. С. 134.
[18] Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. М., 1974. С. 67.
[19] История политических учений / Под общ. ред. О.В.Мартышина. М., 2006. С. 127.
[20] Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. М., 1974. С. 69.
[21] История политических учений / Под общ. ред. О.В.Мартышина. М., 2006. С. 127.