ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Учебно-методический комплекс
Для студентов факультет непрерывного образования
(специальность 030912(51) Право и организация социального обеспечения)
среднего профессионального образования
Москва – 2011
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Обществознание» для специаль-ности 030503(52) - 0201 «Правоведение» среднего профессионального образования. - М.: Российская академия правосудия, 2011. – 79 с.
ОДОБРЕНА Предметно-цикловой комис-сией по общеобразователь-ным дисциплинам ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» | Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специ-альности 0201 «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования. Кафедра общеобразовательных дисциплин ГОУ ВПО «Рос-сийская академия правосудия» протокол № 11 от 17мая 2011 года. |
Авторский коллектив:
М.Г. Марюшкин – профессор кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия, кандидат философских наук, доцент;
А.В.Солодилов– доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, кандидат исторических наук, доцент,
А.В.Панявин – старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин.
Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, г. Москва, Новочеремушкинская ул., д. 69-А
© Марюшкин М.Г., Солодилов А.В., , Панявин А.В.,2011
© Российская академия правосудия, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………………………........4 Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………………..................6
Тематический план ……………………………………………………………………………...6
Программа ……………………………………………………………………………………….8
Планы практических занятий …………………………………………………………………50
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы ………………….61
Примерные задания для самостоятельной работы …………………………………………..62
Примерная тематика докладов и рефератов ………………………………………………….71
Примеры заданий для контрольной работы за первый семестр ……………………………73
Рекомендуемая литература ……………………………………………………………………74
Примерные вопросы к экзамену ………………………………………………………………78
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обществознанию составлена в соответствии с Государственным об-разовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 030503(52) «Правоведение».
Данный курс является обязательным в рамках базисного учебного плана для сту-дентов, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального обра-зования на базе основной средней школы.
В средних специальных учебных заведениях предполагается изучение общество-знания на более высоком уровне, чем в средней школе. В ходе работы осуществляется пе-реход от изучения явлений к их осмыслению и сравнительному анализу.
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки России от 29.05.2007 №03 – 1180).
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно – нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно – бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленных законом.
При этом ставятся следующие задачи:
– сформировать у студентов системные представления об организации общества и важнейших сферах его жизнедеятельности и на этой основе выработать у студентов це-лостные и устойчивые мировоззрения, необходимые для становления профессиональных качеств юриста и активной гражданской позиции;
– развить у студентов умение анализировать природу человека, его способности и возможности, потребности и интересы, пути социализации и совершенствования личнос-ти, многообразие способов познания окружающего мира;
– способствовать пониманию студентами способов регулирования общественных отношений при помощи социальных норм, многообразных тенденций развития современ-ного мира, особенностей эволюции российского общества;
– развить у студентов навыки, обеспечивающие адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества, научиться определять собственное отношение к этим изменениям;
– расширять общий и профессиональный кругозор студентов, создать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней профессиональной школы в высших учебных заведениях и путем самообразования;
– содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, толерантности, при-верженности гуманистическим и демократическим ценностям.
Названные задачи решаются с учетом обществоведческой и исторической подго-товки студентов, полученной ими в школе. Вместе с тем характер изучения обществозна-ния на этой ступени обучения меняется. Занятия обществознания строятся по проблемно-му принципу. Объектом изучения являются основные общественные явления и тенденции развития. Студенты знакомятся с некоторыми базовыми научными концепциями, анализи-руют различные точки зрения и оценки, учатся определять и аргументировать свое отно-шение к предметам обсуждения и спора в составе обществознания. При этом используют-ся знания и умения, полученные на уроках обществознания.
