Некоторые внутриорганизационные отношения в других органах, урегулированные
нормами административного права.
Для административно-правовых отношений характерно следующее: все правовые
отношения, в т.ч. и административно-правовые, переводят нормы права в
реальную действительность, в силу чего административно-правовые отношения,
также, как и все остальные, вторичны по отношению к нормам права, т.к. они
реализуют действия правовой нормы. Они определяют права и обязанности субъектов
правоотношений, которые должны быть взаимокорреспондированны что вовсе не
означает, что у одной стороны должны быть только права, а у другой – лишь
обязанности.
Признаки административно-правовых отношений.
1) Административно-правовые отношения – это властеотношения [хотя есть и те,
которые к таким причислены быть не могут, ZB., отношения между двумя
министерствами].
2) Административно-правовые отношения отличаются публично-правовым характером
(государство и его органы выступают органами публичной власти).
3) Один из субъектов административно-правовых отношений является органом
исполнительной власти [хотя во внутриорганизационных отношениях, ZB.,
прокурора со своим секретарём присутствия органа исполнительной власти не
наблюдается].
4) Административно-правовые отношения всегда являются организационными
отношениями (т.к. на органы исполнительной власти возложена функция
реализации закона и т.д. [хотя в наших органах отношения скорее
дезорганизационные Þ акцент здесь надо делать на внешне-, а не
внутриорганизационные отношения]).
5) Административно-правовые отношения могут возникать, как правило, по
велению одной из сторон, согласие второй стороны необязательно (ZB., при
правонарушении) [хотя и не всегда: есть отношения, когда вторая сторона будет
противником таких отношений и они не состоятся, ZB., Минздрав субъекта
федерации обратился к Минздраву РФ с просьбой соответствующим образом
разделить полномочия, а тот отказался Þ отношения не состоялись].
6) В административно-правовых отношениях ответственность наступает не перед
другой стороной, как, ZB., в гражданском праве, а перед государством в целом
[хотя необходимо иметь в виду ст. 52 К РФ – об ответственности государства
перед гражданами: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда,
причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов
государственной власти или их должностных лиц». Å есть ответственность
органа перед органом].
ÞЖизнь богаче любых классификаций.
Виды административных правоотношений.
Административно-правовые отношения можно разделить на виды по нескольким
критериям.
Во-первых, по субъектам отношений их подразделяют на отношения
вышестоящего органа исполнительной власти с нижестоящим органом исполнительной
власти, отношения между органами исполнительной власти и
негосударственными объединениями [партии и т.д.], отношения между
органами исполнительной власти и другими органами государства [прокуратура,
законодательные органы и т.д.] и отношения между органами исполнительной
власти и органами местного самоуправления.
Во-вторых, по сфере действия их подразделяют на внутри- и
внешнеорганизационные отношения.
Кроме того, по выполняемым функциям эти отношения могут быть
классифицированы на материальные и процессуальные.
А также, исходя из положения субъектов правоотношений выделяют
вертикальные и горизонтальные [примером последних может являться
административно-правовой договор].
Основаниями возникновения административных правоотношений являются
юридические факты – действия [результат нашего волеизъявления] и события
[независимо от нашей воли].
Состав административно-правовых правоотношений.
Обычно говорят о трёх элементах административных правоотношений:
1) субъектах (сторонах) [государственных органах, коммерческих структурах,
органах местного самоуправления; тж., к субъектам относятся и физические
лица, граждане, чей правовой статус определяется, прежде всего, К РФ, и, само
собой разумеется, что их администативно-правовой статус неодинаков – граждане
РФ, иностранные граждане и, тем более, лица без гражданства (ZB.,
избирательное право); кроме того статус физических лиц определяется Всемирной
Декларацией прав и свобод человека 1948 и Конвенцией по правам и свободам
человека 1956 г.];
2) содержании [правах и обязанностях сторон];
3) и объектах [право не воздействует на вещи, а может влиять лишь на наше
сознание и через сознание – на поведение Þ единственным объектом
административно-правовых отношений является поведение людей].