Некоторые внутриорганизационные отношения в других органах, урегулированные

нормами административного права.

Для административно-правовых отношений характерно следующее: все правовые

отношения, в т.ч. и административно-правовые, переводят нормы права в

реальную действительность, в силу чего административно-правовые отношения,

также, как и все остальные, вторичны по отношению к нормам права, т.к. они

реализуют действия правовой нормы. Они определяют права и обязанности субъектов

правоотношений, которые должны быть взаимокорреспондированны что вовсе не

означает, что у одной стороны должны быть только права, а у другой – лишь

обязанности.

Признаки административно-правовых отношений.

1) Административно-правовые отношения – это властеотношения [хотя есть и те,

которые к таким причислены быть не могут, ZB., отношения между двумя

министерствами].

2) Административно-правовые отношения отличаются публично-правовым характером

(государство и его органы выступают органами публичной власти).

3) Один из субъектов административно-правовых отношений является органом

исполнительной власти [хотя во внутриорганизационных отношениях, ZB.,

прокурора со своим секретарём присутствия органа исполнительной власти не

наблюдается].

4) Административно-правовые отношения всегда являются организационными

отношениями (т.к. на органы исполнительной власти возложена функция

реализации закона и т.д. [хотя в наших органах отношения скорее

дезорганизационные Þ акцент здесь надо делать на внешне-, а не

внутриорганизационные отношения]).

5) Административно-правовые отношения могут возникать, как правило, по

велению одной из сторон, согласие второй стороны необязательно (ZB., при

правонарушении) [хотя и не всегда: есть отношения, когда вторая сторона будет

противником таких отношений и они не состоятся, ZB., Минздрав субъекта

федерации обратился к Минздраву РФ с просьбой соответствующим образом

разделить полномочия, а тот отказался Þ отношения не состоялись].

6) В административно-правовых отношениях ответственность наступает не перед

другой стороной, как, ZB., в гражданском праве, а перед государством в целом

[хотя необходимо иметь в виду ст. 52 К РФ – об ответственности государства

перед гражданами: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда,

причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов

государственной власти или их должностных лиц». Å есть ответственность

органа перед органом].

ÞЖизнь богаче любых классификаций.

Виды административных правоотношений.

Административно-правовые отношения можно разделить на виды по нескольким

критериям.

Во-первых, по субъектам отношений их подразделяют на отношения

вышестоящего органа исполнительной власти с нижестоящим органом исполнительной

власти, отношения между органами исполнительной власти и

негосударственными объединениями [партии и т.д.], отношения между

органами исполнительной власти и другими органами государства [прокуратура,

законодательные органы и т.д.] и отношения между органами исполнительной

власти и органами местного самоуправления.

Во-вторых, по сфере действия их подразделяют на внутри- и

внешнеорганизационные отношения.

Кроме того, по выполняемым функциям эти отношения могут быть

классифицированы на материальные и процессуальные.

А также, исходя из положения субъектов правоотношений выделяют

вертикальные и горизонтальные [примером последних может являться

административно-правовой договор].

Основаниями возникновения административных правоотношений являются

юридические факты – действия [результат нашего волеизъявления] и события

[независимо от нашей воли].

Состав административно-правовых правоотношений.

Обычно говорят о трёх элементах административных правоотношений:

1) субъектах (сторонах) [государственных органах, коммерческих структурах,

органах местного самоуправления; тж., к субъектам относятся и физические

лица, граждане, чей правовой статус определяется, прежде всего, К РФ, и, само

собой разумеется, что их администативно-правовой статус неодинаков – граждане

РФ, иностранные граждане и, тем более, лица без гражданства (ZB.,

избирательное право); кроме того статус физических лиц определяется Всемирной

Декларацией прав и свобод человека 1948 и Конвенцией по правам и свободам

человека 1956 г.];

2) содержании [правах и обязанностях сторон];

3) и объектах [право не воздействует на вещи, а может влиять лишь на наше

сознание и через сознание – на поведение Þ единственным объектом

административно-правовых отношений является поведение людей].

Наши рекомендации