В результате изучения данной дисциплины студент должен
знать:
– основные обществоведческие термины и понятия, то есть их правильное распо-знавание и употребление;
– существенные признаки изученных социальных явлений;
– структуру социального объекта (процесса), соотношение и функции его элемен-тов;
уметь:
– сравнивать изученные социальные объекты, то есть выявлять их отличия от всех иных и сходства с родственными;
– характеризовать изученные социальные объекты и процессы;
– объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, то есть раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;
– проводить самостоятельный поиск, анализ, творческую переработку необходи-мой социальной информации, полученной из различных источников, в том числе, из Ин-тернета и СМИ; высказывать суждение о назначении и ценности источника; характеризо-вать позиции, взгляды автора (составителя) источника; сравнивать данные разных источ-ников, выявлять их сходство и различие;
– рассказывать (устно или письменно) о социальных явлениях и процессах; на ос-нове текста учебника и дополнительной литературы составлять описание социальных об-ъектов;
– приводить собственные примеры, то есть пояснять, иллюстрировать и аргумен-тированно раскрывать изученные теоретические положения на соответствующих фактах;
– соотносить единичные социальные факты и общие социальные процессы, пока-зывать последовательность возникновения и развития социальных явлений, классифи-цировать социальные объекты, излагать суждения об их причинно-следственных связях;
– давать оценку изученных социальных процессов и явлений, сверяя ее с выводами, представленными в учебной и популярной литературе, в итоге определять суждение о ценности, актуальности и предназначении социальных объектов.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов в соответствии с учебным планом |
Максимальная учебная нагрузка студента | |
Аудиторные занятия, из них: | |
уроки | |
практические занятия | |
контрольные мероприятия | |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля | экзамен |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
уроки | практ. занят. | контр. меропр. | Всего | |
Раздел 1. Общество | ||||
Тема 1.1. Общество как сложная система | ||||
Тема 1.2. Развитие и типология общества | ||||
Тема 1.3. Общество и природа | ||||
Тема 1.4. Культура и цивилизация | ||||
Тема 1.5. Общественный прогресс и глобализация общества | ||||
Тема 1.6. Глобальные проблемы современности | ||||
Раздел 2. Человек | ||||
Тема 2.1. Человек как продукт биологической и соци-альной эволюции. | ||||
Тема 2.2. Бытие и сознание человека. | ||||
Тема 2.3. Социализация личности и общение | ||||
Тема 2.4. Личность как субъект общественной жизни. | ||||
Тема 2.5. Духовный мир человека | ||||
Раздел 3. Познание | ||||
Тема 3.1. Познание мира | ||||
Тема 3.2. Истина | ||||
Тема 3.3. Научное познание | ||||
Раздел 4. Духовная жизнь общества | ||||
Тема 4.1. Культура и духовная жизнь | ||||
Тема 4.2. Мораль как регулятор социального поведения | ||||
Тема 4.3. Религия как феномен культуры Мировые и национальные религии. | ||||
Тема 4.4. Искусство | ||||
Тема 4.5. Наука | ||||
Тема 4.6. Образование | ||||
Раздел 5. Экономика | ||||
Тема 5.1. Экономика и ее роль в жизни общества | ||||
Тема 5.2. Экономические системы. Экономическое и юридическое содержание собственности | ||||
Тема 5.3. Производство и его факторы | ||||
Тема 5.4. Рынок как особый институт | ||||
Тема 5.5. Основы рыночной модели экономики. Предпринимательство. | ||||
Тема 5.6. Цена и конкуренция. Спрос и предложение | ||||
Семестровая контрольная работа | ||||
Тема 5.7. Человек в системе экономических отношений | ||||
Тема 5.8. Государственное регулирование экономики | ||||
Тема 5.9. Финансы и государственный бюджет | ||||
Тема 5.10. Мировая экономика | ||||
Раздел 6. Социальные отношения | ||||
Тема 6.1. Социальная структура общества | ||||
Тема 6.2. Социальная стратификация общества и социальная мобильность | ||||
Тема 6.3. Роль среднего класса в современном обществе | ||||
Тема 6.4. Социальные статусы и социальные роли | ||||
Тема 6.5. Социальное поведение | ||||
Тема 6.6. Социальные конфликты. | ||||
Тема 6.7. Этнические общности и межнациональные отношения | ||||
Тема 6.8.. Семья | ||||
Тема 6.9. Молодежь | ||||
Тема 6.10. Социальные организации и институты | ||||
Раздел 7. Политика | ||||
Тема 7.1.Политика, ее роль в жизни общества | ||||
Тема 7.2. Политическая идеология и политическая культура | ||||
Тема 7.3. Политическая сфера жизни общества | ||||
Тема 7.4. Власть как коренной вопрос политики | ||||
Тема 7.5. Политическая система общества | ||||
