Социальная структура римского общества

Др. Рим

· Царский период (754/753 — 510/509 до н. э.).

· Республика (510/509 — 30/27 год до н. э.)

· Ранняя Римская республика (509 — 265 гг. до н. э.)

· Поздняя Римская республика (265 — 31/27 гг. до н. э.), иногда выделяются два периода[1]:

· Эпоха великих завоеваний республики (265 — 133 гг. до н. э.)

· Гражданские войны и кризис Римской республики (133—31/27 гг. до н. э.)

· Империя (31/27 г до н. э. — 476 г. н. э.)

· Ранняя Римская империя. Принципат (31/27 г до н. э. — 235 г. н. э.)

· Кризис III века (235 — 284 гг.)

· Поздняя Римская империя. Доминат (284 — 476 гг.)

Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация — области проживания племени латинов.

В период Ранней Республики Рим значительно расширил свою территорию благодаря многочисленным войнам.

В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён, что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа германским вождём Одоакром 4 сентября 476 года считается традиционной датой падения Римской империи.

Ряд исследователей (в советской историографии в этом направлении работал С. Л. Утченко) считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зародившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев, а также почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан. Её определял, прежде всего, патриотизм — представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.

Государственное устройство

Законодательные полномочия в классический период истории Древнего Рима были разделены между магистратами, сенатом и комициями.

Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики их насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность сенаторов, позднее их численность варьировалась.

Комиции же имели право голосовать только за (Uti Rogas — UR) либо против (Antiquo — A) и не могли обсуждать и вносить свои корректировки в предложенный законопроект. Утверждённый комициями законопроект получал силу закона. По законам диктатора Квинта Публилия Филона 339 до н. э., утверждённый народным собранием (комициями) закон становился обязательным для всего народа.

Высшая исполнительная власть в Риме (империй) делегировалась высшим магистратам. При этом вопрос о содержании самого понятия империй остаётся дискуссионным[2]. Ординарные магистраты избирались на комициях.

Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы, избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора, все должности в Риме были коллегиальными.

Общество

Что до римлян, то для них задачей войны была не просто победа над врагом или установление мира; война только тогда завершалась к их удовлетворению, когда бывшие враги становились «друзьями» или союзниками (socii) Рима. Целью Рима было не подчинение всего мира власти и imperium (владычество — лат.) Рима, но распространение римской системы союзов на все страны земли. Римскую идею и выразил Вергилий, и это была не просто фантазия поэта. Сам римский народ, populus Romanus, был обязан своим существованием такому рождённому войной партнёрству, а именно, союзу между патрициями и плебеями, конец внутреннему раздору между которыми был положен известными Leges XII Tabularum. Но даже этот освящённый древностью документ своей истории римляне не считали боговдохновенным; они предпочитали верить, что Рим послал комиссию в Грецию для изучения тамошних систем законодательства. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на законе — бессрочном союзе между патрициями и плебеями — использовала инструмент leges главным образом для договоров и управления провинциями и общинами, принадлежавшими к римской системе союзов, иными словами, к беспрестанно расширяющейся группе римских socii, которые образовывали societas Romana.

Социальная структура римского общества

На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев. Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции — это коренные жители Рима, а плебеи — пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы.

В соответствии с римскими представлениями, знатность (лат. nobilitas) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицались как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения (их называли лат. homo novus — новый человек[3]). Граждане стали также делиться на лат. cives nati — граждан по рождению и лат. cives facti — граждан, получивших права по определённому закону. В Рим также начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества (перегрины). Появились вольноотпущенники (лат. libertinus — либертины), то есть рабы, которым была дарована свобода.

Образование

Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей-греков или заполучить для обучения раба-грека.

Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.

На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения по истории, праву и литературным произведениям.

В Высшей Школе проходило обучение ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.

