Как мне побороть желание быть особенным?
Оттого, что ты уже особенный, нет необходимости становиться особенным. Ты уже особенный, ты уже уникальный — Бог никогда не создает меньшее.
Каждый из нас уникален, в высшей степени уникален. Никогда не было никого похожего на тебя, и впредь не будет такого человека, как ты, — никогда. Бог использовал эту форму в первый и единственный раз, потому нет никакой нужды стремиться стать особенным — ты уже им являешься. Если ты попытаешься стать особенным — ты станешь обыкновенным. Само это стремление произрастает из недопонимания. Оно рождает путаницу: твои попытки стать особенным означают, что изначально ты полагаешь — ты не особенный. Ты уже стал обыкновенным. Ты упустил суть.
И теперь, раз ты изначально считаешь себя обыкновенным, ты ломаешь голову, как же стать особенным? Ты испробуешь все способы, но так и останешься обыкновенным, потому что твоя основа, твой фундамент неверен. Да, ты можешь отправиться к кутюрье и заказать себе более элегантное платье, ты можешь изменить стиль прически, можешь воспользоваться косметикой, ты можешь нахвататься информации и стать более эрудированным, можешь изобразить нечто и считать себя художником, можешь проявить себя в той или иной сфере и обрести славу, известность, однако глубоко внутри ты все равно будешь знать, что ты — обыкновенный. Все эти вещи — лишь внешняя оболочка. Как ты можешь трансформировать свою обыкновенную душу в экстраординарную? Не существует такого способа.
А Бог и не оставил никаких способов, потому что он никогда не творит обыкновенных душ — чтобы не думать о твоей проблеме. Он уже наделил тебя особенной, экстраординарной душой. Он никогда бы не дал ее никому другому. Она сотворена лишь для тебя.
Мой совет тебе — осознай собственную неповторимость, Нет никакой необходимости стремиться к ней, она уже в тебе — просто осознай это. Погрузись в свою сущность и почувствуй. Даже отпечаток твоего большого пальца уникален — ни у кого нет похожего на твой. Ни у кого нет глаз, похожих на твои, нет голоса, напоминавшего бы твой, нет такого запаха, как у тебя. Ты —абсолютное исключение. В мире не существует твоего дубликата. Даже близнецы не похожи —какими бы похожими они ни казались, они разные. Они идут по жизни разными путями, различны способы их роста, они достигают становления как различные индивидуальности.
Нужно только осознать это.
Ты спрашиваешь: «Как мне побороть желание быть особенным?»
Просто прислушайся к этому факту. Просто углубись в себя и приглядись — стремление быть особенным исчезнет. Когда ты поймешь, что ты уже особенный, желание стать им отпустит тебя. Если ты ожидаешь, что я вооружу тебя какой-то конкретной техникой по борьбе с этим желанием, то тебе навредит сама техника. Ты вновь станешь пытаться что-то предпринять, вновь попытаешься стать кем-то. Раньше ты пытался стать особенным, теперь пытаешься не становиться особенным. Но все равно — усилия, усилия... совершенствование так или иначе, но никогда не приятие себя таким, каков ты есть.
Вот все мое послание: прими себя таким, какой ты есть, — ведь Бог принимает тебя. Бог уважает твою природу, а ты до сих пор не научился ее уважать. Будь несказанно счастлив оттого, что Бог дал тебе жизнь, что Бог позволил тебе существовать, видеть Его мир, слышать Его музыку, видеть Его звезды, видеть Его людей, любить и быть любимым — чего еще тебе желать? Радуйся! Я говорю снова и снова радуйся всему этому! И в самом этом ликовании мало-помалу в тебе молнией вспыхнет осознание того, что ты неповторим.
Но помни: не как эго придет к тебе осознание собственной неповторимости на фоне остальных. Нет, в тот момент ты поймешь, что каждый человек особенный. Обыкновенных попросту нет. В этом и заключается критерий: если ты считаешь, что ты — особенный, более особенный, чем тот мужчина, более особенный, чем вон та женщина, — то ты еще ничего не понял. Все это — игра эго Ты особенный — но не в сравнении с другими, особенный — но не относительно кого-то, ты особенный таким, каков есть.
Одному дзэнскому мастеру задали вопрос — профессор пришел к нему и спросил:
— Почему я не такой, как ты? Я хочу стать похожим на тебя. Почему я не такой? Почему я не безмолвен, подобно тебе? Почему не мудр, как ты?
Мастер ответил:
— Подожди немного. Сядь в тишине. Наблюдай. Наблюдай за мной, наблюдай за собой. И когда все уйдут, я дам тебе ответ, если вопрос к тому времени еще будет тебя беспокоить.
Весь день люди приходили и уходили, ученики обращались к мастеру с вопросами, а профессор все больше и больше нервничал — время шло впустую. А ведь мастер сказал: «Когда все уйдут...»
Наконец наступил вечер, и они остались одни. Профессор сказал:
— Ну все, достаточно. Я прождал весь день. Так как насчет моего вопроса?
В этот момент восходила луна — была ночь полнолуния. Мастер спросил профессора:
— А ты разве не получил ответа?
На что профессор возмутился:
— Но ведь ты так и не сказал ничего.
Мастер рассмеялся. Он сказал:
— Я весь день давал ответы множеству людей. Если бы ты был внимателен, ты бы понял. Но раз так — выходи. Пойдем в сад там видна полная луна и эта прекрасная ночь. — Затем мастер говорит: — Взгляни на этот кипарис. — В саду рос огромный кипарис, простиравшийся высоко в небо, почти до самой луны, луна словно висела в его ветвях. — И вон на тот невысокий куст.
Но профессор снова возмутился:
— О чем ты? Ты разве позабыл о моем вопросе?
Мастер сказал:
— Я и отвечаю на него. Этот куст с кипарисом жили в моем саду на протяжении долгих лет. Я ни разу не слышал, чтобы куст спросил у кипариса: «Почему я не такой, как ты?», — и не слышал также, чтобы кипарис спрашивал у куста: «Почему я не такой, как ты?» Кипарис — это кипарис, куст — это куст, и оба счастливы быть теми, кто они есть».
Я — это я, ты — это ты. Любое сравнение порождает конфликт. Сравнение привносит амбиции, сравнение привносит подражание.
Если ты спрашиваешь: «Почему я не такой, как ты?», если ты вознамеришься стать мной, — а это приведет к краху всей твоей жизни, — ты станешь подражателем, копией. А если ты подражатель, ты теряешь самоуважение.
Очень трудно встретить человека, уважающего себя. Почему это такая редкость? Почему отсутствует благоговение перед жизнью — твоей собственной жизнью? А если нет благоговения перед своей жизнью, то как ты можешь благоговеть перед жизнью других? Если ты не уважаешь свое существо, разве ты будешь способен уважать куст розы или кипарис, луну или людей? Разве
сможешь ты почитать своего учителя, своего отца, мать, друга, жену или мужа? Разве ты сможешь уважать своих детей, когда не испытываешь уважения к себе?
Но встретить человека, уважающего себя, — огромная редкость.
Почему? Потому, что тебя учили подражать.
С самого детства тебе говорили: «Стань таким, как Христос» или «Стань таким, как Будда». Но зачем? Зачем тебе становиться таким, как Будда? Будда не стал тобой. Будда был Буддой. Христос был Христом. Кришна — Кришной. Зачем тебе быть таким как Кришна? Что ты такого натворил, какой грех совершил что должен стать вторым Кришной? Бог не создавал второго Кришну. Он не создавал второго Будду, второго Христа — никогда! Потому что Ему не по душе создавать одно и то же снова и снова. Он — творец, а не сборочный конвейер: один «форд», другой «форд», третий «форд» — «форды» выходят из Его рук, как с конвейера, один в один. Бог — не конвейерная лента. Он — творец оригиналов, Он никогда не повторяется.
То, что уже было, не будет представлять никакой ценности. Только вообразите Иисуса, снова находящегося среди вас. Он никуда не впишется! Он будет старомоден, будет антиквариатом, сгодится лишь в музее — больше нигде.
Бог никогда не повторяется. Но тебя всегда учили быть кем-то другим. «Стань кем-то другим — соседским сыном, например. Стань таким, как он. Посмотри, какой он умный. Посмотри... вон та девушка — как грациозно она двигается. Будь такой, как она!» Тебя всегда учили быть таким, как кто-то другой.
Никто не сказал тебе: «Будь собой» и уважай то, каков ты есть, это дар Божий.
Никогда никому не подражай — вот что говорю я. Ни при каких обстоятельствах.
Будь собой — вот все твое обязательство перед Богом. Будь собой! Будь собой настоящим — и ты поймешь, что особенный. Бог возлюбил тебя сильно — вот почему ты есть! Вот почему ты в первую очередь существуешь, иначе тебя бы не было. Твое существование — знак Его огромной любви к тебе.
Но твоя уникальность проявляется не в сравнении с другими, ты не являешься особенным по сравнению с соседями, друзьями, женой, мужем. Ты просто особенный, потому что ты один такой. Ты — единственный в своем роде. В этом смысле, при таком понимании все попытки стать особенным исчезнут сами собой.
Пытаться стать особенным в твоем случае — все равно что пытаться приделать змее ноги. Так ты погубишь змею. Ты думаешь из чувства сострадания ты приделываешь змее ноги. «Бедная змейка, как же она будет ходить, не имея ног?» Как если бы змея попала в руки сороконожке. А той стало так жалко змею, что она подумала: «Бедная змея, у меня — сорок ног, а у нее — ни одной. Как же она будет ходить? Ей нужны по меньшей мере пара-тройка ног». И если она изловчится и приделает эти ноги к туловищу змеи, то змея погибнет. Змея прекрасно себя чувствует такой, какая она есть, ей не нужны никакие ноги.
Ты хорош таким, какой есть. Вот что я зову уважением к своей сущности.
И уважение к самому себе не имеет ничего общего с эго, запомни это. Уважение к себе — это не самоуважение. Уважать себя означает уважать Бога! Это — уважение к творцу, потому что ты — это полотно, Его рук полотно. Уважая полотно, ты выражаешь почтение художнику.
Уважай, принимай, осознавай — и все глупые затеи стать особенным исчезнут.
«I Say Unto You», том 2, глава 4
Глава 4
УМ