Тема 8. «Политическая культура, ее структура и функции. Средства массовой информации (СМИ) и их роль в идеологических процессах»

1. Установите соответствие между основными функциями политической культуры и их содержанием:

1) когнитивная; а) объединение граждан в сообществе;

2) аксиологическая; б) формирование политической культуры;

3) эмоциональная; в) управление политическими процессами;

4) интегративная; г) поддержание взаимосвязей между гражданами;

5) коммуникативная; д) приобретение политического знания;

6) регулятивная; е) формирование политических чувств;

7) воспитательная; ж) выработка политических ценностей.

2. Укажите основные элементы, выделяемые в структуре политической культуры:

а) нормы политического поведения;

б) политические ценности и идеалы;

в) политическое мировоззрение;

г) политическая нравственность;

д) политические традиции;

е) политические институты.

3. Укажите слои, выделяемые в политической культуре общества:

а) концептуально-теоретический слой;

б) культура политического поведения;

в) программно-политический слой;

г) культура функционирования политических институтов;

д) обыденно-актуализированный слой.

4. Установите соответствие между типами политической культуры и их характеристиками:

1) тоталитарный тип; а) характеризуется воспроизведением отношений типа «большой семьи»;

2) авторитарно-

патриархальный тип; б) характеризуется прагматичностью, наличием общественного консенсуса в отношении базовых ценностей;

3) континентально-

европейский тип; в) характеризуется наличием поляризованного политического спектра и ценностно-ориентированных элит;

4) англо-американский

тип; г) характеризуется полным политическим контролем над жизнью общества и индивида.

5. В современных типологиях политической культуры авторитарная, тоталитарная и традиционная политические культуры отнесены к типу:

а) смешанной политической культуры;

б) либерально-демократической политической культуры;

в) органической политической культуры;

г) идеократической политической культуры.

6. Овладение индивидом политической культурой и его становление в качестве субъекта политики – это процесс политической:

а) индивидуации;

б) интеграции;

в) интериоризации;

г) социализации;

д) институционализации.

7. Укажите типы социальных действий, обладающие наибольшей значимостью для идеологического процесса:

а) целерациональный;

б) аффективный;

в) ценностно-рациональный;

г) традиционный.

8. Соотнесите указанные ниже термины и их определения:

1) политическая

коммуникация; а) печатные, аудиовизуальные и другие способы передачи сообщения, материалы, публично распространяемые через СМИ;

2) массовая

информация; б) совокупность средств распространения информации на массовые аудитории на определенном носителе (печатные, электронные, Интернет-СМИ);

3) социальная

коммуникация; в) совокупность технических средств изготовления и распространения информации (СМИ), физических лиц, участвующих в ее распространении;

4) печать; г) газеты, журналы, бюллетени;

5) пресса; д) специфический вид политических отношений, регулирующий производство и распространение в обществе различных идеологических доктрин;

6) средства массо-

вой информации

(СМИ); е) процесс распространения систематической информации с помощью технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории.

9. Укажите основные тенденции социально-политического развития Республики Беларусь, обусловленные развитием современных средств массовой информации:

а) олигополизация информационного пространства;

б) деидеологизация информационного пространства;

в) медиатизация политической жизни;

г) монополизация информационного пространства.

10. Выделите основные теоретические модели политической коммуникации:

а) архетипическая;

б) информационная;

в) мифологическая;

г) семиотическая;

д) побудительная;

е) ресурсная;

ж) фактическая.

11. Соотнесите указанные ниже функции средств массовой информации с их содержанием:

1) мобилизационная; а) анализ, объяснение, интерпретация информации в интересах официальной и легитимной власти;

2) континуитивная; б) информирование о социально-политической, экономической ситуации в стране и мире;

3) корреляционная; в) организация и обеспечение кампаний политического характера;

4) информационная; г) поддержание средств релаксации, ориентированных на сглаживание социальных противоречий, ослабление политической напряженности в обществе;

5) развлекательная; д) распространение господствующей культуры, поддержание единства и общности социальных ценностей и норм морали.

12. Укажите тип пропаганды, при которой источник информации не идентифицируется однозначно, а сама информация в целом релевантна по отношению к представленным в ней событиям и фактам:

а) «желтая»;

б) «черная»;

в) «серая»;

г) «белая».

13. Выделите формы деятельности в журналистике, относимые к творческим:

а) художественная;

б) научная;

в) информационная;

г) публицистическая;

д) эссеистская;

е) аналитическая.

14. Средства массовой информации относят к:

а) «третьей власти»;

б) «четвертой власти»;

в) политической власти;

г) исполнительной власти.

15. Важнейшим правилом идеологически ориентированной деятельности средств массовой информации Республики Беларусь является соблюдение:

а) принципа информационной объективности;

б) социокультурной и национально-политической толерантности;

в) этических предписаний в современном информационном поле.

Наши рекомендации