Римляне заботились и о том, чтобы женщины получили образование в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В Римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть всё более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы. Образованные рабы назывались главной ценностью римского богача Марка Лициния Красса[5].

Войско

Римское войско почти за всё время своего существования было, как доказала практика, самым передовым среди остальных государств Древнего мира, пройдя путь от народного ополчения до профессиональной регулярной пехоты и конницы с множеством вспомогательных подразделений и союзническими формированиями. При этом главной боевой силой всегда была пехота (в эпоху Пунических войн фактически появилась прекрасно показавшая себя морская пехота). Основными преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.

При стратегической угрозе Риму или Италии либо достаточно серьёзной военной опасности (tumultus) прекращались все работы, останавливалось производство и в армию набирались все, кто мог просто нести оружие — жители этой категории назывались tumultuarii (subitarii), a войско — tumultuarius (subitarius) exercitus. Так как обычная процедура набора занимала больше времени, главнокомандующий этим войском магистрат выносил из Капитолия специальные знамёна: красное, обозначающие набор в пехоту, и зелёное — в конницу, после чего традиционно объявлял: «Qui rempublicam salvam vult, me sequatur» («Кто хочет спасти республику, пусть последует за мной»). Военная присяга также произносилась не индивидуально, а вместе.

Культура

Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавалaсь политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II—I вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись даже некоторые традиционные идеалы. В итоге, в эпоху императоров родилась новая формула управления римским обществом - хлеба и зрелищ должно быть в достатке. Ну а определённое падение нравов среди толпы горожан всегда воспринималось деспотичными властителями с некоторой степенью благосклонности.

Сивиллиные книги-Появление книг в Риме легенда, изложенная Варроном, связывает со временем Тарквиния Гордого[1]. Тит Ливий эту легенду не приводит.

По этому рассказу, предсказания составляли первоначально девять книг. По сообщению Дионисия Галикарнасского[2], некая старуха, явившись в Рим, предложила царю Тарквинию Гордому купить у неё эти книги за огромную цену (по Варрону, за 300 золотых филиппов[3]; здесь примечательно то, что монеты филиппы названы в честь царя, жившего на два столетия позднее Тарквиния).

Когда царь отказался, старуха сожгла три из них. Затем она предложила ему купить оставшиеся шесть за ту же цену и, вновь получив отказ (царь посчитал её безумной), сожгла ещё три книги. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену и назначил двух мужей (дуумвиров), поручив им охрану книг. Дион Кассий наряду с изложенным (три из девяти книг сохранились) приводит вариант, по которому книг первоначально было три, из них две сгорели.

Книги хранились в каменном ящике под сводом храма Юпитера Капитолийского и были тайными[4]. Для обращения к ним требовалось специальное постановление сената.

Дионисий рассказывает, что дуумвир Марк Атилий был наказан за неблагочестие при разборе книг[5]: Тарквиний приказал зашить Атилия в мешок из бычьей шкуры и бросить в море (согласно Валерию Максиму, Атилий был наказан за то, что дал переписать эту книгу некоему Петронию Сабину[6]; Дион Кассий также упоминает подкуп и способ казни, позднее применявшийся к отцеубийцам[7]).

появление первой газеты.Называлась она «Акта диурна урбис» и представляла собой выбеленные доски на столбах, внешне напоминающие афишу. На доски наносили записи с самыми последними событиями в Риме и разносились по разным уголкам империи. До наших дней сохранился один экземпляр. Вот пара цитат из древнеримской газеты:

«Консул Савиний вступил сегодня в отправление своих служебных обязанностей«

«Вчера над городом разразилась сильная гроза. Недалеко от Вели молнией зажгло дуб«

«В винном погребе произошла драка. Хозяин лавки опасно ранен«

«Меняла Анзидий бежал, захватив с собой большую сумму денег«

Есте́ственная исто́рия» (лат. Naturalis historia) — составленная примерно в 77 году н. э. Плинием Старшим и посвящённая римскому императору Титу энциклопедия природных и искусственных предметов и явлений. Послужила прообразом всех последующих европейских энциклопедий в плане объёма, цитирования авторов тех или иных утверждений и наличия указателя содержания. Это единственная сохранившаяся работа Плиния и едва ли не самый длинный текст на латыни античного периода.

