Исполнительная власть и государственное управление.
Билет №1
Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная
власть организационно и институционально подразделяется на три относительно
самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В
соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые
взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно
действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий
орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить
каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль
принадлежит представительным органам.
Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное предназначение
– исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти
находится большая сила – чиновничий аппарат, силовые министерства и ведомства.
[Всё это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты
государственной власти как раз органами исполнительной власти] Поэтому в
демократическом государстве формирование и порядок деятельности
административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть
чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство
является правовой основой построения и эффективного функционирования самой
большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата –
исполнительной власти.
В законодательстве и юридической литературе как очень близкие используются
понятия: исполнительная власть, государственное управление,
государственная администрация, административная власть. Эти понятия
связаны с властной деятельностью, которая осуществляется под руководством более
высокой власти (парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не совпадает
полностью. Управление – это деятельность, администрация –
основной субъект этой деятельности, власть –
главный способ её (деятельности)
осуществления. Понятие «государственное управление» прежде всего
раскрывает содержание властной деятельности, понятие «государственная
администрация» связано с её субъектом. Понятия «административная власть» и
«исполнительная власть» не идентичны, но оба соединяют субъектов, деятельность
и методы воздействия, часто под ними понимают только власть. Все эти названия
связаны с понятием, которое включает в себя три основных признака:
управленческий (исполнительный, административный) аппарат (совокупность
служащих, органов), выполняемую им деятельность (управленческую,
исполнительную, административную) и используемую им при этом управленческую
(исполнительно-распорядительную, административную) власть.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть
Производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только
Ей задачи, документы и другие особенности.
Производство состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии существуют
этапы - группы взаимосвязанных действий:
1)Административное расследование: (формальные моменты продцедуры)
n возбуждение дела;
n установление фактических обстоятельств;
n процессуальное оформление результатов расследования;
n направление материалов для рассмотрения по подведомственности.
2)Рассмотрение дела: (сбор и анализ информации)
n подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
n анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
n принятие постановления;
n доведение постановления до сведения.
3)Пересмотр постановления: (проделанная работа фиксируется в документе)
n обжалование, опротестовывание решения;
n проверка законности постановления;
n вынесение решения;
n реализация решения.
4)Исполнение постановления: (материалам дается ход)
n обращение постановления к исполнению;
n фактическое исполнение;
n окончание исполнения (дела).
Билет №2
Деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и
Функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в
Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере внешнеэкономической
Деятельности
Общая компетенция
Полномочия Президента, Правительства
Разграничение компетенции (ст. 71, 72)
Смысл гос.управления в сфере ВЭД
Закон “о гос.регулировании внешнеторговой деятельности” 1995 - механизмы
ФОИВ:
n Министерство торговли
n Министерство по делам СНГ
n Служба по валютному и экспортному коптролю (Положение 1997)
Билет №3
Билет №4
Органов.
Норма права, в т.ч. и административного, – это сердцевина механизма
правового, в т.ч. и административно-правового, регулирования. Механизм
правового регулирования есть совокупность соответствующих правовых средств, с
помощью которых государство воздействует на общественно-правовые отношения
[кроме норм, к этим средствам относятся тж. нормативно-правовые акты,
индивидуальные акты, правоотношения, правовая культура и правосознание].
