Государства и издающий правовые акты от своего имени.
Правительство - один из основных институтов управления государством.
Прообразом правительства стал созданный Петром I в 1711 г. Правительствующий
Сенат, который обеспечивал управление государством во время отсутствия
Императора. В царствование Александра I появляются первые акты правительства.
Появление института правительства относится к 1906 году: учреждается высший
орган исполнительной власти, близкий к современному правительству. СНК -
новое правительство - с 1917 года, появляется раздел о правительстве в
конституции. Современное российское правительство начинает складываться по
принятии Конституции 1978 года, (Закон о СовМине 1979, Закон о СовМине -
Правительстве РФ 1992 г.). Т.о. - традиций правового регулирования
правительства у нас не много.
Правительство - сосредоточение всех властных полномочий у главы
правительства и узкого круга министров: управленческие полномочия
концентрируются у малого, по сравнению с кол-вом, круга лиц во главе с
премьером.
Деятельность правительства регулируется ФКЗ “о правительстве” от 17
декабря 1997.
По КРФ Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, эта формулировка
интересна тем, что принята теория разделения властей, но в то же время
Правительство не названо высшим органом исполнительной власти. До последней
конституции формулировки были другими: Правительство называлось
исполнительным органом гос. власти, оно называлось высшим органом.
В состав правительства входят (по КРФ):
n председатель,
n заместители,
n федеральные министры.
Из всего состава правительства особыми полномочиями обладает председатель,
который назначается Президентом с согласия ГД, которая должна в течении 1
недели рассмотреть предложение о кандидатуре на этот пост. После трехкратного
отклонения Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя
Правительства и распускает ГД.
Две формы прекращения деятельности Правительства - сложение полномочий,
отставка.
Компетенция Председателя по Конституции:
1.представляет предложения Президенту о структуре ФОИВ;
2.предлагает кандидатуры на должность заместителей председателя правительства
и фед. министров;
3.определят основные направления деятельности правительства и организует его
работу. На деле (по закону) председатель представляет правительство в МО,
подписывает решения правительства и выполняет иные полномочия.
Компетенция Правительства не может быть определена предметно, то есть
определяются предметы ведения по которым работает правительство:
1.разрабатывает и представляет ГД фед. бюджет, обеспечивает его исполнение,
предоставляет отчет по его выполнению;
2.обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
3.обеспечивает проведение в РФ единой гос. политики в области культуры,
науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения и экологии;
4.осуществляет управление федеральной собственностью;
5.осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной
безопасности, реализации внешней политики РФ;
6.осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране
собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
7.осуществляет иные полномочия возложенные конституцией, законами и указами
президента (ст. 114 КРФ).
Основной формой работы правительства являются заседания. На заседаниях
решаются основные вопросы управления страной, хоз. и культурной деятельности.
Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 членов,
решения принимаются большинством голосов. В качестве постоянного органа
действует президиум правительства в составе председателя, заместителей, ряда
министров (финансов, экономики, ИД, обороны, безопасности, внутренних дел,
председателей госкомитетов, и руководителей аппарата Президента).
Основными актами Правительства являются постановления и распоряжения,
которые должны соответствовать КРФ, законам и указам Пр-та. В случае
противоречия постановления правительства могут быть отменены президентом РФ.
Постановлением СовМина от 28 января 1993 года №74 утвержден ряд положений,
обеспечивающих работу сегодняшнего правительства.
Регламент заседаний Правительства и Президиума (утвержден как 2-е приложение).
Заседания проводятся не реже 1 раза в квартал, заседания Президиума - по мере
необходимости. Материалы и проекты решений по вопросам, включенным в план
заседания, вносятся министрами, руководителями органов исп. власти субъектов
не позднее 10 дней до даты, утвержденной определенным планом заседаний.
Материалы и проекты рассматривают замы, при необходимости - экспертиза в
аппарате Правительства. Проект повестки заседания правительства и его
президиума формируется руководителем аппарата, по согласованию с замами
председателя правительства и представляется председателю правительства, за 5
дней присылается участникам. На заседании участвуют члены правительства,
другие лица, которые указываются в законе, также приглашенные. Заседание
считается правомочным, если не менее 2/3. На заседаниях президиума участвуют
члены президиума, приглашенные лица и заседания правомочны если присутствует
больше половины. Заседания проводятся под председателем, если нет - то 1 зам.
Повестка и порядок принимаются посредственно на заседании. Решения -
большинством голосов. Решение президиума - большинством голосов от общего
числа его членов. В случае необходимости образуются рабочие группы, в
которые могут включаться представители др. гос. органов. По вопросам,
рассмотренным на заседании принимаются постановления и распоряжения
(Положение о подготовке проекта постановлений и распоряжений правительства РФ
- положение №3; Постановление правительства РФ от 19 июня 1994 года №733 “об
утверждении временного положения о законопроектной деятельности правительства
РФ”).