На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде — философской поэме «О природе вещей» (лат. De rerum natura) — облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования. Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики.[источник не указан 1341 день]

Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения Эпикура. Его философия дала мощнейший толчок развитию материализма в античности и в XVII—XVIII веках. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция — Пьер Гассенди. В 1563 году французский филолог Ламбин издал первое комментированное издание поэмы Лукреция. В 1884 году философ Анри Бергсон перевёл и издал фрагменты поэмы в качестве пособия по курсу риторики и философии.

Тит Лукре́ций Кар (лат. Titus Lucretius Carus, очень часто просто Лукре́ций, ок. 99 до н. э. — 55 до н. э.) — римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура.

Ну́ма Помпи́лий (Numa Pompilius) — полулегендарный, второй царь Древнего Рима. Правил с 715 по 673/672 годы до н. э. Ему приписывается упорядочение календаря, учреждение жреческих и ремесленных коллегий, религиозных культов и празднеств Агоналий. Нуму Помпилия можно вполне назвать реальной исторической личностью, даже несмотря на то, что его могилы не нашли.

• Нума Помпилий первый учредил религиозные культы. Он ввёл в народе почитание Термина (бога границ) и Фидеса (богини мира и олицетворения честности при труде). Ввёл должность жрецов для служения Юпитеру, Марсу и Квирину. Наконец, он ввёл поклонение богине Весте и учредил для служения ей должность весталок.

• Им же были установлены должности фециалов и понтификов.

• Запретил человеческие жертвоприношения и ввел бескровные (лук, волосы и т. п.).

• Нума Помпилий ввёл новый луносолнечный календарь, каждый год которого состоял из 355 дней. Ему же приписывается разделение дней на обычные и фесты.

• Свой дворец второй римский царь построил на Вели, между Квириналом и Палатином, что символизировало объединение двух общин: римской и сабинянской.

Пли́ний Ста́рший[~ 1] (лат. Plinius Maior, настоящее имя Гай Плиний Секунд, лат. Gaius Plinius Secundus; между 22 и 24 годами н. э., Новый Ком — 24 или 25 августа 79 года н. э., Стабии) — древнеримский писатель-эрудит. Наиболее известен как автор «Естественной истории» — крупнейшего энциклопедического сочинения античности; другие его сочинения не дошли до наших дней.

Плиний служил в армии на северной границе Римской империи, а после возвращения в Рим занялся литературной деятельностью. После прихода к власти императора Веспасиана, с сыном которого Титом он служил, был призван на государственную службу. В 70-е годы Плиний исполнял обязанности наместника в провинциях и командовал флотом в Неаполитанском заливе. В 77 или 78 году издал «Естественную историю», посвятив её Титу. Погиб в результате извержения Везувия.

имского, стоицизма, Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий

Система ценностей древних римлян предполагала особый стиль жизни, включающий довольно благоустроенный городской быт, известный уровень благосостояния, гордость за великую державу, сильную и благодетельную для всех подданных власть Рима, апелляцию к некоторым общечеловеческим ценностям. Вместе с тем по мере укрепления имперской власти и ее центрального и провинциального аппарата, широчайшего развития рабства и его глубокого проникновения во все поры общества формируются мировоззрение и психология подданного, сервилизм и угодничество, оборотной стороной которых были презрение к труду, паразитизм, животное потребительство и безудержное стремление к материальным благам и низменным удовольствиям. Эти черты образа жизни имперского подданного, его духовные ценности нашли великолепное отражение в лучших произведениях своего времени: стихотворениях Горация с его знаменитым лозунгом сагре Лет -- «лови день», романе Петрония «Сатирикон» с его жуткой картиной морального разложения общества, в сатирах Ювенала, сформулировавшего главное правило римского паразитизма-- «хлеба и зрелищ».