Тема 7.6. Политические режимы | ||||
Тема 7.7. Государство в политической системе. Суть и признаки государства. | ||||
Тема 7.8. Теории происхождения государств. Формы, механизм и функции государства. | ||||
Тема 7.9. Гражданское общество и правовое государство | ||||
Тема 7.10. Выборы и избирательные системы | ||||
Тема 7.11. Политические партии и партийные системы | ||||
Тема 7.12. Личность в политике. Политическое лидерство | ||||
Раздел 8. Право | ||||
Тема 8.1.Норма права – понятие и виды, отрасли права. | ||||
Тема 8.2. Права человека, гарантии прав и свобод | ||||
Тема 8.3. Международное право | ||||
Тема 8.4. Основы конституционного строя Российской Федерации | ||||
Тема 8.5. Гражданин, гражданство и государство. | ||||
Экзамен | ||||
Итого |
ПРОГРАММА
Раздел 1. Общество
Тема 1.1. Общество как сложная система
Студент должен:
иметь представление:
– о разновидностях общественных отношений; - о концепции общественной системы Т. Парсонса; - о функциях общественных подсистем;
– о классификации общественных наук;
знать:
– определение общества в широком и узком смысле в сопоставлении их между собой, внутреннюю структуру системы;
уметь:
– различать и характеризовать социальные институты; - доказать целостность, динамичность и самодостаточность общества.
Понятие «общество» в узком и широком смыслах. Общество как продукт взаимо-действия людей. Определение и разновидности общественных отношений: производст-венные, политические, брачно-семейные, межнациональные, социальные.
Структура общества. Социальные институты: институт семьи и брака, политичес-кие институты, экономические институты, институты образования, духовные институты. Задачи и функции основных институтов общества. Совокупность и классификация наук об обществе.
Общество как целостная, динамически развивающаяся и самодостаточная систе-ма. Концепция общественной системы Т. Парсонса. Внутренняя структура системы об-щества: экономическая, социальная, политическая и духовная подсистемы (сферы). Спе-цифические задачи и функции общественных подсистем. Место права в составе системы общества. Научные споры по поводу ведущей сферы общества. Экономический и духовный детерминизм. Баланс, взаимосвязь и переплетение элементов сфер в реальной общественной практике. Условное деление на подсистемы для удобства анализа и изучения общественных явлений.
Тема 1.2. Развитие и типология общества
Студент должен:
иметь представление:
– о развитии как особом типе изменений;– о видах социальных изменений;
– о сути исторического процесса; – о типологии реформ; – о простом и сложном типах общества;
– о письменных и дописьменных обществах;
– о закрытом и открытом типах общества;
знать:
– понятия эволюции и революции как вариантов общественного развития;
– сопоставление экстенсивного и интенсивного путей развития; – марксистскую формационную типологию общества;
– типологию общества Д. Белла по технико-технологическому критерию;
уметь:
– сравнить и оценить механизмы реформ и революций в развитии общества; – марксистскую формационную типологию общества;
– типологию общества Д. Белла по технико-технологическому критерию; – проанализировать современное общество с позиций различных типологий.
Характер изменений в обществе. Развитие как особый тип изменений. Суть и ви-ды социальных изменений: структурные, связанные с социальными процессами, функ-цииональные, мотивационные.
Проблема смысла и направленности исторического процесса. Закон взаимопере-хода количественных изменений в качественные. Принципы диалектики Г. Гегеля при-менительно к общественному развитию: универсальная связь явлений, единство протии-воположностей, развитие через отрицание.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция. Кратковременные (социальные) и долговременные (условные) революции. Реформы как механизм эволюционного развития. Типология реформ. Экстенсивный и интенсивный пути раз-вития. Противоречия современного общественного развития.
Простые и сложные общества. Дописьменные и письменные общества. Понятие об-щественно-экономической формации. Марксистско-ленинская концепция последователь-ности смены формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капита-листическая, коммунистическая (с социалистической стадией перехода от капитализма к коммунизму). Типология общества Д. Белла по технико-технологическому критерию: ста-дия первобытных охотников и собирателей, традиционная (доиндустриальная) стадия, ин-дустриальная стадия, постиндустриальная (информационная) стадия. Характеристики каждой из стадий развития, их сочетание в современном обществе. Закрытое и открытое общество.
