Понятие, доказательства, участники, сроки.
Административный процесс - самый большой по объему, и он обладает всеми
признаками юрид. процесса. Особенности: - АП представляет собой
разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти:
n АП направлен на решение определенных управленческих дел.
n АП урегулирован нормами административного права.
В зависимости от содержания делится на:
n Процесс административного правотворчества.
n Оперативно-распорядительный процесс — непосредственная управленческая
деятельность.
n Административно-юрисдикционный процесс.
Каждую из частей процесса можно разделить на производство; административное
производство отличается содержанием решаемых проблем. Также можно отметить
стадийность. Под стадией следует понимать сравнительно самостоятельную часть
производства, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей
задачи, документы и особенности.
Общими для административного правонарушения являются следующие стадии:
1.Условная - анализ ситуации, адм. расследование, проверка жалобы, обсуждение
правового акта.
2.Стадия принятия решения - фиксируется воля субъекта власти (приказ и .т.д.).
3.Исполнение решения.
Иногда выделяют стадии: стадия возбуждения дела, стадия пересмотра
постановлений.
В зависимости от сложности можно выделить:
n Ускоренное;
n Обычное;
n Усложненное производство.
Кодифицировать административный процесс очень сложно, он регулируется
множеством актов. Чисто процессуальных актов единицы. Как правило, в законе
есть как материальные, так и процессуальные нормы.
Административный юрисдикционный процесс. Состоит из ряда производств:
1.По делам об административных правонарушениях (важнейший);
2.По применению мер адм. пресечения и восстановления;
3.По применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм
административного права.
Особенности производства устанавливаются специальными нормами. КоАП содержит
основу. Производство по делам об административных правонарушениях тесно
связан с гражданским процессом. Жалоба на постановление о привлечении к адм.
ответственности рассматривает по ГПК.
Доказательства. Ими в производстве по адм. правонарушениях являются
фактические данные, информация, а основе которых устанавливаются основания
дела. Док-ва могут быть использованы в производстве если они получены в порядке
и из источников, предусмотренных законом. Док-ва делят на прямые и косвенные,
обвинительные и оправдательные и т.д.
Для административного процесса делят док-ва в зависимости от источника сведений:
1.показания или объяснения различных лиц, чаще участников производства.
2.Вещественные док-ва и документы - материальные носители информации;
3.Непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать
административные проступки (исключительно для административного процесса).
Участники производства по делам об адм. правонарушениях:
1.компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать
властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу
дела;
2.субъекты, имеющие личный интерес в деле (потерпевший, привлекаемый к
ответственности);
3.лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели,
эксперты и т.д.).
Сроки производства об административных правонарушениях. Для
административного процесса:
1.размер срока - в КоАП, в большинстве случаев четко устанавливается сроки
(час, сутки, неделя), иногда встречаются неопределенные сроки (ст. 238).
2.С какого момента течет срок. Часто - начало течения срока связано с каким-
нибудь юридическим фактом (получение повестки и т.д). Когда срок исчисляется
днями и больше, его течение начинается с 00.00. Административный арест
начинается с того часа, когда виновный помещен под стражу.
3.Правила определения окончания сроков - сроки определяют время, в которое
должны быть совершены определенные действия. Срок прекращается тогда, когда
завершено действие. Если действие не завершено, в порядке исключения
восстанавливают сроки (ст. 268).
Общие и специальные сроки (ст. 257 КоАП). Дела об административных
правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения протокола о
совершении правонарушения. 2, 3, части статей устанавливают специальные сроки.
По юридическому значению сроки делятся на:
1.процессуальные - когда уполномоченные органы обязаны совершить определенные
процессуальные действия.
2.давностные сроки — привлечение к ответственности, исполнение постановления,
погашение наложенного взыскания. Если давность истекает, дело прекращают.
3.Принудительные сроки — время осуществления отдельных мер административного
принуждения. Устанавливаются законом или иным правоприменительным актом.
Подведомственность дел по АП. Различают:
n общую подведомственность;
n специальную подведомственность;
n кроме этого: видовую подведомственность — вид органа, который
рассматривает дело (инспекция и т.д.);
n территориальная подведомственность — какой конкретно орган данного
вида будет заниматься этим делом. По общему правилу по месту совершения
правонарушения, граждане обращаются по месту жительства).
n Должностная подведомственность - кто в данном конкретном органе должен
заниматься этим делом.
Стадии производства по делам: расследование дела; рассмотрение дела;
пересмотр постановления; исполнение постановления. При ускоренных производствах
все стадии “сливаются” в один процесс.
Дела об АП рассматриваются: Административными комиссиями при местных
администрациях; главами поселковых и сельских администраций; районными,
городскими комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими по делам
несовершеннолетних; районными городскими судами; ОВД; органами государственных
инспекций.
Принятие постановления. Дается окончательная оценка, определяется мера
воздействия: о наложении адм. взыскания либо о прекращении делопроизводства.
Решение - юрид. властный акт, должно быть оформлен и содержать реквизиты. В
решении указывается: наименование органа и должностного лица, принявшего акт,
время и место принятия, данные о нарушителе, время, место и сущность нарушения,
норма права, предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер
взыскания).
Билет №5