Функции административно-правовой нормы [применительно к России – функции,
которые должна выполнять административно-правовая норма]:
1) А/П-я норма обеспечивает организацию и упорядоченность общественно-
правовых отношений;
2) А/П-е нормы определяют вариант должного поведения субъекта правоотношений;
3) А/П-е нормы предназначены для эффективного функционирования органов
исполнительной власти [все нормы, регулирующие систему и структуру
организации исполнительной власти – А/П-е нормы; за всё время независимости
России было издано 6 УПРФ О систематизации организации исполнительной власти
(т.е. почти по штуке в год) Å с приходом Примакова – ещё один Þ
почти каждый год структура исполнительной власти меняется Þ чиновники,
заслышав о грядущих изменениях в системе и структуре исполнительной власти,
перестают работать, больше опасаясь за свои задницы, не желая расставаться с
нагретым местом, или даже надеясь добиться повышения, а продолжается всё это
в течение нескольких месяцев; затем полгода уходит на то, чтоб новая система
начала работать, а там появляются слухи о возможности новой смены системы
Þ эта функция не выполняется Þ реорганизация очень вредна для
управленческой деятельности: реформы необходимы лишь в той мере, в которой
они необходимы, т.е. не надо сначала разрушать старое, а лишь потом пытаться
построить новое....];
4) А/П-е нормы обеспечивают прочный правовой режим в деятельности органов
исполнительной власти и, вообще... [должны, по крайней мере; однако, у нас
такого факта не наблюдается – это из области желаемого; ZB., стремление
Лужкова навести порядок в Москве вместе с его эвакуацией автомобилей (в
Питере и по сей день можно на улицах можно встретить таблички под знаками,
запрещающими остановку, предупреждающие о возможных последствиях оставления
транспортного средства в неположенном месте)!... но то – Лужков, однако, ведь
и ГДФСРФ может принять закон, противоречащий К РФ; кроме того, посчитать,
сколько из УПРФ ей не соответствуют, вообще, не представляется возможным];
5) А/П-е нормы несут двойную нагрузку и бывают правоисполнительными (а) и
правоустановительными (б):
а) устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, а не
законодательными органами;
б) устанавливаются законодательными органами и охраняются своими санкциями –
КоАП.
Механизм реализации административно-правовых норм.
[Механизм этот – забавная игрушка для депутатов, ZB., выступления депутатов о
том, что закон принят, а механизма его реализации нет! В результате
принимаются законы декларативного характера, т.е. основная задача
законодателя выполняется лишь формально, что очень выгодно чиновникам,
пишущим подзаконные акты, урегулирующие наши права в их интересах, в то t как
все законы должны быть прямого действия. ZB., закон о безопасности: даёт и
основные принципы безопасности, и др. не менее общие определения, но ничего
не говорит о том, кто несёт за неё ответственность Þ появились другие
законы – о безопасности дорожного движения, о пожарной безопасности и т.д. –
также не менее общие — а всё по декларативности характера закона]
Нужно при законодательской деятельности иметь ввиду определённые критерии
соотношения законов с различными подзаконными актами: можно, ZB.,
правительству делегировать определённый контроль за исполнением законов, но
под чётким контролем, чтобы права частных лиц не нарушались.
Виды административно-правовой нормы.
Существует несколько классификаций, но всё же стоит выбирать критерии из
одной плоскости. Примеры:
1) В зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются
на нормы материальные и процессуальные (В административном
праве, в отличие от гражданского, процессуальные нормы не обособлены, кроме
норм применения взысканий, а значит, они ещё не сформировались в качестве
самостоятельной части, хотя попытка систематизировать административно-правовые
нормы ведётся.
2) В зависимости от содержания их делят на обязывающие,
уполномочивающие, запрещающие, стимулирующие и
рекомендательные.
3) В зависимости от адресата их делят на нормы, адресованные
гражданам, органам исполнительной власти, общественным
объединениям и т.д.
4) В зависимости от территориальной принадлежности – на федеральные
, субъектов федерации и органов местного самоуправления. [Здесь
возникает множество проблем: ~70% Конституций и уставов субъектов федерации не
соответствуют или прямо противоречат К РФ – и это проблема сохранения России
как целостного государства!]
5) По характеру регулирования различают общие, отраслевые и межотраслевые.
[Можно найти и другие критерии, но Веремеенко их не поймёт]
Реализация административно-правовых норм.
Существует 3 её формы: соблюдение (1), исполнение (2) и применение (3).
