Как бы вы расставили знаки препинания в следующем предложении. Свое решение объясните.
Классы
Имя и фамилия участника______________________________
Класс______________________________
1. Верно ли каждое из приведенных высказываний? Если нет, поясните ошибку.
1. Сочетаемость глаголов с субстантивированными словами в винительном падеже без участия предлога называется возвратностью.
2. Причастия и деепричастия в современном русском языке сочетают в себе признаки именных и глагольных частей речи.
3. Лисий (хвост) – качественное прилагательное.
4. Все существительные мужского рода в единственном числе имеют совпадающие окончания родительного и винительного падежей.
5. Слова в словосочетании ходить босиком» связаны связью примыкание.
Произведите морфемный разбор слов, обосновав свои решения.
Предназначен, оклеветанный, раболепствовать, знаменитость, внутри.
3. Найдите все однокоренные слова, помня о том, что в праславянский период – этап развития славянских языков до 4 в. н. э. произошел фонетический процесс смягчения согласных звуков, известный также под названием палатализация, преобразовавший согласные звуки перед гласными переднего ряда (в задании имеются лишние слова).
Водитель, пряжа, между, опрятный, сторговаться, вода, стерегу, вожжи, стужа, медаль, коммивояжер, прясти, студень, медиана, сторожка, стог, медь, студент.
Найдите соответствующие и по значению или однокоренные русские слова в пару к приведенным словам из других европейских языков (в задании есть два лишних русских слова).
Wall (англ.), helm (польск.), garden (англ.), prosie (польск.), torg (шв.), siege (фр. осада), dela (шв.), kustosz (польск. кустодий).
Торжище, доля, хряк, шлем, сидеть, охранник, насыпь (укрепление), город.
Найдите в данных отрывках примеры того, что некоторая служебная часть речи, которая обычно предшествует именной части речи (существительному, числительному или местоимению), иногда может стоять и после именной части речи, с которой связана. Назовите эту служебную часть речи.
1. Правды ради стоит признать, друг, ваше благородство (А. Толстой).
2. Слепая злоба отрицанья рождает боль, туманит взор; но расширяется сознанье – сомнениям наперекор (В. Бойку).
3. Столетие спустя, к середине VI века, на территории региона сложились крупные этнополитические объединения.
6. Выделите в сложных предложениях все грамматические основы (подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя) и расставьте на границах частей цифры, означающие конец одной части, пронумерованной по порядку, и начало следующей части (см. образец). Учтите, что одна часть может разрывать другую, и это должно быть видно по номерам частей (см. часть 3 в образце). Нарисуйте развернутую схему предложения, на которой равноправные части находились бы на одном уровне по отношению друг к другу, а придаточные части располагались бы ниже подчиняющих их главных (см. образец).
Образец: Граф же Растопчин1, 2который то стыдил тех2, 3которые уезжали3, 2то… на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то2, 4что он сожжет Москву4, 2то рассказывал2, 5как он сжег свой дом и написал прокламацию французам5, 6где торжественно упрекал их6, 7что они разорили его детский приют7… – 1этот человек не понимал значения совершающегося события (Л. Толстой).
1. Только что князь Несвицкий хотел двинуться вперед, как опять солдаты и повозки напирали на него и опять прижимали его к перилам, и ему ничего не оставалось, как улыбаться (Л. Толстой).
2. Этот Шигалев, должно быть, уже месяца два как гостил у нас в городе; не знаю, откуда приехал; я слышал про него только, что он напечатал в одном прогрессивном петербургском журнале какую-то статью (Ф. Достоевский).
3. У нас в институте этих сержантов больше, чем в дивизии, да все такие дородные, румяные, кровь с молоком, — им в Зону ходить не надо, и на мировые проблемы им наплевать (братья Стругацкие).
Как бы вы расставили знаки препинания в следующем предложении. Свое решение объясните.
В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка в какой ездят холостяки отставные подполковники штабс-капитан помещики имеющие около сотни душ крестьян словом все те которых называют господами средней руки.
8. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева в орфографии, которая использовалась до 1918 года. Чем отличается наша сегодняшняя система письма от представленной ниже? Укажите как можно больше отличий.
Нашъ Вѣкъ
Не плоть, а духъ растлился въ наши дни,
И человѣкъ отчаянно тоскуетъ…
Онъ къ свѣту рвется изъ ночной тѣни
И, свѣтъ обрѣтши, ропщетъ и бунтуетъ.
Безвѣріемъ палимъ и изсушенъ,
Невыносимое онъ днесь выноситъ…
И сознаетъ свою погибель онъ,
И жаждетъ Вѣры… но о ней не проситъ.
Не скажетъ ввѣкъ, съ молитвой и слезой,
Какъ ни скорбитъ передъ замкнутой дверью:
«Впусти меня! – Я вѣрю, Боже мой!»
«Приди на помощь моему невѣрью!..»
9. Прочитайте внимательно отрывок из произведения xx века. Постарайтесь определить автора. Напишите то, что вам о нем известно. Найдите в отрывке диалектные, устаревшие, просторечные и профессиональные слова. приведите их литературные синонимы, а также – где возможно – однокоренные слова, которые употребляются в современном литературном языке.
Спустя время раскрасневшаяся Мавра, с платком, съехавшим набок, торочила на проулке бабьей толпе:
– И что он, милушки, нашел в ней хорошего? Хоть бы баба была, а то так... Ни заду, ни пуза, одна страма. У нас девки глаже ее выгуливаются. В стану – перервать можно, как оса; глазюки – черные, здоровющие, стригеть ими, как сатана, прости бог. Должно, на сносях дохаживает, ей-бо!
– На сносях? – дивились бабы.
- Кубыть, не махонькая, сама трех вынянчила.
– А с лица-то как?
– С лица-то? Желтая. Глаза тусменныи, – небось не сладко на чужой сторонушке. А ишо, бабоньки, ходит-то она... в Прокофьевых шароварах.
– Ну-у?.. – ахали бабы испуганно и дружно.
– Сама видала – в шароварах, только без лампасин. Должно, буднишные его подцепила. Длинная на ней рубаха, а из-под рубахи шаровары, в чулки вобратые. Я как разглядела, так и захолонуло во мне...