Для сложившейся в Древнем Риме системы культурных ценностей характерно глубокое противоречие между довольно высоким уровнем цивилизации и потребительским характером культуры, ведущим к паразитизму, моральному опустошению и общей апатии. Конечно, не все слои, и классы сложной общественной структуры римского Средиземноморья разделяли такую систему ценностей. В целом можно сказать, что она была приемлема для большей части городских жителей, в то время как сельское население, среди которого было много рабов, различных категорий зависимых людей (колонов, адскриптициев, должников), а также низшие слои свободного крестьянства руководствовались другой системой жизненных координат, другим образом жизни, наполненным тяжким трудом, заботой о семье, строгой моралью и необходимостью выполнять свои обязанности.

В разнородном римском обществе нельзя выделить какую-либо одну ведущую мировоззренческую систему. Можно говорить о трех различных типах мировоззрения. Для высших классов такую роль выполняла философия позднего, или римского, стоицизма, представленного такими выдающимися философами, как Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий

Согласно Сенеке, весь видимый мир есть порождение вселенского божественного разума, который мудро устроил космос, равномерно распределив в нем добро и зло. Венцом творения является человек, в котором так или иначе заключена частица мирового божественного разума. Однако большая часть людей за повседневными делами, погоней за внешними благами, властью и богатством как бы подавляет в себе эти божественные искры. Удаляясь от божественного разума, люди предаются злу, нарушают законы природы, влачат жалкое, полное суеты существование. Лишь лучшие люди, особенно познавшие законы природы, устройства мира, как бы разжигают искры заключенного в них божественного разума, освобождаются от давления жизненных обстоятельств, затягивающей трясины богатства, власти, удовольствий, обретают внутреннюю свободу и устойчивое счастливое существование.

Иной была мировоззренческая система низших классов римского общества. Отмеченное известное процветание и стабильность римской империи благосостояние высших и средних классов общества базировались на тяжелом труде основных производителей материальных благ, рабах колонах, крестьянах, ремесленниках, близкий им низших прослоек античной интеллигенции. Для этих слоев как абстрактные истины стоицизма, утонченные представления о благом вселенском: разуме, противоречивое представление о внутренней свободе и тяжелом внутреннем долге, так и официальный оптимизм и радостная лояльность к власть предержащим, сугубо потребительское отношение к жизни и погоня за материальными благами оказались, в конечном счете неприемлемыми. Занятые тяжелым трудом на полях и мастерских основные производители римского общества создавали свою систему мировоззренческих ценностей, в которой преобладали черты здравого смысла и народной религии. В народной среде пользовались большим уважением традиционные моральные ценности -- уважение к своей семье, дому, соседям. Среди низших слоев населения были широко распространены воззрения, согласно которым трудовая нравственная жизнь угодна богам и получит с их стороны посмертное воздаяние.

в Древнем Риме на космологические представления исключительное влияние оказала религия. Значительные заимствования также были сделаны от предшествующего народа - этрусков.

В Этрурии придавалось большое значение мифологии границ и межевания. Море считалось первоначальной праматерией. Космос подразделялся этрусками на небо, землю и подземный мир (подобное разделение было свойственно очень и очень многим народам в разные эпохи).

Но спецификой собственно Рима было то, что гражданская мифология (представления о священной миссии Вечного города нести цивилизацию, обожествление императоров, ярко выраженная социальность культа) практически полностью вытеснила из массового сознания космогонические мотивы.