1) Для сферы деятельности исполнительной власти наиболее удобной является
именно эта форма, т.к. она не требует вмешательства государства – соблюдение
незаметно. Все граждане, незаметно для себя, их соблюдают, хотя если бы они
об этом знали, то уж постарались бы их не соблюсти.
3) Это наиболее дорогостоящая для государства и наиболее неприятная для
нарушителя нормы форма её реализации.
Структура Административно-правовой номы.
В целом нормы административного права ничем не отличаются от норм других
отраслей права – их структура заключается в гипотезе, диспозиции и
санкции [условие, правило, мера государственного принуждения].
Уровень административно-правового регулирования с точки зрения структуры норм
не всегда отвечает требованиям, потому как интеллект имеет свои пределы, и
лишь глупость безгранична [ZB., в одном из американских штатов была
установлена такая норма: если случилось ДТП, в результате которого один из
его участников погиб, то другой обязан незамедлительно сообщить первому своё
имя, адрес, номер водительского удостоверения и т.д. (это означает, что не
только у нас так всё прекрасно с глупостью)].
Надо иметь в виду, что административно-правовая норма – это не есть статья
нормативного акта.
Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных актов:
1) [наиболее эффективная] При установлении определённых норм в одной
статье находятся и гипотеза, и диспозиция, и санкция.
2) Санкция нескольких правовых норм выделяется в отдельную часть и относится
не к одной статье, а к нескольким [такой порядок тж. допустим, т.к. если
правила однотипны, то не имеет смысла загромождать нормативный акт. Но здесь
есть определённая опасность: правила поведения обычно устанавливаются
ведомством, а санкции – законодательным органом (УК): есть правила, за их
нарушение определённые санкции; но ведомство придумывает новое правило, хотя
это и недопустимо по логике, но не противоречит закону – а в 60-е гг. такого
не допускалось....]
3) [смешанно-выборочная] В одном акте устанавливается несколько правил, за
нарушение которых устанавливается несколько санкций, ZB., Правила пользования
Метрополитеном (наиб. сложная и неудачная форма, т.к. требует от
правоприменителя наибольшего опыта и внимания).
4) Санкция изложена в другом нормативном акте [отсылочная форма]: ZB.,
административно-правовые нормы часто охраняются дисциплинарными санкциями.
Кодификация и систематезация административного права.
Оптимальный случай – когда законодательство страны в целом представляет собой
единую систему, все отрасли увязаны между собой и друг друга дополняют. У нас
же – «законодательная вермишель».
Кодифицировать административное право в силу его разнообразия невозможно; ZB,
какой смысл записывать все внутриорганизационные нормы отдельных учреждений.
[ЕБН, имея в виду создание КоАПа, издал указ кодифицировать АП: его не
поняли] Можно лишь систематизировать отдельные его части, примером чего может
явиться КоАП.
Действие нормы во времени
Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ “о порядке опубликования и
вступления в силу фед. законов, актов палат ФС” 14 июня 1994 г.): зак. акты
вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если иное не оговорено.
Указ ПРФ с изменениями на 18 августа 1998 г. “О порядке опубликования и
вступления в силу актов ПРФ Пр-ва РФ, нормативных актов ФОИВ”): подлежат
обязательному опубликованию в течение 10 дней, кроме гос. тайны. Указы ПРФ
вступ. в силу в течение 7 дней, иные - с момента подписания. Нормативы,
затрагивающие права граждан вступают в силу после 7 дней. Акты, устанавливающие
статус органов, проходят регистрацию в Минюсте. Действие нормы - немедленно,
т. е. норма распространяется на вновь возникшие и на ранее возникшие
правоотношения с момента вступления нормы в силу. С обратной силой - на
возникшие правоотношения до вступления нормы в силу . Перспективное действие
нормы - отношения, возникшие после вступления нормы в силу.
