Быть буддой, быть просветленным — самое обыкновенное дело.

Быть буддой, быть просветленным — самое обыкновенное дело. Говоря «обыкновенное», я имею в виду, что только так и должно быть. Чем-то необыкновенным, экстраординарным оно выглядит только благодаря тебе — это ты создаешь так много препятствий, ты так их любишь.

Сначала ты создаешь преграды, а потом пытаешься их преодолеть. Это тебя окрыляет. Для начала скажу, что препятствий никаких нет. Но твое эго почувствует себя не в своей тарелке — тебе непременно нужно проделать долгий путь, чтобы добраться к самому близкому, самому интимному. А ведь ты всегда был с ним рядом.

Потому не ищи чего-то таинственного. Всего лишь будь простым и невинным. И тогда все существование откроется тебе. Ты не сойдешь с ума, ты будешь просто смеяться над абсурдностью затеи: все было у тебя под рукой, а ты никак не мог его достичь. Барьера никакого не было. В каком-то смысле все было заложено в тебе изначально. Просто удивительно, как ты умудрялся постоянно этого не замечать.

Если стать по-настоящему пустым, то все сущее, реальность во всей ее полноте откроется тебе. Она и сейчас не закрыта — доступно все. Ты закрыт. Твой ум занят.

Когда твой ум будет пуст, не занят, ты откроешься — и состоится встреча. Тогда все станет прекрасным в своей тотальной обыкновенности.

Потому и говорится, что познавший становится абсолютно обыкновенным. Он — единое целое с реальностью. Жаждать чего-то особенного — путь эго, и все пути эго создают пропасти, отделяют тебя от реальности,

Будь пустым — и все случится.

Но не ожидай чего-то особенного. Нирвана не есть нечто экстраординарное. Когда я говорю так, что происходит с твоим умом? Когда я говорю: «Нирвана не есть нечто экстраординарное», какие ощущения это вызывает в тебе? Что ты чувствуешь? Ты чувствуешь разочарование. В уме наверняка возникает вопрос: тогда зачем бороться? Зачем тогда прилагать столько усилий? Зачем медитировать? Кому нужны все эти техники?

Приглядись к уму — ум является проблемой. Подавай ему что-то особенное. Из-за этого своего желания ум постоянно порождает особенное. В реальности нет ничего особенного: либо вся реальность особенна, либо ничто не особенно.

Благодаря этому желанию ум создал не одни небеса, не единственный рай. Ему недостаточно одного, он выдумывает множество. У христиан есть один-единственный рай, у индуистов их семь —когда так много хороших людей, для них должна быть уготована иерархия. Лучшие из лучших, куда они отправляются? Этому нет предела. Во времена Будды существовала одна секта, чьи верования требовали семь сотен видов рая. Надо же куда-то размещать эго: самое высшее из них должно отправляться в высший рай.

Вот что все мы делаем. Обладая некими представлениями о чем-то «особенном» в конце пути, мы только благодаря этому и движемся. Но учти, именно из-за этого «особенного» ты как раз никуда и не продвигаешься, ты продвигаешься лишь в своих желаниях: Такое «движение» — это не прогресс, ты просто ходишь по кругу.

И если после этого ты все еще сможешь медитировать — прекрасно зная, что ничего особенного не случится, что ты всего-навсего примиришься с обыкновенной реальностью, что ты будешь в гармонии с этой обыкновенной реальностью, — если с пониманием этого ты сможешь медитировать, то просветление станет возможным в то же мгновение.

Но с этим пониманием ты вряд ли будет расположен медитировать — ты скажешь: «Да ну его все, раз ничего особенного не случится». Люди приходят ко мне и говорят: «Я медитирую в течение вот уже трех месяцев, а ничего не происходит». Желание... это желание и создает барьер. Все может случиться в один миг, когда желание исчезает.

Потому не желай ничего таинственного. Вообще ничего не желай. Просто будь невинным, будь как дома в реальности.

Будь обыкновенным — быть обыкновенным чудесно. Благодаря этому исчезнет всякое напряжение, уйдут все страдания. В обыкновенности кроется огромная тайна, ибо это так просто.

Для меня медитация — вроде забавы, игры, это не работа. Но ты по-прежнему воспринимаешь ее как работу, ты мыслишь категориями работы. Было бы неплохо понять различие между работой и игрой.

Работа нацелена на конечный результат, она не самодостаточна. Она должна куда-то привести, к некоему счастью, к цели, к какому-то завершению. Она — мост, средство. Сама по себе она не имеет смысла. Смысл состоит в цели.

Игра — нечто совсем иное. Она лишена какой бы то ни было цели — она сама скорее и есть цель. За ней не прячется никакое счастье — где-то там, вовне; быть в игре — значит быть счастливым. Она не принесет тебе никакого счастья за своими пределами, вне ее нет никакого смысла — все, что она дает, находится внутри нее, все внутреннее. Ты играешь без какой-либо причины, просто потому, что в данный момент тебе это доставляет удовольствие. Никакой цели нет.

Вот поэтому лишь дети способны искренне предаваться игре; чем взрослее ты становишься, тем меньше ты способен играть. Оттого, что появляется все больше и больше целей, ты все чаще и чаще начинаешь спрашивать: зачем, почему я должен играть в игры? Ты всс больше и больше начинаешь ориентироваться на цель: чего-то нужно достигать с помощью игры, сама по себе она смысла не имеет. Внутренняя ценность утрачивает для тебя всякий смысл. Только дети могут играть — они не размышляют о будущем. Они могут присутствовать в данном моменте вне времени.

Медитация должна походить на игру, а не погоню за целью. Нельзя медитировать ради достижения чего-то—тогда теряется вся суть. Лучше вообще не медитировать, если ты делаешь это во имя какой-то цели. Ты способен медитировать, лишь когда ты играешь, наслаждаешься медитацией, ни за чем не гонишься, видишь красоту в ней самой.

Медитация ради самой медитации... тогда она происходит вне времени. Тогда эго не может возникнуть.

Когда у тебя отсутствует желание, ты не можешь проецировать себя в будущее, не можешь потворствовать своим ожиданиям, тебя никогда не постигнут разочарования. Без желаний время по-настоящему исчезает: ты плывешь от одного мгновения вечности к другому мгновению вечности. Нет никакой последовательности... в этом случае ты никогда не станешь задаваться вопросом, почему ничего особенного не происходит.

Что касается меня, то я еще не познал тайну. Сама по себе игра — уже тайна; быть вне времени, вне желаний — тайна. А быть обыкновенным — это «цель», если позволите употребить это слово. Быть обыкновенным — вот цель.

Если тебе удастся стать обыкновенным — ты освобожден, для тебя перестанет существовать сансара, перестанет существовать мир.

Весь этот мир — это борьба за то, чтобы быть экстраординарным. Кто-то прибегает к политике, кто-то к экономике, кто-то — к религии. Однако вожделение всё то же.

«The Book of Secrets», глава (VBT Vo! 2, глава 26)

Что такое невинность?

Наши рекомендации