Административные реформы М. М. Сперанского
В конце 1810-х гг. невиданные финансовые махинации и хищения сибирских управленцев всех рангов вызвали организацию очередной ревизии из столицы. Такие проверки, обычно направляемые Сенатом, случались и раньше, на этот же раз император поставил во главе комиссии бывшего пензенского генерал-губернатораМ.М.Сперанского, назначенного в марте 1819 г. генерал-губернатором Сибири. Результаты проверки шокировали правительство: все три губернатора — сибирский (Пестель), томский (Илличевский) и иркутский (Траскин) — вместе с полусотней чиновников отправились под суд, около семисот чиновников было смещено. Итоги ревизии явились непосредственным толчком к новой административной реформе, хотя ее необходимость возникла и осознавалась гораздо раньше. Еще в 1801 г. в указе сенатору, присланному с ревизией в Сибирь, говорилось: "Сибирский край по пространству своему, по разностям собственного его положения, по состоянию народов, его населяющих... требует как в разделении, так и в самом образе управления особенного постановления"71.
М.М. Сперанский и его единомышленники видели явные недостатки административной системы и осознавали необходимость их законодательного устранения. Многие проблемы вытекали, как уже отмечалось, из специфики местных условий: огромных расстояний, большой удаленности друг от друга городских центров края. В ходе присоединения сибирских территорий сложилось чересполосное административное деление уездов и пограничных линий военного подчинения; при утверждении штата городов таковыми записывались малые поселки в пять-шесть строений (чтобы завести там чиновный персонал); в канцеляриях всех уровней сидела многочисленная и алчная бюрократическая номенклатура и т. д.72 Цели реформ виделись в ограничении особым "установлением" единоличной власти высшего сибирского начальства, в приближении его к реальным потребностям хозяйственного управления, сведении воедино надзорных органов, четком разграничении функций многочисленных инстанций управления, приспособлении их к местным условиям. Принципиальная концепция реформы при этом базировалась на учете региональной географии, истории, бытовых и нравственных традиций населения.
По возвращении из сибирской поездки М.М. Сперанский вошел в состав специально учрежденного Сибирского комитета (под председательством графа Кочубея), который занялся рассмотрением проектов административных преобразований в регионе. В результате напряженной работы был составлен и в феврале 1822 г. "высочайше одобрен" пакет нормативных документов по управлению Сибирью: "Общее учреждение для местного управления Сибири" и частные правила об управлении некоторых областей; "Общий устав об управлении сибирских инородцев"; "Особенный устав об управлении сибирских киргизов"; "Устав о ссыльных"; "Устав о городовых казаках" и некоторые другие. Осуществление норм, заложенных в этих документах, регулировал Сибирский комитет — теперь уже во главе с самим М.М. Сперанским, а позднее — графом А. Аракчеевым73.
Сибирь разделили на две части (генерал-губернаторства) — Западносибирское с центром в Тобольске (с 1839 г. в Омске) и Восточносибирское с центром в Иркутске. Граница между ними проходила по Енисею, причем при разграничении учитывались самые различные факторы. Во-первых, великая река Енисей являлась естественным географическим рубежом. Во-вторых, по мысли реформатора, в каждой из двух частей оказывалось более или менее гармоничное сочетание собственной аграрной базы и неземледельческих районов. В-третьих, исторически сложившиеся внутриторговые маршруты сходились к Иркутску и Кяхте на востоке и к Ирбиту на западе края. В-четвертых, южная граница империи в Сибири четко делилась на восточную зону, оформленную договорами с Китаем, и западную, сложившуюся в результате исторических взаимоотношений с казахами. Генерал-губернаторства подразделялись на губернии, а они, в свою очередь, — на округа, волости и инородные управы. В результате административное устройство Сибири приобрело следующий вид: Западносибирское генерал-губернаторство включало Тобольскую и Томскую губернии иОмскую область, Восточносибирское — Иркутскую и вновь созданную Енисейскую губернию, Якутскую область и три особых управления — Троицкосавское пограничное, Охотское и Камчатское приморское74.
Административное управление строилось по степеням: главное (на уровне генерал-губернаторства), губернское (губернии и области), окружное, волостное и инородное75.