Прекращение действия нормы: Отмена - издается акт, отменяющий действие
нормы. Фактическая замена - принятие новой нормы, заменяющей старую. Истечение
срока - срочная норма. Пределы прекращения действия старой нормы:
1.Переживание нормы, старая норма продолжает регулировать отношения,
которые возникли на ее основе и после вступления в силу новой нормы;
2.Немедленное прекращение - немедленно прекращает действия на все
отношения ей регулируемые с даты утраты ею юридической силы;
3.досрочное прекращение - прекращает действия на правоотношения,
впоследствии регулируемые нормой с обратной силы.
2. Производство по делам об административных правонарушениях:
Билет №5
Билет №6
Билет №7
Билет №8
Права граждан.
Процедуры обжалования:
1. Судебное обжалование. Право основывается на положениях К РФ, ст.63.
Из всех способов судебный порядок считается наиболее демократичным и надежным:
судьи свободны от ведомственных интересов и влияний, как правило, обладают
необходимой квалификацией для разбирательства дел и независимы от власти,
процедура судебного разбирательства наиболее приспособлена для выявления
истины, заявитель может лично участвовать в процессе, может защищать свои
интересы как равноправная сторона. Судебный порядок - административная
юстиция – рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и
органов управления.
В РФ в судах общей юрисдикции нет административного присутствия. Отсутствие
специфического суда не означает, что нет административной юстиции.
Административная юстиция основана на:
1) в процессе рассматривается спор между гражданином и субъектом управления о
законности действия последнего;
2) споры разрешаются обычными судами;
3) споры разрешаются по правилам гражданского судопроизводства.
Ключевое значение имеет закон РФ Об обжаловании в суд действий и решений
нарушающих права и свободы граждан от 27041993 года. Сейчас он действует в
редакции федерального закона от 14 дек.1995 года. Согласно закону, каждый
гражданин вправе обратится с жалобой в суд если считает, что неправомерными
действиями или решениями государственных органов, органов местного
самоуправления, предприятий, общественных объединений или должностных лиц,
нарушены его права. Могут быть обжалованы как коллегиальные так единоличные
решения. В т.ч. обжалуется предоставление официальной информации. Это правило
было установлено позже, в 1995 году.
Обжалуются действия, в результате которых:
1) нарушены права и свободы,
2) созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод,
3) на гражданина была незаконно возложена обязанность,
4) гражданин был незаконно привлечен к ответственности.
Å) гражданин вправе обжаловать бездействие государственных органов и
т.д. если возникли те же последствия.
Закон устанавливает альтернативу: Ст. 4. Жалоба подается: гражданин вправе
обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему государственному
органу, местного самоуправления. Вышестоящие, в порядке подчиненности, органы
обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если орган отказывает в
удовлетворении жалобы или гражданин не получает ответ в течение месяца, то
гражданин вправе обратиться в суд.
Жалоба подается гражданином, права которого нарушены, или его представителем,
а также уполномоченным представителем общественной организации трудового
коллектива. По усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его
жительства , либо в суд по местонахождению органа, объединения, должностного
лица, государственного служащего. Есть специфика для военнослужащих. Также,
имеют право обратиться в порядке подчиненности, также вправе обратиться в
военный суд с жалобой на действия и решения органов военного управления и
воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы. В отличие от общей
жалобы, суд, приняв к рассмотрению жалобу, по просьбе гражданина или по
своей инициативе вправе приостановить действие решения.
Сроки обращения с жалобой. Для обращения – 3 месяца со дня, когда гражданину
стало известно о нарушении его права или один месяц, со дня получения
гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа.
Пропущенные сроки могут быть восстановлены судом. Уважительной причиной для
восстановления сроков, – любые обстоятельства затруднившие получение
информации об обжалуемых действиях и решениях и их последствиях.
Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых
действий или решений возлагается законом на государственные органы, органы
местного самоуправления, общественные организации и должностные лица.
Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых
действий решений, но обязан доказать факт нарушения своих прав. С помощью
этого закона можно защитить только личные интересы.
Суд может признать обжалуемое действие или бездействие незаконным и обязать
удовлетворить требования гражданина, отменить применяемые к нему меры
ответственности, либо иным путем восстановить нарушенные права. Установив
обоснованность жалобы суд определяет ответственность тех субъектов, действия
которых привели к нарушению прав. Убытки, причиненные гражданину возмещаются
в порядке, установленным ГК РФ. Если действие или решение суд признает
законным, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда обязательно на
всей территории РФ, направляется гражданину не позднее 10 дней после
вступления в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и
гражданину не позднее чем в месячный срок.
2. Специальная жалоба – позволяет учитывать особенности правового статуса
граждан как лиц выполняющих те или иные функции, как участников трудовых или
юрисдикционных отношений. Порядок рассмотрения специальной жалобы
устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством, группа актов
устанавливающая административное наказание.
Признаки специальной жалобы: наличие специальных норм, устанавливающие особый
порядок рассмотрения; специальные основания для обжалования, прямо названные
в законе; четкое определение субъектов права обжалования; специальные сроки
подачи жалоб; процедурные особенности; специальные сроки рассмотрения. КОАП
глава 22 Определяет порядок обжалования и опротестования административных
правонарушений.
Особенности и отличия от общей жалобы:
1) специальная жалоба может быть подана только лицом привлеченным к
ответственности, потерпевшим или адвокатом ст. 250, 256 КоАП.
2) Может быть только письменной. Для общей жалобы форма не установлена.
3) Адресатом специальной административной жалобы выступают вышестоящие
органы. Круг общей жалобы значительно шире.
4) специальная жалоба должна быть направлена адресату в течение 10 дней со
дня вынесения постановления о наложении административного взыскания.
5) подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение
постановления о наложении административного взыскания. Ст. 270 КоАП.
6) Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который
обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом по подведомственности.
ч2 ст. 267.
7) Жалоба рассматривается уполномоченным органом в 10-тидневный срок. Для
общей - иные сроки.
Т.о. право на специальную жалобу уже права на общую жалобу. Цель состоит в
том, чтоб в более сжатые сроки рассматривать жалобы постановлений о наложении
административного взыскания, чтобы усилить контроль за правами граждан.
Билет №9
Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву
Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий
субъектами дисциплинарной власти на основе правовых норм на подчиненных им
членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения
.
Особенности:
1)наступает за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение
иных правонарушений и даже порочащих действий;
2)состоит в применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий;
3)право не ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти;
4)основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются
различными отраслями права, в данном случае - АП.
Среди дисциплинарных взысканий много морально-правовых санкций. Набор
дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных
организационных связей.
Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного должностного
лица или решением коллегии. Приказ о наложении с указанием применения
объявляется виновному под расписку. Вступает в силу немедленно.
Дисциплинарное взыскание считается снятым, если:
1)истек 1 год давности;
2)лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности.
Материальная ответственность - это применение восстановительных санкций
Билет №10
Билет №11
Билет №12
Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти
Качество административных актов зависит от соблюдения их авторами ряда
требований, которым должны соответствовать издаваемые ими акты.
1)целесообразность акта. Акт должен быть полезен с точки зрения
общественных, а не личных или аппаратных интересов, он должен быть научно
обоснован. Нецелесообразность акта делает его эффективность нулевой, а
исполнение такого акта - принести огромный вред обществу.
2)законность акта. Т.е.:
n наличие компетенции у его автора;
n соответствие его закону по существу;
n соответствие цели закона;
n принятие его в установленный законом срок;
n соблюдение процессуальных прав издания акта.
В науке АП акты, не соответствующие закону считаются дефектными. Их делят на
оспоримые (незаконность таких актов не очевидна, спорна) и ничтожные (их
юридическая несостоятельность очевидна). Акты признаются незаконными, если:
n есть прямое указание закона;
n грубо нарушена подведомственность;
n нет законного основания для принятия акта;
n нарушен срок давности;
n акт предписывает совершение преступления и т.п.
3)организационно-технические требования, т.е. требования к культуре
оформления акта. Это:
n язык акта;
n присвоение ему номера;
n наличие в тексте даты издания;
n сведения о том, где и кем он принят;
n подписи;
n (в ряде случаев) специальные бланки, формуляры, четкие оттиски
штампов, печатей и т.п.
Культурность предполагает и своевременное доведение актов до адресатов,
правильное ведение делопроизводства, хранение письменных актов.
Эти требования должны предъявляться к каждому решению административной власти.
Билет №13
Билет №14
Правительство РФ
Правительство - это коллегиальный орган, возглавляющий систему ИВ
Билет №15
Аппарат Правительства РФ.
Аппарат правительства РФ создан для обеспечения деятельности правительства
. Положение о аппарате правительства, утверждено как приложение к положению
(Постановление №74, 1993 г.).
Аппарат - рабочий орган правительства, осуществляющий следующие полномочия:
1.прорабатывает и докладывает председателю и заместителю поступающие
документы и обращения;
2.готовит по этим документам аналитические справочные и другие материалы, а
также проекты поручений правительства;
3.осуществляет подготовку внесенных в установленном порядке проектов
постановлений и распоряжений правительства;
4.готовит аналитические, справочные и иные материалы необходимые для
рассмотрения вопросов;
5.осуществляет организационное обеспечение заседаний правительства и его
президиума;
6.обеспечивает проверку исполнения министерствами, ведомствами и другими
органами ИВ актов президента, относящихся к сфере деятельности правительства
и актов правительства;
7.изучает фактическое положение дел и разрабатывает предложения по принятию
необходимых решений;
8.работает с письмами и обращениями граждан;
9.ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и гос. тайны.
Аппарат возглавляет руководитель аппарата, имеет заместителей в т.ч. 1-го
заместителя. В составе аппарата есть секретариат председателя правительства,
секретариаты заместителей председателя правительства и отделы аппарата,
которые наделены определенными функциями.
Действиями.
Роль административного принуждения:
1.именно субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль
за соблюдением соответствующих правил. Контроль осуществляют: ОВД,
Госинспекции, в итоге можно применить адм. принуждение.
2.Административное принуждение включает в себя большое число средств
пресечения. Меры пресечения прекращают антиобщественные действия и
предотвращают наступление вредных последствий.
3.Адм. принудительные средства применяются до совершения преступления,
оказывая воспитательное воздействие.
В адм.-правовой науке авторы классифицируют адм. принуждение на виды.
Бахрах:
1.меры пресечения,
2.восстановительные меры,
3.меры взыскания.
Козлов не выделяет восстановительные меры;
Другие авторы:
1.меру пресечения;
2.предупреждения;
3.наказания.
Бахрах считает, что предупредительные меры - вообще не принуждение.
Билет №16
Билет №17
Билет №18
Государственная должность.
Государственная служба проходит на государственных должностях.
Билет №19
Административный договор.
В законодательстве этот термин не употребляется. На сей счет существует две
точки зрения:
а)Бахрах - АД - реальность, они уже применяются, это перспективная форма;
б)Козлов - АД предшествуют юридически властной форме реализации
исполнительной власти, а сами такой деятельностью не являются.
Сам договор непосредственно не порождает конкретных административных
правоотношений, но как бы входит в процесс формирования сложного юридического
факта, на основании которого возникнет административное правоотношение.
Административный договор - вид сделок в которых равноправие сторон
так или иначе связано с властными полномочиями одной из них. Конкретный
пример - Закон “О воинской обязанности” раздел 5 - заключение контракта.
Договор предшествует возникновению административных правоотношений.
