Свобода передвижения капиталов и осуществления платежей.
Сфера применения:
- весь капитал, находящийся внутри ЕС (правомерно размещенный).
Движение капитала - трансферт имущественных ценностей с инвестиционными целями (прямые и косвенные инвестиции)
Движение платежей - трансферт денег для оплаты исполненных по правовым обязательствам действий
Содержание:
абсолютный запрет всех ограничений между государствами-членами и по отношению к третьим странам
Правомерные ограничения (исключения):
n соглашения с третьими государствами (ст. 64),
n ограничения с целью налогового контроля и предотвращения избежания налогообложения. (ст.65)
n кратковременные (до 6 месяцев) охранительные меры функционирования ЭВС при исключительных обстоятельствах (напр. эмбарго) (ст. 66)
n меры, используемые в целях борьбы с терроризмом (ст. 75 ДФЕС).
Содержание этой свободы сводится к 3 запретам:
· Запрет передвижений между государствами-членами
· Запрет свободы передвижений капиталов и платежей между государствами-членами и 3 странами
· Запрет систематического контроля за движением капитала
Свобода распространяется на все платежи, осуществляемые в границах ЕС. Ограничение свободы могут иметь место, когда это необходимо в целях налогообложения, общественной безопасности и др.
Понятие и содержание экономической и валютной политики Европейского Союза.
Экономическая политика ЕС (ст. 119 ДФЕС) основана на:
o внутренний рынок
o координация экономических политик государств-членов Европейского Союза
o определение общих целей
при соблюдении Принцип открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией (!)
Денежная политика ЕС (составная часть экономической политики):
o единая денежная единица - Евро
o определение и проведение единой денежной политики
o определение и проведение единой политики валютных курсов
Основные принципы:
o стабильные цены,
o здоровые публичные финансы и условия денежного обращения,
o стабильный платежный баланс
Совет по рекомендации Комиссии разрабатывает проект главных ориентиров экономической политики государств-членов и Союза и представляет о нем доклад Европейскому совету.
Европейский совет на основе доклада Совета обсуждает заключение по главным ориентирам экономической политики государств-членов и Союза.
Исходя из данного заключения, Совет принимает рекомендацию, устанавливающую эти главные ориентиры. Совет информирует Европейский парламент о своей рекомендации.
44.Экономический и валютный союз: понятие, компоненты, этапы формирования.
Это- этап- экономической- интеграции.- Общая- экономическая- и- денежная- политика.- Участвуют-все-государства[члены ЕС. Зона-евро–элемент ЭВС. Участвуют-не-все-государства. Государства-«Еврозоны»--их-17.-Есть-условия-для-вступления-в-это-зону.-Могут-входить-государства-не-входящие-в-ЕС.-
ЭВС – высшая форма интеграции государств-членов ЕС. Как таковой учрежден Маастрихтским договором. Состоит из 2 компонентов: валютного и экономического. Основа экономического компонента ЭВС – внутренний рынок, на котором в полном объеме действует свобода передвижения капиталов и платежей.
Второй составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических политик государств-членов ЕС. Основная цель ЭВС – создание свободной рыночной экономике со свободной конкуренцией, а также тех законов, на которых эта экономика базируется:
· Координация экономических политик государств-членов ЕС
· Определение общих целей экономических политик
· Внутренний рынок
Основные составляющие ЭВС:
1) экономическая политика Союза, основана на координации экономических политик государств-членов; внутреннем рынке; определении общих целей (утверждается на три года, утверждаются отдельные ежегодные национальные экономические программы);
2) валютная политика – единая денежная единица (с 1999г. введение ЕВРО в безналичное обращение и 2002г. введение наличного ЕВРО); единая институциональная структура органов, предназначенных для проведения этой политики (Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков).
2. Валютный союз
Валютный компонент ЭВС подчинен экономической политики ЕС
· Наличие единой валюты
· Проведение единой валютной политики, целью которой является проведение политики стабильности цен (стабильность валюты и отсутствие инфляции)
· Принципы, которым должна соответствовать деятельность ЕВ в рамках экономического и валютного союза (устойчивый платежный баланс, платежеспособные государственные финансовые условия, отсутствие инфляции либо поддержание ее минимальных пределов. Вышеуказанные принципы имеют своей целью избежание чрезмерного дефицита бюджетов государств-членов).
Валютный компонент ЭВС – евро. Существование единой валюты повлекло учреждение специального институционального механизма для ее управления, европейской системы центр банков
Для того чтобы перейти на единую валюту государства-члены должны соответствовать 4 критериям сближения (критерии конвергенции):
· Критерий достижения высокого уровня стабильности цен – долговременный средний темп инфляции, наблюдаемый в течение года, не превышает более чем на 1, 5% такой же показатель у трех государств-членов с наименьшим показателем
· Критерий защищенности финансового положения правительства (соответствующее государство-член не обладает на конкретный момент чрезмерным бюджетным дефицитом)
· Критерий нормального участия в механизме обменных курсов за последние 2 года (государство-член ЕС не прилагало усилий для участия в этом механизме, в частности не предпринимала девальвации своей валюты в отношении валюты любого другого государства-члена в том числе на 2сторонней основе).
· Критерий участия государства члена в механизме обменных курсов, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок, означает, что в течение года государство-член ЕС имело среднюю номинальную величину долгосрочной %ставки, не превышающую более чем на 2 % этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен.
Необходимо чтобы законодательство государства-члена ЕС, регулирующее его правовое положение центрбанка соответствовало его учредитель
Этапы становления
Правовая основа – Маахстрихсткий договор, которые закрепил и этапы создания ЭВС. Всего три этапа:
1) с июля 1990г. (задним числом) - подготовительный;
2) с января 1994г., цель – избежание чрезмерных бюджетных дефицитов и начало процесса, ведущего к независимости центральных банков государств-членов;
3) предусматривалось два варианта перехода к третьему этапу: 1 вариант – третий этап должен был начаться с 1 января 1997г., если большинство стран готово к ведению единой валюты и создали все надлежащие условия для перехода; 2 вариант – если к концу 1997г. дата перехода к третьему этапу не будет установлена, то 3 этап должен начаться с 1 января 1999г.
История создания ЭВС
В 1973 году был учрежден европейский фонд валютного сотрудничества, с целью обеспечить стабильность курсов денежных единиц государств членов ЕС по отношения друг другу, а с 1979 года по отношению к экю. Традиционно принято считать, …
С 1992 года функции европейского фонда валютного сотрудничества перешли к европейскому валютному институту, целью которого являлось содействие в избежание чрезмерного……..
Правопреемником ЕВФ в 1998 году стал Е центрбанк, а в 1999 году стал функционировать новый механизм валютных курсов, центральным звеном которого являлось евро.
Те государства, которые соответствуют критериям конвергенции именуются государствами членами без изъятий, а те, которые не соответствуют – государствами-членами с изъятиями. При этом для того, чтобы именоваться государствами членами без изъятий, не обязательно переходить на евро.