Коллоквиум (собеседование). Тема: Общественно-политические движения и объединения в современной России.

Тема: Общественно-политические движения и объединения в современной России.

На основе изучения представленной литературы попытайтесь объяснить, в чем состоят особенности, и какова динамика формирования общественно-политических движений и объединений в посткоммунистической России?

Литература для коллоквиума

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.

2. Федеральный закон «Об общественных объединениях». М., 1996.

3. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3608.

4. Перегудов С., Лапина Н., Семененко И. Группы интересов и российское государство. М., 1999.

5. Олейник В. Есть ли перспективы у социальных движений в России. // Полис. 1996. №3.

6. Лапин Н.И. Ценности, группы и интересов и трансформация россий­ского общества. // Социс. 1997. №3.

7. Островский Д. И. Особенности формирования групп интересов в совре­менной России. // Вестник Московского университета. Серия 12. 1998. №1.

Тематика рефератов:

1. Теоретические представления о происхождении общественных движе­ний.

2. Особенности взаимодействия групп давления с политическими партиями.

3. Тенденции развития массовых демократических движений в России.

4. Современные российские движения в защиту прав человека.

5. Лоббизм: феномен и тенденции развития.

Основная литература

1. Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов. М., 2003.С. 264-267.

2. Дубин Б. От инициативных групп к анонимным медиа: массовые коммуникации в российском обществе // Pro et Contra. Т. 5. 2000. № 4.

3. Общественный совет и общественные объединения: опыт, проблемы, перспективы. Саратов, 2000.

4. Политическая социология: Учебник для вузов. / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2002. Гл. 9.

5. Пушкарева Г.В. Политология: Краткий курс лекций. М., 2002. Лекция 7.

6. Семененко И.С. Группы интересов на Западе и в России. Концепции и практика. М., 2001.

Тема 19: Электоральные системы.

Логические задания

№ 1. Охарактеризуйте влияние выборов на специфику основных политиче­ских институтов в конкретной стране.

№ 2. Классифицируйте выборы по следующим критериями:

а) разделение властей;

б) территориальное представительство;

в) система вотирования;

г) масштаб выборов;

д) очередность выборов.

№ 3. Французский политический деятель Мишель Рокар дал следующую оценку избирательным системам: "Мажоритарная система слишком груба, пропорциональная слишком опасна". Попытайтесь объяснить его высказы­вание, рассмотрев положительные и отрицательные черты мажоритарного и пропорционального представительства.

№ 4. Какие положительные черты мажоритарной и пропорциональной из­бирательных систем используются в смешанном типе представительства?

Основные принципы смешанной избира­тельной системы Мажоритарная система Пропорциональная система
1.Установление так на­зываемого "избира­тельного метра".   2. Создание маломан­датных округов.   3.Предоставление из­бирателю двух бюлле­теней – от политиче­ской партии и от кон­кретного кандидата от данного округа.    

№ 5. Американский политолог М. Уоллерстайн выделил четыре модели сочетания формы правления и типа избирательной системы в рамках пред­ставительной демократии. Соотнесите данные модели со спецификой прави­тельства и партийной системы.

Коллоквиум (собеседование). Тема: Общественно-политические движения и объединения в современной России. - student2.ru

ТЕСТЫ

Выберите правильные варианты ответов.

I. Какие цензы ограничивают активное и пассивное участие граждан в выборах в странах с парламентской демократией?

а) возрастной ценз;

б) ценз оседлости;

в) ценз недееспособности;

г) имущественный ценз.

II. В чем заключается достоинство мажоритарной избирательной системы?

а) возможность формирования стабильного правительства;

б) справедливое представительство политических сил на парламентском уровне;

в) прочные связи депутата в своем округе, что снижает возможность влия­ния на него различных внешних факторов;

г) создание партийных коалиций, что способствует развитию политиче­ского плюрализма.

III. Укажите недостатки пропорциональной избирательной системы:

а) значительная часть избирателей страны (иногда до 50 %) остается не представленной в органах власти;

б) политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти;

в) правительственная нестабильность как следствие создания многопартий­ных коалиций;

г) диспропорция между набранными голосами и полученными мандатами.

IV. В чем заключаются достоинства пропорциональной избирательной системы?

а) возможность создания эффективных обратных связей между граждан­ским обществом и государством;

б) независимость кандидатов от партийных бюрократических структур, формирующих списки на выборах;

в) обеспечение условий развития многопартийности;

г) невозможность манипулирования политической волей избирателей посредством соответствующей " нарезки " избирательных округов.

V. Укажите недостатки мажоритарной избирательной системы:

а) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

б) зависимость депутатов от политических партий;

в) активизация внепарламентских методов политической борьбы вследствие вытеснения из парламента многих влиятельных партий и организаций;

г) слабая непосредственная связь между депутатами и избирателями.

Дать определения терминам:

I блок:

- абсентизм;

- альтернативное голосование;

- мажоритарная избирательная система.

II блок:

- избирательное право;

- коммулятивное голосование;

- пропорциональная избирательная система.

III блок:

- избирательная кампания;

- лимитированное голосование;

- смешанная избирательная система.

IV блок:

- вотирование;

- референдум;

- электорат.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова взаимосвязь между типом выборов и характером взаимодействия государства и гражданского общества?

2. Перечислите и охарактеризуйте принципы выборов.

3. От чего на практике зависит соблюдение принципа равного избиратель­ного права?

4. Каковы экономические, социальные, политические и правовые условия проведения реальных демократических выборов?

5. Перечислите основные функции выборов. Какова их роль в институциа­лизации и разрешении социального конфликта?

6. По каким критериям можно классифицировать выборы?

7. Раскройте принципы мажоритарной избирательной системы и охаракте­ризуйте ее разновидности.

8. В чем заключаются сильные и слабые стороны мажоритарного предста­вительства?

9. Объясните суть пропорциональной избирательной системы и покажите, как она преодолевает несовершенства мажоритарной системы. Каковы недостатки пропорционального представительства?

10. Что такое смешанная избирательная система, и какими причинами вызвано появление подобного типа представительства?

Наши рекомендации