Черты АД:
1.Административные договоры имеют организационное содержание.
2.Одной из сторон договора всегда является субъект исполнительной власти.
3.Административный договор РФ не обеспечен судебной защитой, т.е. при
неисполнении условий договора не влечет имущественных санкций.
4.АД в качестве управленческой формы, связан с административно-правовым актом
и в этом плане предшествует принятию акта.
5.нормативной базой являются нормы административного права.
Виды договоров.
По содержанию:
1.Договора о компетенции (разграничение, делегирование полномочий).
2.Договора о совместной деятельности (между субъектами, один из которых
административно-правовой субъект).
3.Договора о выполнении государственных заказов.
По субъектам АП договоры могут быть:
1.между двумя субъектами;
2.между субъектом ИВ и государственными организациями;
3.между государственными и негосударственными организациями;
4.между субъектами управления и гражданами.
По взаимоотношению сторон договора:
1.Договора субъектов, не обладающих властными полномочиями друг к другу.
2.Договор субъектов, один из которых обладает властными полномочиями по
отношению к контрагенту (вертикальные договоры). Вертикальные договоры — при
договорной практике все-таки у подчиненной стороны есть возможность
обосновать свою позицию и требовать финансового равновесия, а также право
обосновать свою позицию, закрепить в условиях договора. Вертикальный договор
позволяет предать стабильность отношениям и гласность иерархическим
отношениям.
Билет №20
Формы управления.
Под формой управления понимается внешне выраженное действие
исполнительного органа должностного лица), осуществленное в рамках его
Компетенции.
Виды форм управления:
I. Правовые - деятельность, которая непосредственно влечет определенные
правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического
оформления: принятие актов, заключение договоров, совершение иных
юридически значимых действий.
Неправовые формы делят на :
1) организационные действия;
2) материально-технические операции.
Особенность: эти действия непосредственно юридических последствий не влекут.
Формы управленческой деятельности может быть отнесены к числу правовых, если
в действиях, совершаемых субъектами исполнительной власти, отчетливо
проявляется характерное юридическое волеизъявление данного субъекта. Иные
действия, повседневно осуществляемые исполнительными органами и должностными
лицами и связанные с процессом непосредственно реализации власти - относятся
к неправовым.
Эффективность управления достигается при балансе правовых и неправовых форм.
Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой
форме, государственно-управленческая деятельность может осуществляться в
обеих формах.
II. Деление форм управления на:
-процессуальные;
-непроцессуальные.
Процессуальная форма - это юридическая конструкция, которая закрепляет
целесообразные способы реализации властных полномочий, решения юридических дел.
Юридический процесс - властная деятельность уполномоченных субъектов,
направленная на решение конкретных юридических дел и достаточно полно
урегулированная процессуальными нормами.
Признаки:
-Реализация властных полномочий.
-Результатом является решение юридических дел (принятие нормативного акта,
прием в гражданство, применение санкции). Поэтому процессуальная деятельность
оформляется промежуточными и итоговыми официальными документами.
-Регламентация процессуальными нормами.
Бахрах считает возможным поделить всю исполнительно-распорядительную
деятельность по еще одному критерию, связанному с формой - гласность,
открытость. В основном исполнительная власть действует гласно,
информация о ее осуществлении доступна. Но существуют и негласные формы
деятельности, информация о которых секретна (оперативно-розыскная,
разведывательная, частично внешнеэкономическая деятельность ).
По мнению Алехина и Козлова, административно-правовая форма может быть
представлена многообразно, образуя своеобразную систему действий
исполнительных органов (должностных лиц):
а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов)
и базирующиеся на них, т.е. различные действия, влекущие определенные
юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность
(регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные,
пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование и
т.п.). Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием
правовых актов управления;
б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (утверждение
программ социально-экономическою развития и т.п.) либо реакция на негативные
явления в сфере государственного управления;
в) по направленности: воздействующие на общественные отношения в