Досократовские школы античной философии
Античная ф-ия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Др. Греции и Др. Риме. Античная ф-ия прошла несколько этапов.
1ый - зарождение и формирование. В 1ой пол. VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады - в Ионии, в г. Милете сложилась 1вая древнегр-ая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.
2ой - зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой ф-ии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.
3ий - закат греч-ой ф-ии в эпоху эллинизма и лат-ой ф-ии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой ф-ии (IV - III вв. до н.э). В этот период наиболее известными течениями эллинистической ф-ии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.
По содержанию ф-ой мысли также выделяют:
Раннюю классику (натуралисты, досократики) Гл. проблемы - "Физис" и "Космос", его строение.
Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Гл. проблема - сущность человека.
Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Гл. проблема - синтез ф-го знания, его проблем и методов и пр
Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Гл. проблемы — мораль и свобода чел-ка, познание и т.п.
1ой ф-ой школой Др. Греции считается милетская школа (начало и середину VI в. до н. э.). Основатель школы - Фалес Милетский. Космологическая концепция Фалеса сводилась к 3 положениям:
1. Все произошло из воды.
2. Земля плавает на воде, подобно куску дерева.
3. Все в мире одушевлено (или "полно богов").
Анаксимандр был 2 великим представителем милетской ш.
1. Источником всего сущего Анаксимандр вечное и беспредельное начало"божественное" ("апейрон" (apeiron).
2. Возникновение мира - борьба и обособление противоположностей, в 1ую очередь тепла и холода. В недрах апейрона возникает зародыш будущего мира, в к-ом влажное и холодное ядро оказывается окруженным огненной оболочкой, ядро постепенно высыхает, пары из него раздувают оболочку, к-ая лопается, распадаясь на ряд колец (или "ободов"). Происходит образование плотной Земли, форма – цилиндр, к-ый не имеет опоры и висит неподвижно в центре сферической Вселенной.
3. Живые существа зародились во влажном иле, покрывавшем Землю. Нек-ые животные вышли из воды на сушу. Среди них были рыбообразные сущ-ва, в чреве к-ых развились люди; чешуйчатая оболочка развалилась.
4. Возникновение и развитие мира - периодически повторяющийся процесс: через определенные промежутки времени мир снова поглощается апейроном.
Последним великим представителем милетской ф-ой школы был Анаксимен.
1. Все вещи происходят из воздуха (разрежение, сгущение)
Непосредственное влияние идей Анаксимена испытали Анаксагор, Диоген из Аполлонии, а также атомисты.
След.школа – пифагорейская. В южноиталийском городе Кротоне Пифагор приобрел большой авторитет и основал ф-ую школу.
В мире всё опред-ся числами или отношениями чисел("все есть число"). Числам из 1ой десятки, пифагорейцы приписывали особые, магические св-ва. Занимаясь св-ами целых чисел, пифагорейцы делили их на классы ("совершенные", "дружественные", "линейные", "квадратные" и др.). Переплетение магии чисел с поисками реальных числовых закономерностей.
Переходя к Гераклиту, мы входим в другой мир - мир ф-ии как таковой. Важнейшим понятием в ф-ой системе Гераклита следует считать Логос, ("Слово").
1ая и важнейшая идея Гераклита - идея борьбы и единства противоположностей.
2ая важнейшая идея - идея безостановочной изменчивости вещей, их текучести("все течет").
2ое фундаментальное понятие в ф-ии Гераклита - это понятие огня как первоосновы всего сущего("этот космос, 1 и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий").
Гераклитовская ф-ия резко критиковалась элеатами(г. Элей). Основателем школы считают Ксенофана (ок.570-480 гг. до н.э.). В последующем главой школы стал Парменид, ему принадлежит выработка понятия «бытие» (Бытие — это то, что всегда есть; оно едино и вечно); (ничто не изменяется, мир – вещественный шар, мир един), а его легендарным учеником Зенон Элейский (реальность и видимость не совпадают, движения нет в мыслимом мире, но не в чувственном). Систематизировал и завершил традиции этой школы Мелисс Самосский (V в. до н.э.). Форм-ие античной ф-ии заканчивается в школе элеатов. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита проблему множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий). Вычленяя понятие бытия, они обозначают им единую, вечную, неподвижную основу всего существующего. Элеаты показали современникам, что важно искать противоречия в объяснении реальности.
Левкипп и Демокрит.