Предмет и метод административного права.
АП – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает
человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать – приятная
сторона) вплоть до его смерти (опять же необходимо зарегистрировать –
неприятная сторона) на протяжении всей жизни (ZB., каждый день по дороге в
институт переходя улицу в неположенном месте мы вступаем в А.П/о). Известно,
что отрасли права определённым образом отличаются друг от друга.
В советское время право систематизировалось по предмету и методу, в то время как
на Западе в развитых странах первоначальное деление права имело иной характер
(от римских юристов – на частное и публичное). В СССР отрицалась
возможность подобного деления, т.к. отрицалась частная собственность и
возможность конфликта между частным лицом и обществом Þ всё право
считалось публичным. Сейчас нами оказался перенят западный способ деления
права, и АП в соответствии с ним относится к публичному.
Следующая ступень деления права – уже внутри самой подсистемы публичного права
на отрасли – по предмету и методу.
Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных
отношений. Þ Предмет АП: т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП –
это управленческое право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе
формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает
сферу государственного управления, т.е. регулирует управленческие отн-я
.
Признаки управленческих отношений:
1) Управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и социальных.
2) Управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе. [Управление
оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы]
3) Наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления.
4) Управление может быть как внутрисистемным, так и внешнесистемным Þ
различают (1) внутри- и (2) внешнеорганизационные отношения в АП и,
соответственно, в управлении. [2) – основные отношения, т.к. любой субъект
управления существует не для самосовершенствования, а для воздействия на
другие элементы] В социальном управлении объект воздействия – поведение
людей.
5) Властные полномочия субъекта управления. [В советской науке они считались
необязательными, т.к. считалось, что к административным отношениям относятся
также отношения между подвыпившим человеком, чинящим безобразия на
коммунальной кухне, и законопослушным гражданином, имеющим право вынудить
этого человека такого рода бесчинства прекратить (т.е. законопослушный
гражданин, не имея власти над подвыпившим человеком по должности, всё же
вынуждает его прекратить); однако на это можно возразить, что тот же самый
подвыпивший человек при определённых обстоятельствах на одном из иностранных
языков, обычно используемых на коммунальной кухне, может предложить
законопослушному гражданину покинуть кухню Þ А.П/о должны всё-таки быть
вертикальными. Хотя в определённых случаях они могут быть и горизонтальными,
ZB.: президент своим указом поручает различным ведомствам заняться одной и
той же проблемой (Полисинодизм – по М. А. Исаеву) ® тогда эти ведомства
работают над ней на равных условиях; но даже при таких условиях для того,
чтобы результаты этой их совместной работы были положительными, её необходимо
опр. образом организовать и упорядочить, и организационные ф-и должно взять
на себя определённое ведомство – обычно первое в общем их списке, – которое и
осуществляет мягкое неформальное руководство]
6) Наличие специального субъекта – органа государства, осуществляющего
управленческую деятельность.
Однако при определении предмета АП мало просто сказать, что оно регулирует
управленческую деятельность, как это было принято в советское t. Важно тж.
учитывать:
1) Новую организацию власти в РФ.
2) Новые отношения государства и граждан (охраняемые приоритеты).
3) Новые экономические основы государства.
1) В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества, и не было
органов власти – только органы управления. В РФ нет органов
государственного управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются
управлением.
2) Изменились отношения между властью и гражданами (если в советское время
основным приоритетом была действующая идеология и её институты, то сейчас, по
крайней мере, продекларировано, что основной охраняемый приоритет – наши
права, и гражданин даже вправе предъявить иск государству в случае ущемления
его прав) Þ появилась новая группа отношений – отношения между
государством и частным лицом и защита частных лиц от государства [Хотя для
защиты этих отношений мало просто это продекларировать; важно установить
институт защиты граждан от произвола публичной власти – от уровня этой защиты
зависит, можно ли охарактеризовать это гос-во демократическим или нет Þ
важно, чтобы законы исполнялись точно. В связи с этим возникает вопрос о
регулировании другой сферы – сферы подготовки нормативных актов: без жёстких
процедур принятия нормативных актов фавориты, ZB., президента могут подавать
ему на подписание указы – а уж он их, несомненно, подпишет, и даже не глядя,
– защищающие непосредственно их интересы, а не интересы народа, если даже
последним они и не противоречат (Наш президент ближе к Богу, чем к народу. (И
не по состоянию здоровья!))] – и именно эти отношения в развитых западных
странах являются предметом АП.
3) Изменились экономические отношения, появились различные формы
собственности. [В СССР все хозяйствующие субъекты находились в собственности
государства, которое и регулировало создание предприятий, назначение их
руководителей, определяло характер производства, поставщиков продукции, круг
покупателей, цены. Сейчас предприятия выведены из-под такого контроля
государства [результатом чего явилось снижение качества продукции – не
выполняются стандарты и т. д.] Þ сфера управления значительно сокращена
(за государством остались лишь функции контроля и т.д. – регистрация,
лицензирование...) [хотя аппарат государства, наоборот, только вырос – в два
раза по сравнению с СССР]. Те же тенденции и в социально-культурной сфере –
нет больше цензуры (которая поддерживала нравственность [хотя и с
идеологической окраской])
Т.о., поменялся субъект управления, сократилась сфера управления
, поменялось содержание управления и появились новые правовые
отношения. А, значит, определения предмета АП на сегодня нуждается в
значительной корректировке и должно выглядеть приблизительно следующим образом:
АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере