Медитация — не что иное, как средство.
Медитация — не что иное, как средство, помогающее тебе осознать свою истинную сущность, которая не создана тобой, которую не нужно создавать самому, — она уже есть. Ты родился с ней. Ты уже являешься ею! Ее требуется только открыть. Если это невозможно, если общество препятствует этому, — а ни одно общество не позволит этому случиться, ведь истинная сущность опасна — она представляет угрозу для устоев церкви, государства, угрозу для толпы, традиции, ведь когда человек познает свою подлинную сущность, он превращается в индивидуума. Теперь он не подвластен психологии масс, он расстанется со всяческими суевериями, не позволит себя эксплуатировать и быть ведомым, как стадо скота, не станет подчиняться приказам и командам.
Он станет жить, ведомый своим светом; он станет жить в гармонии со своим естеством. Его жизнь наполнится невероятной красотой, целостностью.
«The Dhammapada: The Way of the Buddha», том 2, глава 8
Ты сможешь отчетливо почувствовать, что принесет тебе реализованность, что поможет тебе расцвести. Что бы это ни было, у каждого индивидуума оно будет различным — в этом и состоит значение слова «индивидуум»: каждый человек уникален. А отправиться на поиски своей уникальности — нечто совершенно захватывающее, это величайшее приключение.
«Guida Spirituale», глава 2
Глава 11
ЛЮБОВЬ
Почему я так боюсь любви?
Любовь всегда вызывает страх, ведь любовь — это умирание, гораздо большая смерть, чем тот обычный конец, о котором тебе известно.
С приходом обычной смерти тело умирает, однако это вовсе не смерть. Тело — что платье: когда оно устаревает, ты покупаешь себе новое. Это не смерть, это смена — смена платья, смена дома или пристанища. Но ты остаешься, остается твой ум — все тот же старый ум в ином теле, все то же старое вино в новых бутылках. Меняется форма, но не ум, меняется очертание, но ум остается прежним. Потому смерть в обычном понимании — не истинная смерть; любовь — вот истинная смерть: тело не умирает, но умирает ум, тело остается прежним, но эго исчезает.
Если ты любишь, тебе придется отбросить все представления о самом себе. Если ты любишь, ты не можешь быть эго, потому что эго не допустит любви. Между ними существует вражда. Если ты встанешь на стороне эго, то не сможешь впустить любовь. Если выберешь любовь, то будешь вынужден отбросить эго. Отсюда — страх.
Когда к тебе приходит любовь, тебя охватывает страх — больший, чем страх смерти. Именно поэтому любовь покинула мир. Лишь совсем изредка случается так, что на кого-то нисходит любовь.
То, что ты зовешь любовью, — просто фальшивая монетка: ты сам ее выдумал, ведь без любви жить очень трудно. Трудно потому что жизнь утрачивает смысл, становится ничего не значащей. Без любви жизнь лишена поэзии. Без любви дерево растет, но не может расцвести. Не зная любви, ты не способен танцевать, праздновать, испытывать благодарность, молиться. Храм, не наполненный любовью, превращается в обыкновенное здание, но с приходом любви даже обычный дом трансформируется, преображается в храм. Без любви ты остаешься просто потенциалом — пустым жестом.
Когда в тебе есть любовь, твое существование впервые обретает смысл. С возникновением любви — впервые — пробуждается твоя душа. Эго растворяется, а душа воскресает.
Без любви жить невозможно, оттого человечество и пустилось на эту уловку. Люди изобрели некую хитрость, трюк, состоящий в следующем: они стали изображать видимость любви, дабы эго могло благополучно существовать само по себе. Ничто не меняется, и ты можешь вести эту игру в любовь: можешь продолжать думать, будто любишь, продолжать верить в свою любовь. Но взгляни на свою любовь — что она несет? — ничего, кроме несчастий, ничего, кроме ада, ничего, кроме конфликтов, раздоров, насилия.
Проанализируй свои любовные отношения. Они скорее сродни отношениям ненависти, чем любви, И уж лучше называть их ненавистными отношениями, чем любовными отношениями. Но из-за того, что все вокруг живут именно так, тебе и в голову не приходит, что это неправильно. Каждый носит в кармане фальшивую монету, вот тебе и невдомек. Цена подлинной монеты любви неимоверно высока: приобрести ее можно лишь ценой утраты самого себя. Другой возможности не существует.
Потому вопрос совершенно уместный.
Твое эго — нечто фальшивое, просто понятие, за которым не кроется ничего, туча в небе твоего естества; просто туман, нечто невещественное, лишь видение. Любовь вынуждает тебя отбросить все, что не является твоим, и готова раскрыть пред тобой все то, что у тебя есть и всегда было. Любовь возвращает тебе тебя; эго упорно скрывает тебя от себя самого, тогда как любовь приподнимает эту завесу. От этого возникает страх. Страх естествен, но тебе нужно его преодолеть.
Имей мужество, довольно быть трусом. Подлинная прочность твоего существа испытывается с возникновением любви. Прежде ты и сам не знал, из какого теста ты вылеплен. В обычной жизни, на рыночной площади, среди обыденности и суеты, в мире амбиций и политических игр твой истинный характер не подвергался проверке. Ты никогда не проходил испытания огнем.
Любовь — это огонь.
«Come Follow То You», том 4, глава 6