Власть как институциональная форма дискриминации одних групп другими
В теории социальной работы рассмотрены различные подходы к институциональным формам проявления власти, осмыслены подходы по ослаблению механизмов дискриминации.
Эйджизм
Процесс или выражение идей, в которых стереотипы относительно людей и /или их дискриминации основаны на возрасте. Эйджизмом обычно называются действия, направленые против пожилых людей, но данный термин может применяться и к другим возрастным группам. В теориях социальной работы осмысляются причины вербальной, физической агрессии к людям старшего возраста со стороны отдельных индивидов и институций, рассматриваются механизмы профилактики и методы помощи нуждающимся.
Этнизм
Негативные установки, приписывающие превосходство и неполноценность одной этнической группы (доминирующей в обществе) над другой (культурные меньшинства).
По мнению исследователей, этнические меньшинства больше страдают не от материальной недостаточности, сколько от невозможности использования механизмов власти. В теории социальной работы данный подход осмысляется в концепции стратегии полномочий. Данная концепция направлена на равноправное и эффективное обслуживание всех клиентов, но и активизацию самопомощи, снятие институциональных отрицательных оценок клиента на основе этнических установок.
Автор считает, что человек проходит через три уровня своего развития:
· Уровень семьи, где формируется доверие и социальная компетентность субъекта;
· Уровень формирования навыков социальной компетентности, на основе взаимодействия с социальными институтами;
· Уровень принятия и выполнения необходимых социальных ролей.
В теории социальной работы обозначены стратегии полномочий, помогающие преодолению данных барьеров. В теоретических подходах уделяется внимание структурному неравенству в обществе, включая такие факторы как динамика экономики и политической власти.
Сексизм
Предпочтение и действия, которые открыто или завуалировано дискриминируют женщин или мужчин на основании их пола. В феминистской теории социальной работы рассматриваются подходы к дискриминации женщин. В данных подходах власть определяется как собственность, и подразумевает контроль и господство.
Исследователи данного подхода считают, что патриархальная концепция власти должна быть изменена, власть должна создавать условия для деятельности других, а не осуществлять функции господства. Проблемы клиентов оцениваются в контексте политической и социальной структуры, выявляются негативные факторы общественной системы, влияющие на индивидуальный жизненный сценарий клиента.
Инвалидизм
Оценивает ограниченные возможности как существенный недостаток человека и на первый план выдвигает задачу его исправления, чтобы данный человек мог соответствовать статичным и консервативным представлениям о социальной норме.
В основе инвалидизма лежит концепция социальной полезности, осуществление власти здоровых людей над людьми с ограниченными возможностями.
Исходя из этого, общественный концепт инвалидизма включает в себя следующие положения:
l Человечество разделено на здоровых людей и людей с ограниченными возможностями;
l Здоровые люди способнее людей с ограниченными возможностями;
l Здоровые люди должны контролировать ресурсы и жизнь людей с ограниченными возможностями.
Теория социальной работы осмысляет основные причины институционализации концептов инвалидизма в обществе. Основными причинами являются механизмы власти, которые выражаются через механизмы барьеров: барьеры отношений, сложившихся в обществе, структурные барьеры, барьеры окружающей среды.
Барьеры | Факторы | |||||||
Отношений | Когнитивные предубеждения | Эмоциональные предубеждения | Поведенческие предубеждения | |||||
Окружающей среды | Язык | Институциональная политика: организационные правила и положения | Профессиональная практика: оценка и профессиональная помощь | Недоступность физического окружения | ||||
Структурные | Иерархические властные отношения и структуры: безвластие людей с ограниченными возможностями | Отказ от человеческих и социальных прав, прав социального обеспечения | Структурные неравенства – нищенство. | |||||
Власть как средство изменения жизнедеятельности клиента.
В теории активизации власть выступает как средство передачи полномочий. Группы самопомощи должны добиваться власти, поскольку тем самым они добиваются реализации своих социальных и политических прав. С другой стороны, власть может быть ресурсом, который передается и активизируется для решения проблем клиента, особенно это актуально при решении проблем в микросоциальной среде. Таким образом, власть важнейшее понятие в теории активизации, она понимается как инструмент притеснения и потенциал решения проблем, то что должно использоваться позитивно.
