Регламентируется в основном нормами административного права.
В ст. 110 К РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ
осуществляет Правительство РФ. Кроме того, Президент РФ, формально не входя
ни в одну из трёх властей, по существу, имея ряд конституционных полномочий в
области исполнительной власти, в неё входит. Более того, Президент РФ
назначает (с согласия ГДФСРФ) и смещает Председателя Правительства РФ и
руководителей других федеральных органов государственной власти, напрямую
руководит рядом министерств (ZB., силовыми). Президент РФ вправе
председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей
юридической силе выше постановлений Правительства РФ. Совершенно очевидно,
что Правительство РФ несёт ответственность перед Президентом РФ, только ему
подотчётно и ему подконтрольно. Не признавать это – значит идти вопреки
правовой логике и делать Правительство РФ полностью безответственным,
поскольку К РФ не предусмотрена его ответственность перед Федеральным
собранием.
Анализ полномочий Президента РФ и Правительства РФ даёт все основания считать
главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя
Правительства РФ или Правительство РФ в целом. Поэтому, когда утверждают, что
Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти, то необходимо
принимать во внимание известную условность такого утверждения. Оно может
рассматриваться как высший орган исполнительной власти в том смысле, что
является единственным коллегиальным органом, имеющим конституционную
компетенцию в сфере исполнительной власти и право руководить всеми органами
исполнительной власти. Но при этом Правительство РФ функционирует, имея над
собой Президента РФ, указания которого для Правительства РФ обязательны, и
надо отметить, что в Указах Президента РФ весьма часто встречаются положения,
означающие прямое вмешательство в организацию и деятельность Правительства
РФ.
К РФ не устанавливает критериев, по которым те или иные органы
государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к пониманию
этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных органов
государственной власти законодательные (ФСРФ – СФ и ГД) и судебные (КСРФ,
ВСРФ, ВАСРФ, другие федеральные суды – ZB., окружные арбитражные суды), а
также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Счётная
палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам
человека, Академии наук). Оставшиеся органы и составляют систему органов
исполнительной власти. К этому следует добавить определённые органы
исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 77 К
РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ
и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной
власти в РФ. Следовательно, в отличие от законодательной власти
исполнительная власть в РФ в значительной мере носит единый характер, что,
естественно, предопределяет объём полномочий Правительства РФ (организует
исполнение принимаемых ФСРФ законов, УПРФ и его распоряжений, международных
договоров; осуществляет контроль за исполнением этих актов органами
исполнительной власти РФ и её субъектов, принимает меры по устранению
нарушений действующего законодательства).
К РФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной
власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17/12/1997
установил такое правило. Поэтому система устанавливалась указами Президента РФ,
в частности Указом “о структуре федеральных органов исполнительной власти” от
22/09/1998 Система федеральных органов исполнительной власти включает в
себя:
-Правительство РФ;
-министерства РФ (федеральные министерства) (24);
-государственные комитеты РФ (13);
-федеральные комиссии России (2);
-федеральные службы России (17);
-российские агентства (3);
-федеральные надзоры России (2);
-иные федеральные органы исполнительной власти.
Министерство Российской федерации – федеральный орган исполнительной
Власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в
Установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях,