Военная доктрина Российской Федерации
Военная доктрина - основной политико-правовой документ, в котором системно и детально изложены официальные взгляды на обеспечение военной безопасности государства. Военная доктрина является нормативной и организационно-распорядительной основой для строительства вооруженных сил, их планового технического оснащения и осуществления комплекса иных мероприятий в области обеспечения военной безопасности.
Понятие военной доктрины в XX веке претерпело существенные изменения. В начале 1920-х гг. под военной доктриной понималось принятое в армии данного государства учение, устанавливающее характер строительства вооруженных сил страны, методы боевой подготовки войск, их вождение на основе господствующих в государстве взглядов на характер стоящих перед ним военных задач и способы их разрешения *(267). В конце 1920-х и в 1930-х гг. советская военная наука выработала более широкий концептуальный подход к подготовке и ведению войны, сохранившийся после создания оружия массового поражения и поддерживаемый вплоть до настоящего времени: военная доктрина - это официально принятые в государстве и вооруженных силах научно обоснованные взгляды на характер войны, способы ведения вооруженной борьбы, а также вытекающие из этих взглядов требования к подготовке страны и вооруженных сил к войне *(268).
Военная доктрина утратила чисто военный (военно-стратегический) характер и включает также идеологические установки и практические планы военно-политического и военно-экономического порядка. По официальному определению, Военная доктрина Российской Федерации *(269) представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Исторически развитие отечественной военной доктрины в XX веке прошло несколько этапов. В ходе военной реформы 1924-1928 гг. сформирована военная доктрина наступательного характера, получившая свою теоретическую разработку в трудах выдающихся военных теоретиков 1920-х и начала 1930-х гг. В.К. Триандафиллова, М.В. Фрунзе, Б.М. Шапошникова и других. Военная доктрина конца 1920-х и 1930-х гг. основывалась на теории "глубокой операции" и стремлении "бить врага на его территории".
Ход Великой Отечественной войны, развитие военного искусства, появление новых видов вооружения, противостояние социалистического и капиталистического блоков государств выявили ряд просчетов во взглядах на военное строительство и военное искусство. В конце 1950-х - 1960-х гг. была создана новая военная доктрина ("доктрина Малиновского"), ориентированная на комплексное применение обычных и стратегических видов вооружений, концепцию ведения ракетно-ядерной войны, сочетание оборонительных и наступательных вооружений и сил.
К началу 1980-х гг. взаимная агрессия социалистического и капиталистического блоков во многом сдерживалась угрозой гарантированного уничтожения стратегически важных объектов оружием массового поражения. В 1982 г. СССР в одностороннем порядке принял на себя обязательство не применять первым ядерное оружие. Ядерное оружие стало рассматриваться как оружие возмездия в ответном ядерном ударе.
Резкое возрастание разрушительных свойств обычного вооружения, понимание неизбежности экологической катастрофы в случае их применения для уничтожения стратегически важных военных и промышленных объектов привело к выводу о том, что в современных условиях стремление государств к достижению политических целей военными средствами недопустимо и несет в себе угрозу существования человечества. Эта позиция была официально выражена в 1987 г. блоком социалистических государств в заявлении государств - участников Варшавского договора. Это заявление способствовало разрядке в международных отношениях и укреплению доверия между государствами.
Первая российская военная доктрина была сформулирована Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации" *(270). Положения этого Указа развивает действующая Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706 "Об утверждении военной доктрины Российской Федерации". Эта Военная доктрина стала первой официально опубликованной военной доктриной в отечественной истории.
Военная доктрина РФ состоит из преамбулы и трех разделов. В преамбуле закреплено понятие Военной доктрины, дана ее характеристика как документа переходного периода, указаны правовая основа Военной доктрины, соотношение Военной доктрины с другими концептуальными документами, а также закреплен ее оборонительный характер.
В первом разделе установлены военно-политические основы Военной доктрины. Военная доктрина указывает в качестве основных факторов военно-политической обстановки снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, формирование и укрепление региональных центров силы, усиление национального, этнического и религиозного экстремизма, активизация сепаратизма, распространение локальных войн и вооруженных конфликтов, усиление региональной гонки вооружений, распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки, обострение информационного противоборства.
Оценивая основные угрозы военной безопасности, Военная доктрина РФ отмечает, что угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена. К основным внешним угрозам отнесены территориальные претензии к Российской Федерации; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации; попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности; наличие очагов вооруженных конфликтов, создание и наращивание группировок войск вблизи государственной границы Российской Федерации и ее союзников, расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности России, ввод иностранных войск на территории сопредельных с Россией и дружественных ей государств, подрыв глобальной и региональной стабильности, враждебные информационные действия, дискриминацию российских граждан в иностранных государствах и международный терроризм.
Основными внутренними угрозами считаются попытки насильственного свержения конституционного строя, противоправная деятельность экстремистских движений и организаций, дезорганизация функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры, создание, оснащение и подготовка незаконных вооруженных формирований, незаконный оборот в России оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности России.
Обеспечение военной безопасности признано важнейшим направлением деятельности Российского государства. Главной целью обеспечения военной безопасности является предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации. Военная безопасность обеспечивается всей совокупностью имеющихся в распоряжении Российской Федерации сил, средств и ресурсов. Россия исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору в любых условиях. Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее или ее союзников оружия массового уничтожения и в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности России ситуациях.
Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются сочетание централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности, эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них, достаточность сил, средств и ресурсов для обеспечения военной безопасности и рациональное их использование, соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности, ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.
Военная безопасность обеспечивается комплексом мер как в мирное время, так и в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта).
В первом разделе раскрыты основные элементы военной организации Российского государства, которая в настоящем издании рассматривается в особом параграфе.
Во втором разделе Военной доктрины РФ раскрываются ее военно-стратегические основы. Военная доктрина классифицирует современные войны и вооруженные конфликты на справедливые и несправедливые, на локальные, региональные и крупномасштабные, а также на войны и вооруженные конфликты с применением оружия массового уничтожения и с применением только обычных средств поражения.
Правомерное применение Вооруженных Сил и других войск допускается для отражения агрессии против Российской Федерации, для защиты от антиконституционных действий и противоправных вооруженных действий, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для решения других задач в соответствии с федеральным законодательством.
Основными формами применения Вооруженных Сил и других войск являются стратегические операции, операции и другие боевые действия, совместные специальные операции, контртеррористические и миротворческие операции.
В третьем разделе закреплены военно-экономические основы Военной доктрины РФ. Главной целью военно-экономического обеспечения признается удовлетворение потребностей военной организации государства в финансовых средствах и материальных ресурсах.
Приоритетными задачами военно-экономического обеспечения признаны полное и своевременное финансовое обеспечение планов строительства и развития, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил и других войск, финансово-экономическое обеспечение разработки и совершенствования стратегических и обычных вооружений, военной и специальной техники, систем управления войсками, связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, информационного обеспечения, а также повышение уровня жизни военнослужащих и их семей.
Российская Федерация осуществляет международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество, исходя из своих национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению национальной безопасности. Приоритетное значение придается развитию военного сотрудничества с государствами - участниками Договора о коллективной безопасности СНГ.