Власть в контексте действий социального работника.
Властные отношения между социальным работникам и клиентом рассматриваются в теории социальной работы в контексте их взаимодействия. Власть социального работника проявляется в том, что он наделен определенными полномочиями надзора, контроля и помощи. Клиент также обладает властью, она распространяется на предоставление достоверной информации, способах взаимоотношений, выполнение требований и задач, сформулированных совместно с профессионалом. Поэтому внимание к динамике власти во взаимоотношениях – важнейший компонент профессионального взаимодействия.
Социальная справедливость
На понимание и развитие концепта социальной справедливости в теории социальной работы оказали большое влияние как философские, так и социологические подходы, что находит отражение не только в теоретических парадигмах, но и в международном определении социальной работы как профессии.
Как считают российские и зарубежные исследователи в философском познании доминируют дистрибутивные подходы к социальной справедливости, условно которые можно классифицировать по следующим парадигмам:
l эгалитаристская парадигма (равенство потребностей): l меритократическая парадигма (распределение по заслугам): l либертаристская парадигма (социальные преимущества на основе правомочном обладании собственности): |
В социологическом познании главным объектом рефлексии являлись гражданские и политические права человека в контексте благосостояния и социальной политики. В центре внимания данных подходов проблемы справедливого распределения доходов, равенства возможностей, дискриминации и эксплуатации. В философии социальной работы проблемы справедливости и социальной справедливости в частности рассматриваются применительно к социальным проблемам общества и клиента. В этой связи, социальная справедливость выступает как общеметодологический принцип к теоритическим парадигмам социальной работы. Социальная справедливость Осмысляется как удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных ресурсов, доступ к таким услугам как здравоохранение и образование, создание равных возможностей, социальную защиту и обеспечение. Социальная справедливость основное средство защиты человека, условие для развития человечества. В теоретических парадигмах теории социальной работы социальная справедливость помимо общеметодологического принципа выступает в качестве определенного теоретического концепта. В подходах теории активизации социальная справедливость – цель социальной работы, достижение которой возможно при активизации ресурсов потребителей и пользователей услуг, при этом важнейшим компонентом будет являться их представление о мире, на основе собственных знаний. Экосоциальный подход в теории социальной работы осмысляет принципы и подходы по восстановлению контактов индивида с окружающей средой, где социальная справедливость рассматривается в контексте ряда принципов экологического равновесия. При этом достижение социальной справедливости не подразумевает радикальных общественных трансформаций, а направлено на сохранение существующего социального порядка. Радикальный подход в теории социальной работы базируется на ликвидации социального неравенства, в центре внимания проблемы несправедливости, политических действий и социальных изменений. В этой связи достижение социальной справедливости будет являться и целью, и основополагающим принципом действий. |
Социальная проблема
В теории социальной работы социальные проблемы рассматриваются с позиций социологического познания.
Социальная работа, по-существу, становится основой междисциплинарной области исследований нового для России феномена социальной реальности, закономерное появление которого произошло под влиянием развития рыночных отношений в экономике. На начальном этапе развития социальной работы ее предметом мыслилось не общество в целом, а та часть населения, которая оказалась не в состоянии преодолеть трудную жизненную ситуацию своими силами без помощи извне. Для анализа трудных жизненных ситуаций использовались в первую очередь уже разработанные социологией законы и категории. Но с первых шагов своего существования теория социальной работы стала определять зоны смежного пересечения с различными сферами знания, имеющими наработки и традиции в изучении проблемных ситуаций в жизни человека. Такой подход оказался очень продуктивным. Кроме того, предметом социальной работы по мере развития общества, расширения клиентелы социальной работы представляются уже и социальные проблемы. При этом возникает одна из дилемм, характерных для междисциплинарности в теории социальной работы как познавательной практики: соотношение социального и индивидуального.
Многие ученые связывают социальную работу в широком понимании с целым рядом социальных проблем, причем индивидуальная проблема не может рассматриваться в качестве социальной проблемы. Но она может стать социальной в том случае, когда целая группа людей оказывается в аналогичной трудной жизненной ситуации, которую обществу необходимо разрешить.