При генерал-губернаторе Сибири действовал Совет из назначаемых царем сановников, а также из высших должностных лиц генерал-губернаторства. Наблюдение за состоянием экономики, финансов и внутреннего порядка являлось его официальной задачей, негласной же функцией было предотвращение возможных злоупотреблений представителями власти.
Администрацию губернии возглавлял гражданский губернатор, входивший в губернский совет, который дублировал на более низком уровне Совет при генерал-губернаторе и имел к тому же полицейские полномочия. В областях действовали такие же советы, а так как все области находились в пограничных районах и там размещались войска, то областные начальники (губернаторы), в отличие от гражданских губернаторов, обладали полномочиями военного командования.
Округа различались по населению: в многолюдных учреждались общие окружные управления (окружной начальник и председатели окружных инстанций) и частные управления (суды, казначейство, медицинские заведения); в средненаселенных округах создавались только частные управления во главе с начальником округа; в редконаселенных — действовали только исправник и лекарь. У окружных начальников были в основном те же обязанности, что и у вышестоящих лиц губернского управления, но на них возлагались еще ежемесячный осмотр и ревизия острогов и раскладка повинностей среди населения области76. В многолюдных городах административная власть принадлежала городничему вместе с сословной думой, а в малолюдных — старосте, избиравшемуся из горожан. В целом бюрократический штат приводился в систему и значительно сокращался.Во множестве сибирских "медвежьих углов" теперь не предусматривалось насаждения присутственных мест, создания начальственных должностей.
Волостное правление было таким же, как в Европейской России. Администрацию составляли волостной голова, староста и писарь, ежегодно избиравшиеся "поверенными" от каждого селения. В деревнях действовали старшины и десятские. Крестьянские начальники должны были следить за выплатой податей, составлять бумаги — рапорты исправнику и разбирать мелкие правонарушения77.
Нетрудно убедиться, что М.М. Сперанскому удалось построить по одной схеме план управления на всех административных уровнях. Ответственность за подведомственную территорию возлагалась на главу администрации, который действовал совместно с совещательным органом. Структура таких органов тоже была идентичной, но на низших уровнях управления они были выборными (на низших, за неимением дворянства, выборность не допускалась). Более того, удалось разграничить компетенцию разных чиновных учреждений, жестко отделить судебную сферу от финансовой, а их вместе — от непосредственно управленческой (по крайней мере, формально).Таким образом, один из основных источников чиновного произвола и взяточничества (а именно путаница и дублирование функций разных ведомств) был ликвидирован.
Однако многие либеральные намерения М.М. Сперанского так и остались на бумаге, его реформа не во всем достигла своих целей. Так, в частности, советы не превратились в противовес власти генерал-губернаторов и губернаторов, которые в общем-то остались такими же полновластными владыками, какими были смещенные и отправленные в тюрьму М.М. Сперанским в 1819—1821 гг. чиновники. Идея бюрократического контроля над "номенклатурной машиной" не оправдала себя. Несмотря на детальное перечисление в законе их прав и обязанностей, местные органы не получили реальной самостоятельности и оказывались, как и прежде, жестко встроенными в традиционный механизм управления империей. Любая инициатива снизу обычно наталкивалась на инертность вышестоящих органов, либо не понимавших существа дела, либо вымогавших взятки. Серьезно мешало и отсутствие гласности в действиях административных структур. Выходящие из недр канцелярий документы спускались вниз по инстанциям уже в виде готовых указаний и требований, ни о каком обсуждении их населением не могло быть и речи. Собственно, и вся реформа М.М. Сперанского представляла собой такой же "высочайший рескрипт", который начал выполняться местным чиновничеством не из солидарности с планами реформатора, а по привычке исполнять приказы начальства.
На судьбе реформы и ее отдельных положений неизбежно сказались и краткость пребывания М.М. Сперанского в Сибири, недостаточное знакомство с ее жизнью, и неспособность провинциального чиновничества воспринять его идеи78. Тем не менее замыслы Сперанского в целом соответствовали вызову времени, так как установленная по его проектам структура территориально-административного деления продержалась несколько десятилетий. Это подчеркивает разумность предложенных им мер, поскольку в предыдущую эпоху, в XVIII в., нескончаемые преобразования в Сибири лишь усугубляли накопившиеся проблемы и не приводили к стабильному управлению.