Тема 1.3. Общество и природа
Студент должен:
иметь представление:
– о влиянии природно-климатического фактора влияния на ход русской истории;
– об экологии как о сфере взаимодействия общества и природы, а также о специальном научном направлении;
– об эволюции отношения общества к природе в различные исторические периоды;
– о концепции ноосферы В.И. Вернадского;
знать:
– сопоставительное определение естественной и искусственной окружающей среды;
– определение роли природы в развитии человеческого общества;
– основные проявления современного экологического кризиса;
уметь:
– охарактеризовать и проанализировать наиболее типичные способы решения современ-ных экологических проблем.
Природа как естественная окружающая среда для человеческого общества. Искус-ственная окружающая среда – «вторая природа». Роль природных ресурсов как основных источников средств существования и средств труда для человека. Влияние климата и ландшафта местности на образ жизни и менталитет этносов. Эволюция отношения об-щества к природе на протяжении различных исторических периодов.
Происхождение и основные проявления современного кризиса природопользования. Суть экологии как системы взаимоотношения общества и природы, а также как особого научного направления. Сохранение окружающей природной среды как важнейшая глобальная проблемы современности. Основные способы выхода из экологического кри-зиса. Экологическое законодательство в мире и в России. Концепция ноосферы В.И. Вер-надского.
Тема 1.4. Культура и цивилизация
Студент должен:
иметь представление:
– о концепции локальных цивилизаций;
– о теории круговорота локальных цивилизаций А. Тойнби;
– о концепции евразийства;
знать:
– различные толкования понятия «культура»;
– суть цивилизационного и формационного подходов к истории общества;
уметь:
– сопоставить сильные и слабые стороны цивилизационного и формационного подходов к обществу.
Происхождение и различные толкования понятия «культура». Соотношение кате-горий «культура» и «цивилизация». Сопоставление цивилизационного и формационного подходов к истории общества. Концепции глобальной, общечеловеческой цивилизации и локальных цивилизаций. Различные типологии мировых цивилизаций. Теория круго-ворота локальных цивилизаций А. Тойнби. Культурно-исторические типы. Понятие ци-вилизационного цикла. Научные подходы к определению современной цивилизации. Спор об особенностях российской цивилизации. Концепция евразийства.
Тема 1.5. Общественный прогресс и глобализация общества
Студент должен:
иметь представление:
– о научных теориях общественного развития; - концепции глобализации И. Валерстайна;
– о сути современного движения антиглобалистов;
знать:
– две основные противоположные линии общественного развития – прогресс и регресс; - научные критерии общественного прогресса; - суть естественной тенденции глобализации современного общества;
– стратегию совместного выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем современности;
уметь:
– проанализировать две формы социального прогресса – революцию и реформу, достоинства, противоречия и негативные последствия процесса глобализации.
Человечество как интегративная социальная общность. Взаимосвязь и целост-ность современного мира. Интернационализация общественной жизни. Естественная тенденция глобализации современного общества.
Концепция глобализации И. Валерстайна. Характерные черты глобализации: фор-мирование единого мирового экономического пространства, утверждение во всем мире ценностей демократии, создание всемирного информационного пространства. Принятие единого языка как средства общения разных народов, унификация культуры, объедине-ние усилий государств в решении глобальных проблем современности, реализация сов-местных научных программ.
Противоречия и негативные последствия процесса глобализации. Современное движение антиглобалистов. Стратегия совместного выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем современности.
Тема 1.6. Глобальные проблемы современности
Студент должен:
иметь представление:
– о происхождении, эволюции и актуальности решения глобальных проблем современнос-ти;
знать:
– понятие глобальных проблем современности;
уметь:
– охарактеризовать ведущие глобальные проблемы современности.