Как считают исследователи, в научной литературе сложились несколько основных подходов к социальной проблеме как общественному явлению:
l подход с позиции консенсуса
l структурно–функциональный подход
l конфликтный подход
l подход с позиций символического интеракционизма
l подход социального конструирования социальных проблем
Подход с позиций консенсуса. Согласно данной точке зрения, социальная проблема существует тогда, когда «ее считают таковой большинство населения». Эту точку зрения сообщества обязательно должны разделять властные структуры, ответственные за социальный порядок в обществе, которые определяют легитимность данной проблемы.
Структурно-функциональный подход. В основе данного подхода лежат системные представления о противоречиях между социальными нормами и социальной действительностью. Нормы – это стандарты, регулирующие социальное поведение, они определяют институциональные установки, а общество реагирует определенным способом на несоответствие ожиданий и обязательств, что приводит к определенным социальным проблемам.
Подход с позиций конфликта. С позиций данного подхода социальные проблемы возникают в результате «противозаконного социального контроля и эксплуатации». Социальные проблемы соответствуют самой природе капиталистического общества, в основе которого лежат неравноправные принципы экономического распределения материальных благ.
Подход с позиций символического интеракционизма. Представители данного направления считают, что у человека могут возникать проблемы в процессе социального взаимодействия. Проблемы возникают из-за индивидуального понимания о нормах поведения и неумения управлять общением. На возникновение социальных проблем также влияют общественные стигмы, не способствующие межличностному и межгрупповому взаимодействию.
Подход с позиций социального конструирования социальных проблем. В соответствии с данной концепцией проблема становиться социальной при условии, если та или иная общественная группа считает, что тот или иной вопрос является проблемным, требующим оперативного решения и экстренных мер социального, политического и экономического характера. Проблематичность не является изначальным свойством социальной ситуации, а она конструируется определенной группой средствами массовой коммуникацией, тем самым проблематичность является целенаправленной информацией, воздействующей на определенный уровень массового сознания, формирующей определенную заданность социальной проблемы.
Социальные проблемы могут носить общий и индивидуальный характер, иметь различную этиологию оснований, быть причиной либо следствием других общественных, экономических и природных проявлений.
Социальные проблемы общего характера, в которые вовлечены достаточно большие группы людей, могут иметь различные основания от природных катаклизмов до экономических ситуаций, они нарушают устоявшиеся общественные связи, нормы и ценности групп и сообществ. Социальные проблемы общего характера могут иметь формы конфликта и дезорганизации.
Социальные проблемы, выражающиеся в форме конфликта, столкновений противоположных интересов, отражают дисфункции в социальных системах. Национальные, этнические, конфессиональные, общественные конфликты, возникают на основе антагонизмов, предубеждений, на основе отсутствия в обществе уверенности в безопасности.
Социальные проблемы могут проявляться в различных формах дезорганизации, явлениях отклонения от существующих норм и ценностей, проявляющихся в различных формах патологии таких как наркомания, проституция, преступность и другие.
Дезорганизация может быть следствием различных комплексов причин, применительно к социальным проблемам, их можно обозначить как:
l стихийные бедствия;
l кризисы в экономике и политической системе;
l миграция;
l нищета;
l общественная дискриминация.
Социальные проблемы индивидуального характера имеют личностно ориентированную этиологию, в следующих основных формах проявления:
l болезнь,
l инвалидность,
l индивидуальная неустроенность,
l низкая статусность и т.д.
Социальные проблемы индивидуального характера обусловлены комплексом причин, вызванных индивидуальностью субъекта в аспектах его социального функционирования в обществе.
В теории социальной работы подходы к социальным проблемам данного уровня были разработаны Х. Перлман, У. Ридом, К. Джермэном и А. Гитттерманом. В таблице показаны основные причины возникновения проблем на индивидуальном уровне:
Х.. Перлман | У. Рид | К. Джермэн, А. Гиттерман |
§ дефицит материальных средств, § личностные недостатки, отсутствие знаний и опыта; § деформация личности или психическое заболевание; § расхождения между ожиданиями клиента и другими людьми, между личностными запросами и социальной ролью, противоречивостью статусной роли. | § межличностный конфликт; § неудовлетворенность социальными отношениями; § проблемы с официальными организациями; § эмоциональное истощение и проблемы, связанные с принятием решения; § неадекватные ресурсы. | § переломные моменты, обусловленные изменение образа жизни; § отсутствие обратной связи с социальным и ближайшем окружением; § трудностей в общении с семьей и ближайшем окружением |
Таким образом, в основе индивидуальных проблем субъекта лежат модели конфликтного личного поведения, осложненная социализация, неадекватное взаимодействия с социальными институтами и т.д.
