Тема 8. «Политическая культура, ее структура и функции. Средства массовой информации (СМИ) и их роль в идеологических процессах»
1. Установите соответствие между основными функциями политической культуры и их содержанием:
1) когнитивная; а) объединение граждан в сообществе;
2) аксиологическая; б) формирование политической культуры;
3) эмоциональная; в) управление политическими процессами;
4) интегративная; г) поддержание взаимосвязей между гражданами;
5) коммуникативная; д) приобретение политического знания;
6) регулятивная; е) формирование политических чувств;
7) воспитательная; ж) выработка политических ценностей.
2. Укажите основные элементы, выделяемые в структуре политической культуры:
а) нормы политического поведения;
б) политические ценности и идеалы;
в) политическое мировоззрение;
г) политическая нравственность;
д) политические традиции;
е) политические институты.
3. Укажите слои, выделяемые в политической культуре общества:
а) концептуально-теоретический слой;
б) культура политического поведения;
в) программно-политический слой;
г) культура функционирования политических институтов;
д) обыденно-актуализированный слой.
4. Установите соответствие между типами политической культуры и их характеристиками:
1) тоталитарный тип; а) характеризуется воспроизведением отношений типа «большой семьи»;
2) авторитарно-
патриархальный тип; б) характеризуется прагматичностью, наличием общественного консенсуса в отношении базовых ценностей;
3) континентально-
европейский тип; в) характеризуется наличием поляризованного политического спектра и ценностно-ориентированных элит;
4) англо-американский
тип; г) характеризуется полным политическим контролем над жизнью общества и индивида.
5. В современных типологиях политической культуры авторитарная, тоталитарная и традиционная политические культуры отнесены к типу:
а) смешанной политической культуры;
б) либерально-демократической политической культуры;
в) органической политической культуры;
г) идеократической политической культуры.
6. Овладение индивидом политической культурой и его становление в качестве субъекта политики – это процесс политической:
а) индивидуации;
б) интеграции;
в) интериоризации;
г) социализации;
д) институционализации.
7. Укажите типы социальных действий, обладающие наибольшей значимостью для идеологического процесса:
а) целерациональный;
б) аффективный;
в) ценностно-рациональный;
г) традиционный.
8. Соотнесите указанные ниже термины и их определения:
1) политическая
коммуникация; а) печатные, аудиовизуальные и другие способы передачи сообщения, материалы, публично распространяемые через СМИ;
2) массовая
информация; б) совокупность средств распространения информации на массовые аудитории на определенном носителе (печатные, электронные, Интернет-СМИ);
3) социальная
коммуникация; в) совокупность технических средств изготовления и распространения информации (СМИ), физических лиц, участвующих в ее распространении;
4) печать; г) газеты, журналы, бюллетени;
5) пресса; д) специфический вид политических отношений, регулирующий производство и распространение в обществе различных идеологических доктрин;
6) средства массо-
вой информации
(СМИ); е) процесс распространения систематической информации с помощью технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории.
9. Укажите основные тенденции социально-политического развития Республики Беларусь, обусловленные развитием современных средств массовой информации:
а) олигополизация информационного пространства;
б) деидеологизация информационного пространства;
в) медиатизация политической жизни;
г) монополизация информационного пространства.
10. Выделите основные теоретические модели политической коммуникации:
а) архетипическая;
б) информационная;
в) мифологическая;
г) семиотическая;
д) побудительная;
е) ресурсная;
ж) фактическая.
11. Соотнесите указанные ниже функции средств массовой информации с их содержанием:
1) мобилизационная; а) анализ, объяснение, интерпретация информации в интересах официальной и легитимной власти;
2) континуитивная; б) информирование о социально-политической, экономической ситуации в стране и мире;
3) корреляционная; в) организация и обеспечение кампаний политического характера;
4) информационная; г) поддержание средств релаксации, ориентированных на сглаживание социальных противоречий, ослабление политической напряженности в обществе;
5) развлекательная; д) распространение господствующей культуры, поддержание единства и общности социальных ценностей и норм морали.
12. Укажите тип пропаганды, при которой источник информации не идентифицируется однозначно, а сама информация в целом релевантна по отношению к представленным в ней событиям и фактам:
а) «желтая»;
б) «черная»;
в) «серая»;
г) «белая».
13. Выделите формы деятельности в журналистике, относимые к творческим:
а) художественная;
б) научная;
в) информационная;
г) публицистическая;
д) эссеистская;
е) аналитическая.
14. Средства массовой информации относят к:
а) «третьей власти»;
б) «четвертой власти»;
в) политической власти;
г) исполнительной власти.
15. Важнейшим правилом идеологически ориентированной деятельности средств массовой информации Республики Беларусь является соблюдение:
а) принципа информационной объективности;
б) социокультурной и национально-политической толерантности;
в) этических предписаний в современном информационном поле.