Понятие «глобальных проблем современности». Происхождение, эволюция и акту-альность решения этих проблем на данном этапе общественного развития. Характерис-тика ведущих глобальных проблем. Преодоление экологического кризиса. Разоружение и предотвращение третьей мировой войны. Борьба с международным терроризмом. Про-блема «Север-Юг» и ее место в процессе глобализации. Борьба со стихийными бедствии-ями. Разрешение демографического кризиса. Борьба с наркоманией. Совместное освоение космического пространства. Борьба с эпидемиями и опасными болезнями. Сохранение культурного наследия человечества. Взаимосвязанность и противоречивость глобальных проблем современности.
Раздел 2. ЧЕЛОВЕК
Тема 2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции.
Студент должен:
иметь представление:
– о научном предмете антропологии;
– о стадиях биологической эволюции человека;
знать:
– признаки, отличающие человека от других существ;
уметь:
– сравнить понятия антропогенеза и социогенеза и вывести из них понятие антропосоцио-генеза;
– оценить биологизаторскую и социологизаторскую концепции сути человека.
Природа человека. Антропология как наука о происхождении и эволюции челове-ка. Стадии биологической эволюции человека: человек прямоходящий, человек умелый, человек разумный. Признаки, отличающие человека от других существ: предметно-пре-образующая деятельность, создание и изменение форм социального порядка, творение ми-ра культуры, трансляция технических и культурных достижений, сохранение коллектив-ной истории и использование социального опыта. Антропогенез и социогенез. Антропосо-циогенез. Биологизаторская и социологизаторская концепции сути человека.
Тема 2.2. Бытие и сознание человека
Студент должен:
иметь представление: – о бытии как философской категории;
– о деятельностно-гуманистическом подходе к цели и смыслу человеческого бытия;
– о концепциях бессознательного З. Фрейда и К. Юнга;
– о подходе Э. Фромма как компромиссе между психоанализом и социальной концепцией человека;
– об антропологическом рационализме;
– о столкновении материалистической и идеалистической традиций в философии;
– о конкретной биосоциальной сущности индивида;
– о естественных и социальных признаках индивида;
– о соотношении наследственности и воспитания в процессе формирования личности;
– о макросреде и микросреде в становлении личности;
знать: – суть четырех форм бытия;
– определение сознания индивида;
– понятие личности;
– сущностный и функционально-ролевой подходы к определению личности;
уметь: – показать соотношение бытия и сознания;
– охарактеризовать бессознательные процессы и реакции.
– распределить и охарактеризовать основные виды личности.
Индивид как конкретное биосоциальное существо. Естественные (прирожденные) и социальные (приобретенные) признаки индивида. Индивидуальность. Понятие личности. Два критерия определения личности: сущностные характеристики, набор функций и ролей. Основные виды личности: нормативная (базисная) личность и модальная личность. Маргинальный тип личности. Соотношение наследственности и воспитания в процессе формирования личности. Фактор социальной среды: макросреда и микросреда. Два уровня социальных отношений: социальный и психологический. Самореализация и самоутверждение. Свобода и ответственность. Бытие как философская категория. Четыре формы бытия: бытие природы как единого целого, бытие человека, бытие духовного, бытие социального. Деятельностно-гуманистический подход к цели и смыслу человеческого бытия. Индивидуализированное бытие. Определение сознания индивида. Рассудок и разум. Язык и речь. Сферы сознания: эмоциональная, ценностно-мотивационная, телесно-чувственная, логико-понятийная. Самосознание. Антропологический рационализм. Бессознательные процессы: интуиция, сновидения, эмоциональные переживания и реакции. Состояния аффекта и прострации. Три уровня бессознательного. Концепции бессознательного З. Фрейда и К. Юнга. Подход Э. Фромма как стремление к компромиссу между психоанализом и социальной концепцией человека.
Бытие объективированного духовного. Соотношение бытия и сознания. Материа-лизм и идеализм в философии. Структура общественного сознания: общественная идеоло-гия и общественная психология. Формы общественного сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиозное, философское.