ПРИВОРОТ ПО ТЕХНОЛОГИИ ДРЕВНИХ РИМЛЯН

Начнем с самого интересного, то есть с любовной магии. Если честно, описание ритуала выглядит жутковато, но тем не менее. Для того, чтобы приворожить к себе объект страсти, римляне изготавливали две человеческие фигурки: мужскую и женскую из воска или глины. Если объектом приворота была женщина, на груди женской фигурки писали ее имя, а также имя ее матери, если мужчина — его имя и имя отца жертвы. Затем колдун брал 13 медных иголок, и первая втыкалась в голову фигурки со словами: «Я пронзаю твой разум». Затем две иголки втыкались в уши, две — в глаза, одна — в рот, еще одна — в руки, еще две — в талию, две — в половые органы и две — в подошвы ног. Каждый раз, когда иголка входила в фигурку, человек, творивший приворот, произносил: «Я пронзаю каждую твою конечность, и каждая твоя конечность должна помнить обо мне и ни о ком другом». Затем влюбленный (или влюбленная) брал табличку из свинца, писал на ней те же слова, что произносил во время ритуала, связывал вместе мужскую и женскую фигурки и свинцовую табличку обыкновенными нитками. Считалось, что конструкцию нужно обернуть ниткой 356 раз, повторяя «Держи ее (его), Абракас!».

После захода солнца привораживающий уходил на городское кладбище и помещал фигурки в изголовье могилы рано умершего или жестоко убитого человека. Фигурки украшались цветами, после этого человек произносил: «Бог смерти не позволяй ей (ему) принимать удовольствия от других мужчин (женщин), даже от собственного (ной) мужа (жены), но позволяй соединяться только со мной. Соедини нас голова к голове, губы к губам, живот к животу, бедра к бедрам, соедини нас силой тьмы, позволяй совершать ей (ему) любовные акты лишь со мной. Навечно». Ритуал этот назывался «Приворотом на слепую любовь», чаще всего его применяли мужчины, состоявшие в любовной связи с чужой женой.

Прежде чем продолжить, объясню, почему в заговоре упоминается именно Абракас. Как я писала выше, при сотворении ритуалов римляне предпочитали обращаться к «иностранным богам». Абракас — бог, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства, относится к религиозно-мистическому учению Кабалла. В Рим культ Абраксаса попал, судя по всему, из Египта, правда, римляне считали Абракаса не богом, а просто демоном, именно к нему они обращались чаще всего при сотворении приворотов или проклятий.

ПРОКЛЯТИЯ ДРЕВНИХ РИМЛЯН

Уж если на что и был спрос в Древнем Риме, так это на проклятия. Два самых популярных способа извести врага были следующими. Первый — не слишком отличается от ритуала, описанного выше. Жертву изображали на листке бумаги в каком-нибудь неприглядном виде, например, как на фото ниже, с удавкой на шее. Иногда жертву на рисунке «поедали» змеи, иногда он (или она) был изображен в позе мертвой птицы, иногда — связанным по рукам и ногам.

Рисунок сопровождался заклинаниями и обращением к одному из богов чаще всего к грозному Сету или Абракасу. Во втором случае, считалось особенно эффективным многократно повторить магическое слово «абланатханабла», которое, по мнению римлян, обладало прямо противоположным действием, нежели «абракадабра»: «абракадаброй» — лечили, «абланатханаблой» — калечили.

Иногда, для придания большей эффективности проклятию, древние римляне не просто обращались в записках к богам, но и рисовали на записках их портреты, стоит ли говорить, что на проклинающих картинках боги неизменно карали жертву особо жестоким образом

Древнейшие боги Италии и Рима

Сатурн – отец Юпитера. Древний римский бог жизненных сил и земледелия. Соответствовал греческому Крону

Римский бог Сатурн

Сатурн, пожирающий своего сына Нептуна. Картина П. Рубенса, 1636-1638

Опа – жена Сатурна, римская богиня плодородной земли. Соответствовала греческой Рее

Юпитер – верховный римский бог. Олицетворение неба. Источник справедливости, охранитель посольств и договоров, дарователь победы. Ему был посвящёно главное святилище древнего Рима – храм Юпитера Капитолийского. Соответствовал греческому Зевсу

Боги Рима - Юпитер

Бог Юпитер, римская статуя I в. по Р. Х.

