Основы правового положения государственного служащего.
Права государственного служащего (Глава III. Статья 9):
1)ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по
занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки
качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-
технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
2)получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для
исполнения должностных обязанностей;
3)посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей
предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
4)принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными
обязанностями;
5)участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной
государственной должности государственной службы;
6)продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом
результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
7)ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей
деятельности и другими документами до внесения их в личное дело,
приобщение к личному делу своих объяснений;
8)переподготовку и повышение квалификации за счет бюджета;
9)пенсионное обеспечение;
10)проведение служебного расследования для опровержения порочащих сведений;
11)объединение в профсоюзы;
12)внесение предложений по совершенствованию государственной службы.
Основные обязанности государственного служащего (Ст. 10):
1)обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение КРФ,
реализацию ФЗ и законов субъектов;
2)добросовестно исполнять должностные обязанности;
3)обеспечивать соблюдение и защиту прав граждан;
4)исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих, за исключением
незаконных;
5)своевременно рассматривать обращения гр-н и общ. объединений, а также
предприятий, учр. и орг-й, гос. органов и органов местного сам-я и принимать
по ним решения;
6)соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, инструкции, порядок
работы со служебной информацией;
7)поддерживать уровень квалификации;
8)хранить тайну, а не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь,
честь и достоинство граждан.
Ограничения, связанные с государственной службой (Ст.11.):
1)заниматься другой оплачиваемой деят-ю, кроме педагогической, научной и
иной творческой деятельности;
2)быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ или
субъектов, органов местного самоуправления;
3)заниматься предпринимательской деятельностью;
4)состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не
предусмотрено ФЗ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5)быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в гос. органе, в
котором он работает либо который подчинен или подконтролен ему;
6)использовать в неслужебных целях средства обеспечения, другое имущество и
информацию;
7)получать гонорары за публикации и выступления в качестве служащего;
8)получать вознаграждения, связанные с исполнением должностных
обязанностей и после выхода на пенсию;
9)принимать без разрешения ПРФ награды, звания зарубежных стран,
международных и иностранных организаций;
10)выезжать в служебные командировки за границу за чужой, за исключением
осуществляемых в соотв. с договорами и договоренностями РФ;
11)принимать участие в забастовках;
12)использовать служебное положение в интересах пол. партий, общественных,
религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных
органах не могут образовываться структуры политических партий,
религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных
союзов.
Ответственность государственного служащего. За неисполнение или
ненадлежащее исполнение гос. служащим обязанностей (должностной проступок) на
него могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать
государственного служащего на государственную должность государственной
службы, следующие дисциплинарные взыскания:
1)замечание;
2)выговор;
3)строгий выговор;
4)предупреждение о неполном служебном соответствии;
5)увольнение.
Гос. служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (до
месяца), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен
от исполнения с сохранением денежного содержания.
Гарантия для государственного служащего:
1)условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
2)денежное содержание и иные выплаты;
3)ежегодный оплачиваемый отпуск;
4)мед. обслуживание его и семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
5)переподготовка и повышение квалификации с сохранением содержания;
6)обязательность получения его согласия на перевод на другую должность
государственной службы, за исключением случаев предусмотренных;
7)пенсионное обеспечение за выслугу лет и членов семьи в случае его
смерти, в связи с исполнением обязанностей;
8)обязательное гос. страхование на случай причинения вреда в связи с
исполнением;
9)обязательное гос. социальное страхование на случай заболевания или потери
трудоспособности в период прохождения службы;
10)защита его и семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в
связи с исполнением в порядке, установленном ФЗ.
Административный договор.
В законодательстве этот термин не употребляется. На сей счет существует две
точки зрения:
а)Бахрах - АД - реальность, они уже применяются, это перспективная форма;
б)Козлов - АД предшествуют юридически властной форме реализации
исполнительной власти, а сами такой деятельностью не являются.
Сам договор непосредственно не порождает конкретных административных
правоотношений, но как бы входит в процесс формирования сложного юридического
факта, на основании которого возникнет административное правоотношение.
Административный договор - вид сделок в которых равноправие сторон
так или иначе связано с властными полномочиями одной из них. Конкретный
пример - Закон “О воинской обязанности” раздел 5 - заключение контракта.
Договор предшествует возникновению административных правоотношений.
Черты АД:
1.Административные договоры имеют организационное содержание.
2.Одной из сторон договора всегда является субъект исполнительной власти.
