Лз 21. культура и национальная политика в годы застоя (1965-1985 гг.).

1. Национальная политика руководства СССР в Казахстане;

2. Культура Казахстана в годы застоя.

1. Образованный в 1922 г. СССР, задуманный как федеральное госу­дарство, на самом деле превратился в унитарное. Союзные республи­ки в нем имели ограниченные права и развивались как автономии, а национальная политика сводилась к доктрине интернационализации.

В рассматриваемый период интернационализм был замкнут в догматические, идеологические рамки. Предполагалось, что лишь путем улучшения интернационального воспитания можно решить все национальные проблемы. Воспитание в этом направлении велось в отрыве от реальной жизни, ограничивалось пропагандой идей интернационализации. В этом смысле интернациональное воспита­ние подменяло или вовсе заменяло национальную политику. В национальных республиках, в том числе в Казахста­не, в общественно-политической жизни преобладал европоцентризм, шел процесс абсолютизации роли русской культуры в развитии наро­дов и народностей СССР, что приводило к игнорированию прав социалистических республик на национальную государственность, государственный суверенитет и территориальную целостность. При­давался забвению целый пласт кочевой цивилизации и восточной культуры, являющийся неотъемлемой частью нашей истории, проис­ходил процесс потери исторической памяти, когда настойчиво за­ставляли забыть все то, что было до Октябрьского переворота 1917 г.

Широко пропагандируемое двуязычие в республике было недоста­точно обоюдным. Русским языком в республике владели около 60% казахского населения, тогда как казахским — менее 1% русских. Казахский язык выполнял только 10 из 50 социальных функций, необходимых для его полнокровного существования. Он не обслужи­вал делопроизводство, государственную, дипломатическую, армейскую жизнь, высшую школу, ограничиваясь бытовой сферой. 95% книг издавалось на русском языке, 70% телепередач выходили в эфир на русском языке.

Проявлением нараставших противоречий в национальных отно­шениях явились и события лета 1979 г. в Целинограде. Попытка создания немецкой автономии в 1979 г. в Казахстане и выступления с протестом казахского населения и сегодня остаются одним из «белых пятен» политической истории республики. Деформации в национальной политике вызывали про­тест, особенно среди интеллигенции. Протесты проявлялись через общественные движения и деятельность интеллигенции в сфере культуры.

2. Наиболее прогрессивная часть творческой и научной интеллигенции осужда­ла политику русификации республики, высказывала озабочен­ность состоянием казахского языка, отсутствием суверенных прав у республики.

Так, в 1963 г. в Москве на основе ансамбля «Жас Тулпар» (Моло­дой тулпар) возникло одно из первых неофициальных объединений казахской молодежи, обучающейся в московских вузах. Организаторами и активными членами «Жас тулпара» были М. Ауэзов, Б. Тайжанов, А. Кадыржанов. Подобные объединения затем возни­кли в Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, Одессе, Риге, Павлодаре, Кара­ганде, Целинограде, Семипалатинске, Чимкенте и др. В Караганде оно называлось «Жас казак», в Семипалатинске - «Тайшубар». Таким образом, «Жас тулпар» превратился в неформальное студен­ческое движение.

Отношение официальных властей к этому движению в целом было отрицательным, а его деятельность находилась под наблюдени­ем КГБ. Как и прежде, всякое инакомыслие интеллигенции пресека­лось. Представители интеллигенции, чьи взгляды, отраженные в произведениях литературы и искусства, не вписывались в идеологию и догмы системы, подвергались преследованию. Такая участь, например, постигла талантливую книгу поэта О. Сулейменова «Аз и Я». В ряде выступлений оппонентов О. Сулейменова эта книга определялась как националистическая, пантюрксистская, антирусская. Поэта обвинили в переоценке и преувеличении роли тюрков в истории.

Наши рекомендации