Тема 2.3. Социализация личности и общение
Студент должен:
иметь представление:
– о фазах социализации личности; – о разнообразных видах и формах общения;
знать:
– понятие и значение социализации личности;
– стадии и агентов социализации; – функции общения;
уметь:
– определять и сравнивать уровни социальной зрелости личности; – объяснить взаимосвязь между прогрессом в развитии современных интерактивных средств общения и дефицитом непосредственного межличностного общения,
Суть и предназначение социализация личности. Стадии социализации: первичная и вторичная. Дифференциация агентов и функции стадий социализации. Фазы социализа-ции: адаптация и усвоение социальных и моральных ценностей и норм общества. Соотно-шение стадий и фаз социализации. Уровни социальной зрелости личности: познаватель-ный, ценностный и активно-созидательный. Понятия общения. Различные концепции связи между общением и деятельностью. Общение как один из значимых видов деятельности и существенное условие для боль-шинства других видов деятельности. Потребность в общении как важная социальная по-требность человека. Факторы, вызывающие потребность человека в общении. Взаимоот-ношение общения и коммуникации. Функции общения: информационная, обучающая, воспитательная, поддержания совместной деятельности людей.
Многообразие видов общения. Перцептивное, вербальное и интерактивное обще-ние. Уровни объема общения: межличностный контакт, межличностная коммуникация, межличностное взаимодействие, межличностные отношения. Формы общения: бытовое, деловое, убеждающее, обучающее, культурное, научное, межкультурное, ритуальное. Этикет. Культура общения.
Средства общения: речевые и неречевые (мимика, жесты, музыкальные формы, графические изображения. Современные интерактивные технологичные средства обще-ния: мобильная связь, Интернет, видео-коммуникации.
Тема 2.4. Личность как субъект общественной жизни
Студент должен:
иметь представление: – о феномене души в духовном опыте человечества;
– об отличии сознательной деятельности человека от поведения животных;
– о критериях поведения человека; – о роли труда в становлении человека как социального существа;
знать: – соотношение цели и смысла жизни человека;
– логическую структуру деятельности;
– классификацию человеческих потребностей по А. Маслоу;
– принцип возвышения потребностей человека;
– классификацию видов деятельности; – виды трудовой деятельности;
– средства и объекты трудовой деятельности;
– соотношение профессии и трудовой квалификации;
уметь: – показать биологическую и социальную эстафету в рассмотрении категорий жизни и смерти; – сравнивать между собой различные типы деятельности.
Предназначение человека. Соотношение цели и смысла жизни человека. Основные социальные феномены жизни человека.
Определение деятельности. Отличие сознательной деятельности человека от пове-дения животных. Логическая структура деятельности: субъект – потребность – мотив – цель – объект – условия – средства – результат деятельности. Поведение человека как внешние проявления деятельности. Критерии оценки поведения. Социальная активность и социальная пассивность.
Реализация потребностей человека как мотив деятельности. Суть потребностей. Классификация человеческих потребностей по А. Маслоу: физиологические, экзистенцио-нальные, социальные, престижные, духовные. Деление данных потребностей на низшие (первичные) и высшие (вторичные). Феномен неудовлетворенных потребностей. Соотно-шение потребностей и возможностей человека. Процесс возвышения потребностей. Интерес как осознанная потребность. Роль системы ценностей и идеалов общества в регу-лировании деятельности человека.
Классификация видов деятельности. Практическая деятельность и ее разновиднос-ти: материально-производственная и социальная. Духовная деятельность. Созидательная и разрушительная деятельность. Прогрессивная, консервативная и регрессивная деятель-ность. Типы деятельности: экономическая (трудовая), духовно-интеллектуальная (досуго-вая), социальная, политико-правовая. Организационная деятельность как особый вид, ее разновидности: коммуникативная и управленческая. Творчество как высшая форма деятельности. Индивидуальный и коллективный труд. Специализация и разделение труда. Про-фессия и квалификация. Правила трудовой деятельности. Безопасность труда. Условия труда. Тенденции дегуманизации и гуманизации труда.
Тема 2.5. Духовный мир человека
Студент должен:
иметь представление:
– о духовном мире человека;
– о духовном производстве;
знать:
– основные вопросы, определяющие мировоззрение;
– типы мировоззрения;
– структуру мировоззрения;
уметь:
– характеризовать и сравнивать духовно-теоретическую и духовно-практическую деятель-ность;
– анализировать и сопоставлять мироощущение и миропонимание.
Понятие духовного мира человека. Духовность. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Духовное производство.