3.Административный договор РФ не обеспечен судебной защитой, т.е. при
неисполнении условий договора не влечет имущественных санкций.
4.АД в качестве управленческой формы, связан с административно-правовым актом
и в этом плане предшествует принятию акта.
5.нормативной базой являются нормы административного права.
Виды договоров.
По содержанию:
1.Договора о компетенции (разграничение, делегирование полномочий).
2.Договора о совместной деятельности (между субъектами, один из которых
административно-правовой субъект).
3.Договора о выполнении государственных заказов.
По субъектам АП договоры могут быть:
1.между двумя субъектами;
2.между субъектом ИВ и государственными организациями;
3.между государственными и негосударственными организациями;
4.между субъектами управления и гражданами.
По взаимоотношению сторон договора:
1.Договора субъектов, не обладающих властными полномочиями друг к другу.
2.Договор субъектов, один из которых обладает властными полномочиями по
отношению к контрагенту (вертикальные договоры). Вертикальные договоры — при
договорной практике все-таки у подчиненной стороны есть возможность
обосновать свою позицию и требовать финансового равновесия, а также право
обосновать свою позицию, закрепить в условиях договора. Вертикальный договор
позволяет предать стабильность отношениям и гласность иерархическим
отношениям.
Билет №20
Формы управления.
Под формой управления понимается внешне выраженное действие
исполнительного органа должностного лица), осуществленное в рамках его
Компетенции.
Виды форм управления:
I. Правовые - деятельность, которая непосредственно влечет определенные
правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического
оформления: принятие актов, заключение договоров, совершение иных
юридически значимых действий.
Неправовые формы делят на :
1) организационные действия;
2) материально-технические операции.
Особенность: эти действия непосредственно юридических последствий не влекут.
Формы управленческой деятельности может быть отнесены к числу правовых, если
в действиях, совершаемых субъектами исполнительной власти, отчетливо
проявляется характерное юридическое волеизъявление данного субъекта. Иные
действия, повседневно осуществляемые исполнительными органами и должностными
лицами и связанные с процессом непосредственно реализации власти - относятся
к неправовым.
Эффективность управления достигается при балансе правовых и неправовых форм.
Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой
форме, государственно-управленческая деятельность может осуществляться в
обеих формах.
II. Деление форм управления на:
-процессуальные;
-непроцессуальные.
Процессуальная форма - это юридическая конструкция, которая закрепляет
целесообразные способы реализации властных полномочий, решения юридических дел.
Юридический процесс - властная деятельность уполномоченных субъектов,
направленная на решение конкретных юридических дел и достаточно полно
урегулированная процессуальными нормами.
Признаки:
-Реализация властных полномочий.
-Результатом является решение юридических дел (принятие нормативного акта,
прием в гражданство, применение санкции). Поэтому процессуальная деятельность
оформляется промежуточными и итоговыми официальными документами.
-Регламентация процессуальными нормами.
Бахрах считает возможным поделить всю исполнительно-распорядительную
деятельность по еще одному критерию, связанному с формой - гласность,
открытость. В основном исполнительная власть действует гласно,
информация о ее осуществлении доступна. Но существуют и негласные формы
деятельности, информация о которых секретна (оперативно-розыскная,
разведывательная, частично внешнеэкономическая деятельность ).
По мнению Алехина и Козлова, административно-правовая форма может быть
представлена многообразно, образуя своеобразную систему действий
исполнительных органов (должностных лиц):
а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов)
и базирующиеся на них, т.е. различные действия, влекущие определенные
юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность
(регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные,
пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование и
т.п.). Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием
правовых актов управления;
б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (утверждение
программ социально-экономическою развития и т.п.) либо реакция на негативные
явления в сфере государственного управления;
в) по направленности: воздействующие на общественные отношения в сфере
государственного управления (внешняя направленность) либо на деятельность
нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);
г) по объему, общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;
д) по адресату, вся система исполнительной власти (государственного
управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного
исполнительного органа (самоорганизация);
е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные
(например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные
(например, в рамках административного производства);
ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двух- и
многосторонние (административно-правовые договоры);
з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по
собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо
являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений
(например, по жалобам граждан);
и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим
чрезвычайною или военного положения;
к) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые
в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;
л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от
формы собственности (государственные, кооперативные, акционерные,
коммерческие, коллективные, частные, индивидуальные объекты);
м) по юридическому содержанию: дозволительные, запретительные либо
предписывающие.