Установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере
иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство
возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный
министр).
Государственный комитет РФ, федеральная комиссия России – федеральные
Органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе
Межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также
функциональное регулирование в определённой сфере деятельности.
Государственный комитет РФ, федеральную комиссию РФ возглавляют соответственно
председатель государственного комитета РФ и председатель федеральной комиссии
России.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России
– федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные
(исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в
установленных сферах. Федеральную службу РФ возглавляет руководитель
(директор) федеральной службы России, российское агентство – генеральный
директор российского агентства, федеральный надзор России – начальник
федерального надзора России.
Впредь до внесения изменений и дополнений в соответствующие федеральные
законы конкретные наименования федеральных органов исполнительной власти
определяются в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной
власти, утверждённой Президентом РФ.
Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и
ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя
Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти,
подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по вопросам,
закреплённым за ним К РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других
федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная
численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
утверждаются Правительством РФ.
Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения
его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и
освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя
Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность
и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами.
Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных
органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей
органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных
Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются
на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.
В зависимости от статуса того или иного органа законодательно определяются
права его руководителей. При этом не допускается приравнивание должностных
лиц к более высоким должностям в форме наделения правами по этим должностям
или присвоения ранга.
Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти
Качество административных актов зависит от соблюдения их авторами ряда
требований, которым должны соответствовать издаваемые ими акты.
1)целесообразность акта. Акт должен быть полезен с точки зрения
общественных, а не личных или аппаратных интересов, он должен быть научно
обоснован. Нецелесообразность акта делает его эффективность нулевой, а
исполнение такого акта - принести огромный вред обществу.
2)законность акта. Т.е.:
n наличие компетенции у его автора;
n соответствие его закону по существу;
n соответствие цели закона;
n принятие его в установленный законом срок;
n соблюдение процессуальных прав издания акта.
В науке АП акты, не соответствующие закону считаются дефектными. Их делят на
оспоримые (незаконность таких актов не очевидна, спорна) и ничтожные (их
юридическая несостоятельность очевидна). Акты признаются незаконными, если:
n есть прямое указание закона;
n грубо нарушена подведомственность;
n нет законного основания для принятия акта;
n нарушен срок давности;
n акт предписывает совершение преступления и т.п.
3)организационно-технические требования, т.е. требования к культуре
оформления акта. Это:
n язык акта;
n присвоение ему номера;
n наличие в тексте даты издания;
n сведения о том, где и кем он принят;
n подписи;
n (в ряде случаев) специальные бланки, формуляры, четкие оттиски
штампов, печатей и т.п.
Культурность предполагает и своевременное доведение актов до адресатов,
правильное ведение делопроизводства, хранение письменных актов.
Эти требования должны предъявляться к каждому решению административной власти.
Билет №13