Определение мировоззрения. Основные вопросы, определяющие мировоззрения: отношение человека к миру в целом, место и назначение человека в окружающем мире, познание и преобразование мира. Типы мировоззрений: обыденное, мифологическое, ре-лигиозное, философское, научное. Структура мировоззрения: обобщенные знания, опреде-ленные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мироощущение как эмоциональ-но-психологическая сторона мировоззрения. Миропонимание как познавательно-интел-лектуальная сторона мировоззрения.
Раздел 3. ПОЗНАНИЕ
Тема 3.1. Познание мира
Студент должен:
иметь представление:
– о гносеологии как науке о познании;
– об основных подходах к познаваемости мира;
– о герменевтике как науки о понимании;
– об эвристике как науке о творчестве;
– об истинности и ложности познания;
– о сенсуализме и рационализме;
знать:
– определение познания мира и самопознания человека;
– субъекты и объекты познания;
– критерии истинности результатов познания;
уметь:
– показать механизм чувственного познания;
– проанализировать ход рационального познания;
– охарактеризовать и связать творчество и интуицию как нерациональные операции в структуре познания.
Определение познания мира и самопознания человека. Знания как результат позна-вательной деятельности. Гносеология как наука о познании. Основные подходы к познава-емости мира: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм. Субъект и объект познания. Истинность и ложность познания. Человеческая практика как критерий истин-ности результатов познания. Познавательные возможности человека.
Единство и самостоятельность чувственной и рациональной ступеней познания. Сенсуализм и рационализм. Механизм чувственного познания: ощущение как субъектив-ный образ предмета, чувственное восприятие, представление.
Рациональное познание. Форма мышления и понятие. Житейские и научные поня-тия. Суждения и умозаключения как операции мыслительной деятельности. Абстрагиро-вание. Роль памяти в переработке информации. Виды памяти: оперативная, краткосроч-ная, долгосрочная. Объяснение и понимание как элементы рационального познания. Виды объяснения: структурное, функциональное, причинное. Виды понимания: интерпретация, реинтерпретация, конвергенция, дивергенция, конверсия. Герменевтика как наука о пони-мании.
Творчество и интуиция как нерациональные операции в структуре познания. Структура и стимулирование творческого процесса. Эвристика как наука о творчестве. Механизм интуиции. Связь между интуицией и творчеством. Виды интуиции: юридическая, техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная.
Тема 3.2. Истина
Студент должен:
иметь представление:
– о деятельностно-диалектической концепции истины;
– о логике как опосредованной практике в постижении истины;
знать:
– абсолютно-относительный характер истины;
– сравнение заблуждения и лжи как видов ошибок.
уметь:
– определять и сопоставлять объективную, абсолютную и относительную истину.
Определение истины. Деятельностно-диалектическая концепция истины. Практика как основной критерий истины. Логика как опосредованная практика. Объективная исти-на. Истина абсолютная и относительная. Абсолютно-относительный характер истины. Конкретность истины.
Ошибки: заблуждение и ложь, их суть и источники. Знания полезные и бесполез-ные.
Тема 3.3. Научное познание
Студент должен:
иметь представление:
– о сути и особенностях научного познания;
– о взаимосвязи и системности научных знаний;
– о понятии методологии;
– об общелогических методах познания;
знать:
– суть и методы эмпирического уровня познания;
– суть, стадии и методы теоретического уровня познания;
уметь:
– сравнивать формы научного и вненаучного познания.
Суть и особенности научного познания: особые объекты изучения, использование специального языка, специфика научных знаний. Взаимосвязь и системность научных зна-ний.
Понятие методологии. Гипотезы и теории. Общелогические методы познания: аннализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирова-ние (компьютерное моделирование). Эмпирический (опытный) и теоретический уровни научного познания. Эмпирический (научный) факт как форма получаемого знания. Мето-ды эмпирического уровня: наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент.
Стадии теоретического уровня: выдвижение гипотезы и формулирование научной теории. Методы теоретического уровня: метод формализации, аксиоматический метод, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический метод, философский метод (метафизический и диалектический), логический метод. Комплексный характер методов научного познания.
Формы вненаучного познания: мифология, лженаучное познание, антинаучное по-знание, обыденное познание.