Однако понимание социальных проблем с позиций индивидуальной обусловленности не имеет однозначного толкования в теории социальной работы, противоположностью такого подхода являются радикальная и критическая концепции, которые стоят на других позициях.
В соответствии с радикальной и критической теорией социальной работы социальные проблемы имеют не столько индивидуальный, сколько структурный характер, в основе которого лежат проблемы неравенства и дискриминации.
Неравенство как базис социальных проблем, представители данного подхода связывают с угнетением рабочего класса, а не с объективными свойствами общества, как это трактуют представители экономического либерализма.
Социальная проблема анализируется с позиций структурного подхода, при котором индивидуальный фактор субъекта не способен влиять на социальный порядок организации общества. Скорее капиталистическое общество влияет, направляет и определяет отношения и проблематику индивида, тем самым, предопределяя его продуктом социальных отношений. Капитализм – это система, при которой небольшая группа людей накапливает капитал и контролирует основные средства производства, что неизбежно приводит к социальным проблемам, поэтому индивидуальный фактор социальных проблем вторичен, по отношению к структурным общественным изменениям.
Понимание того факта, что источник неравенства лежит в несправедливых и неравноправных отношениях, дал толчок для осмысления феномена «социальной проблемы» в таких теориях социальной работы как теория сопротивления угнетению, антидискриминационная теория и феминистская теория.
Задание 1. |
На основе рекомендованной литературы изучите отечественные подходы к теории власти и теории бедности.
а) На основании изученных материалов постройте таблицу, выделив особенности подходов к институту власти в отечественном и зарубежном познании.
б) На основании отечественных статистических материалов составьте таблицу динамики уровня бедности в РФ за последние 10 лет, с 2000 по 2010 год. Сопоставьте данную динамику с европейскими государствами: Франции, Британии, Германии. Свои выводы и результаты зафиксируйте письменно.
Задание 2. |
Какие формы в современном российском обществе имеют место быть такие проявления как эйджизм, этнизм, сексизм, инвалидизм. Опишите эти примеры. Как современная практика социальной работы противостоит данным негативным явлениям, какие законы РФ де – юре противодействуют данным проявлениям. Свои выводы оформите в таблицу.
Негативные проявления | Практика социальной работы | Законодательство РФ |
Эйджизм | ||
Этнизм | ||
Сексизм | ||
Инвалидизм |
Задание 3. |
Социальная работа должна решать проблемы, которые с точки зрения общества кажутся неразрешимыми и причины которых находятся вне зоны ее действия. Показатели оседлости, показатели числа дискриминированных, дезинтегрированных и бедствующих, криминалистические показатели, показатели проблем суицида и т.д. – это, нормативы общественных патологий, влияние на которые весьма ограничено. Процессы общественной дезинтеграции и попытки интеграции социальной политики и социальной работы находятся в состоянии длительного и неравного противоборства. Бесславная борьба Сизифа против богов сравнима с борьбой социального работника против общественных структур. Социальный работник - со своим навыком к анализу общественных проблем и к саморефлексии – как и Сизиф осознает границы своего положения. В круговороте надежды и безнадежности он должен снова и снова расставаться со своими надеждами, не отказываясь от них. Переживание бессмысленности становится экзистенциальным актом.
Должны ли мы представлять себе социального работника как «счастливого человека»? Свои размышления оформите письменно.
Общие выводы |
§ Дискурс является социально-когнитивным образованием, функционирующим в социально-когнитивной системе, происходит в таких формах, как коммуникации, научения, исследования. § В процессе развития социальной работы происходит формирование основных дискурсивных практик, связанных с понятиями «бедность», «социальная проблема», «социальная справедливость» и др. § Развитие дискурсивных практик теории социальной работы детерминировано политическими, национальными, социологическими и др. факторами. |