Юнона – жена Юпитера, римская богиня небесного света, покровительница женщин и семейной верности. Соответствовала греческой Гере

Боги Рима - Юнона

Боги Рима - Юнона

Нептун – римский бог моря. Соответствовал греческому Посейдону

Плутон – римский бог подземного царства мёртвых. Соответствовал греческому Аиду

Аполлон (Феб) – соответствовал греческому богу с тем же именем

Диана – римская богиня луны и охоты. Соответствовала греческой Артемиде

Минерва – римская богиня мудрости. Соответствовала греческой Афине

Марс –римский бог войны. Соответствовал греческому Аресу

Боги Рима - Марс

Венера – римская богиня любви. Соответствовала греческой Афродите

Амур - сын Венеры, римский бог любви. Соответствовал греческому Эроту

Вулкан – римский бог огня и кузнечного ремесла. Соответствовал греческому Гефесту

Меркурий – римский бог торговли, покровитель путешественников. Соответствовал греческому Гермесу

Церера – римская богиня земледелия. Соответствовала греческой Деметре

Прозерпина – дочь Цереры. Подземная богиня, жена Плутона. Соответствовала греческой Персефоне

Веста – римская богиня домашнего очага, оседлого быта, покровительница семейных и государственных связей. В римском храме Весты на Палатинском холме горел неугасимый огонь, поддерживаемый девственными жрицами – весталками. Соответствовала греческой Гестии

Боги Рима - Веста

Боги Рима - Веста

Эскулап – римский бог врачевания. Соответствовал греческому Асклепию

Янус – римский бог смены времён года, а также всякого начала и конца (в связи с чем изображался двуликим). Охранял входы и выходы, как страж ворот

Квирин – бог битв, сын Марса. По его имени римляне часто именовали себя квиритами

Беллона – богиня военной ярости. Дочь или жена Марса

Фавн (Луперк) – римский бог гор и пастбищ, дающий приплод скоту и детей людям. Соответствовал греческому Пану

Сильван – дух лесов, живущий в пещерах и у журчащих источников. Пугал людей криком. Иногда считался одним из олицетворений Фавна.

Пик – отец Фавна, бог полевых плодов, охотник и земледелец. Священная птица Пика – дятел

Ферентина – римская богиня весны (у соседей римлян, сабинян, – Ферония)

Флора – римская богиня цветов, веселой юности, радостей жизни

Палеса – богиня пастухов Палатинского холма

Теллура – олицетворение материнского лона земли, воспринимающей посев и возвращающей его людям золотой жатвой

Конс – римский бог посева и брака, в честь которого 21 августа отмечался праздник консуалий

Дия (Дея) – покровительница земледельческого округа города Рима. Ей служила жреческая коллегия Fratres Arvales («Полевых братьев»)

Позднейшие римские абстрактные боги, олицетворения отвлечённых понятий

Фортуна – богиня судьбы

Ювентус – богиня молодости

Фидес – богиня верности Рима данным обещаниям, государственной добросовестности

Термин – бог межей и межевых знаков, охранитель земельной собственности

Пакс – богиня мира

Паллор и Павор («бледность» и «страх») – спутники Марса. Соответствовали греческим Деймосу и Фобосу

Виктория – богиня победы. Соответствовала греческой Нике

Салус – богиня здоровья

Фебрис – богиня, охраняющая от лихорадки

Аргентина – бог серебра

Гонор – бог чести и почета

Виртус – богиня доблести

Либертас – богиня свободы

Спес – богиня надежды

Фелицитас – богиня счастья

Конкордия – богиня согласия

Клеменция – богиня милосердия

Деа Рома – богиня-олицетворение города Рима

Наши рекомендации