Лз 21. культура и национальная политика в годы застоя (1965-1985 гг.).
1. Национальная политика руководства СССР в Казахстане;
2. Культура Казахстана в годы застоя.
1. Образованный в 1922 г. СССР, задуманный как федеральное государство, на самом деле превратился в унитарное. Союзные республики в нем имели ограниченные права и развивались как автономии, а национальная политика сводилась к доктрине интернационализации.
В рассматриваемый период интернационализм был замкнут в догматические, идеологические рамки. Предполагалось, что лишь путем улучшения интернационального воспитания можно решить все национальные проблемы. Воспитание в этом направлении велось в отрыве от реальной жизни, ограничивалось пропагандой идей интернационализации. В этом смысле интернациональное воспитание подменяло или вовсе заменяло национальную политику. В национальных республиках, в том числе в Казахстане, в общественно-политической жизни преобладал европоцентризм, шел процесс абсолютизации роли русской культуры в развитии народов и народностей СССР, что приводило к игнорированию прав социалистических республик на национальную государственность, государственный суверенитет и территориальную целостность. Придавался забвению целый пласт кочевой цивилизации и восточной культуры, являющийся неотъемлемой частью нашей истории, происходил процесс потери исторической памяти, когда настойчиво заставляли забыть все то, что было до Октябрьского переворота 1917 г.
Широко пропагандируемое двуязычие в республике было недостаточно обоюдным. Русским языком в республике владели около 60% казахского населения, тогда как казахским — менее 1% русских. Казахский язык выполнял только 10 из 50 социальных функций, необходимых для его полнокровного существования. Он не обслуживал делопроизводство, государственную, дипломатическую, армейскую жизнь, высшую школу, ограничиваясь бытовой сферой. 95% книг издавалось на русском языке, 70% телепередач выходили в эфир на русском языке.
Проявлением нараставших противоречий в национальных отношениях явились и события лета 1979 г. в Целинограде. Попытка создания немецкой автономии в 1979 г. в Казахстане и выступления с протестом казахского населения и сегодня остаются одним из «белых пятен» политической истории республики. Деформации в национальной политике вызывали протест, особенно среди интеллигенции. Протесты проявлялись через общественные движения и деятельность интеллигенции в сфере культуры.
2. Наиболее прогрессивная часть творческой и научной интеллигенции осуждала политику русификации республики, высказывала озабоченность состоянием казахского языка, отсутствием суверенных прав у республики.
Так, в 1963 г. в Москве на основе ансамбля «Жас Тулпар» (Молодой тулпар) возникло одно из первых неофициальных объединений казахской молодежи, обучающейся в московских вузах. Организаторами и активными членами «Жас тулпара» были М. Ауэзов, Б. Тайжанов, А. Кадыржанов. Подобные объединения затем возникли в Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, Одессе, Риге, Павлодаре, Караганде, Целинограде, Семипалатинске, Чимкенте и др. В Караганде оно называлось «Жас казак», в Семипалатинске - «Тайшубар». Таким образом, «Жас тулпар» превратился в неформальное студенческое движение.
Отношение официальных властей к этому движению в целом было отрицательным, а его деятельность находилась под наблюдением КГБ. Как и прежде, всякое инакомыслие интеллигенции пресекалось. Представители интеллигенции, чьи взгляды, отраженные в произведениях литературы и искусства, не вписывались в идеологию и догмы системы, подвергались преследованию. Такая участь, например, постигла талантливую книгу поэта О. Сулейменова «Аз и Я». В ряде выступлений оппонентов О. Сулейменова эта книга определялась как националистическая, пантюрксистская, антирусская. Поэта обвинили в переоценке и преувеличении роли тюрков в истории.